Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Нефтекамский многопрофильный колледж
Литературно-музыкальная композиция:
«Из поколения в поколение это богатство передалось…»
Автор: преподаватель русского языка и
литературы высшей квалификационной
категории НМПК Саманова А.Г.
Чтение открывает перед нами прежде всего мир собственной души: человек познает величие человеческого духа, проникается чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей. И я одной из основных задач в своей работе считаю приобщение студентов к радостям жизни в мире книг.
Уроки-конференции, творческие конкурсы, внеклассные мероприятия, неделя детской книги и вообще вся моя работа направлена на то, чтобы студенты действительно жили в мире книг.
В нашей школе дети любят читать. Они увлеченно и с большим воодушевлением готовятся к читательским конкурсам.
В целях развития интереса к литературе, к поэзии, поддержки студентов в области художественного творчества, развития читательских интересов, повышения речевой культуры, развития роли чтения в семье, воспитание подрастающего поколения в патриотическом духе была проведена литературно-музыкальная композиция: «Из поколения в поколение это богатство передалось.» Сценарий был написан исходя из каталога библиотеки семьи Минязевых. Они стали победителями зонального конкурса «Лучик» в номинации «Cчастливые книги семьи» и завоевали право участия в районном конкурсе.
С большим интересом слушали зрители выступление Минязевой Альфии. ученицы .Она с гордостью отметила, что книги – это не только неисчерпаемый источник знаний, а роскошное общение с мыслью, радость бытия и удивительное открытие.
Зрители были в восторге, увидев на сцене оживших литературных героев.
Заряд веселья и энергии получили ребята, когда на сцене появились Мальвина и Буратино.
С трепетом и волнением в сердце слушали зрители воспоминания ученицы 8 класса Минязевой Альфии о дедушке, который впервые ввел внучку в мир книг. А с какой трогательной нежностью рассказала она о книгах, которые передавались из поколения в поколение.
Большую зрительскую симпатию завоевали мама, папа, младший брат Альфии. Их выступление сыграло огромное значение в развитии интереса к чтению и повышения роли чтения в каждой семье.
Из задушевных строк любителей книг зрители узнали о том, что семейные книги Минязевых стали путеводной звездой для многих.
Мероприятие достигло поставленных целей и понравилось всем участникам и зрителям. Дети ушли с вечера в приподнятом настроении, оживленно обсуждали его и внесли предложение почаще проводить такие мероприятия.
В разработке представлены стихотворения собственного сочинения.
Цель: воспитать в юных душах любовь к чтению, чувства патриотизма интернационализма ; сопричастности к тому, что происходит вокруг нас, на материале изучения творчества писателей; научить детей понимать и сочувствовать чужой беде; развить навыки истолкования художественного текста, читательских интересов; развитие и поддержка детей в области художественного творчества, выявление одаренных детей, повышение речевой культуры учащихся.
Задачи:
- помочь разобраться учащимся в смысле общения человека с книгой;
- убедить, что книга - это не только средство «убить время», а нечто большее и серьёзное;
- пробудить в учащихся желание к постижению неизведанного , формировать осознанный интерес к чтению.
Звучит музыка, и на сцене появляется лучшая читательница –победительница конкурса «Лучик»
Ученица :
Книга – это чудо! Я с детства радуюсь и удивляюсь этому чуду. В самом деле. Невелико это чудо, а в нем может поместиться весь мир, Солнце с планетами и звездами. Это чудо стало для меня лучшим другом, советчиком и помощником.
Беззаботное, счастливое детство. Мне кажется, что мое детство начинается с этого заветного семейного уголка. Сижу на коленях дедушки, а он мне читает, читает, читаю.. И я сама, этого не замечая, вхожу в новый, тогда еще не очень большой уголок жизни. И это на всю жизнь запало в мою память душу. С тех пор книги для меня стали самыми близкими друзьями, а наша семейная полка священным уголком. Прошли годы, но я еще с трепетом в сердце вспоминаю Золушку, Дюймовочку, Мальвину, Белоснежку и многих других сказочных героев.
А сколько бессонных ночей проводила и провожу, проглатывая страниц любимых книг. Сколько впечатлений оставил у меня в памяти первый литературный герой. Я впервые взяла в свои руки книгу и познакомилась с Буратино - веселым, никогда не унывающим деревянным человечком . Смеялась, плакала, следя за его забавными похождениями и радовалась их счастливому концу; научилась понимать, что хорошо и что плохо, бороться со злом и побеждать его.
С волнением и теплотой вспоминаю о книге Пескова «Отечество». Самые простые вещи оживают в его рассказе. Он, как сказочник, может искать с нами клад, открывать заново слова народной мудрости – «без хлеба нет песен»; из его книг я также узнала о том, как роют колодцы, бурят скважины в поисках нефти, ловят рыбу, пасут овец, убирают пшеницу. Но самое главное - из мозаики впечатлений для меня сложился яркий, трудовой образ Родины. Да! Каждая из этих книг открытие. Они передавались из поколения в поколение. Это самое сокровенное в нашей семье. Я счастлива, что у нас такая богатая библиотека, и здесь я провожу все свое свободное время. Очень часто я вспоминаю героев прочитанных литературных произведений. Они утешители в болезнях, наставители в добродетели. Иногда я разговариваю с ними и во сне и наяву, и мои герои как будто оживают...
Появляются литературные герои прочитанных книг.
Сын полка
Эту повесть любишь, знаю -
Прочитала ты не раз,
И поэтому во сне
Я приснился в этот раз.
Посмотри, какая гордость,
Мое имя – сын полка!
Хочешь, заберу тебя ,
Станешь дочерью полка.
А в часы затишья будешь
Книги воинам читать.
О войне на миг забудем,
Легче будем отдыхать.
Маленький Принц
Весна наступила,
Много дел у меня.
Я с вопросом пришел
К тебе в этот раз.
Держите в чистоте вы деревню свою?
Как живется у вас родникам?
А как встретили птиц? Нет ли жалоб у них?
И деревья в лесу не в обиде?
А болит ли душа, если что – то не так?
Расспроси ты ребят, мы за все ведь в ответе.
Наташа Ростова
Когда ты проснешься, не будет меня.
Явилась к тебе лишь во сне.
Ты стала подругой моей,
Я так привязалась к тебе.
И слезы и горе мое принимаешь,
Страдаешь ты вместе со мной.
Ты добра, благородна, а порою наивна,
Останься, подруга, такой.
На сцену выходят Буратино и Мальвина, звучит песня
Всем известен мальчик Буратино.
Всем известна девочка Мальвина.
Встреча с нами радость для души,
Нас любят все малыши.
Каждому, каждому книжки так нравятся
И все читают их с упоением.
Каждому, каждому мы подарок принесли,
Пусть читают дети с удивлением
Ученица :
Испытания временем прошли эти книги
И оставили след во многих сердцах:
На семейную полку смотрю я с любовью,
И в детство как будто возвращаюсь опять.
Всегда буду помнить, как светлую память,
Как дед читал мне в первый раз:
С этого времени книга – советчик,
Книга – помощник для меня каждый раз.
С героями сказок на ковре - самолете
В дальние страны летала не раз.
Читать и писать еще не умела,
А как полюбила, ах, книги, я вас!
А сколько открытий сделано было,
Когда научилась читать.
Каждая книга – нераскрытая тайна,
Сколько бессонных ночей проводила у вас.
Не только герои говорят в этих книгах,
Слова мне близких людей в них звучат.
Из поколения в поколение
Это богатство передалось.
Журнальный столик тоже память о прошлом –
Своими руками дед смастерил.
Оживленно беседуя о книжках любимых,
Сидим мы часами за ним.
Я знаю, «Киссаи Юсуфа»
Дедушка перечитывал не раз,
И не случайно в семейном альбоме
Прекрасные отзывы хранятся о вас.
Звучит отзыв дедушки (аудиозапись)
Все мне знакомо даже в деталях,
Словам в этих книгах жизнь ведь дана.
Читая страницы, познал радость победы,
Как самое заветное храню и сейчас.
Умейте дивиться привычному слову
И связать прошлое с настоящим вы днем.
Хорошая книга – огромное чудо.
Любите ее, дружите вы с ней!
Ученик:
Сегодня нет с нами любимого деда,
Но он оживает, когда беру вас.
Уроки жизни по любимым книгам
Как будто дает он в школе у нас.
И не случайно приходят ребята,
Листают страницы, хотят видеть вас.
Как о примерном семьянине, о мудром человеке
Вспоминают односельчане о вас.
Помню, бабушка подарила мне книгу,
Когда я пошел в первый класс.
«Будут трудности, внук мой ,
Бери в руки этот рассказ».
Детство бабушки проходило
После разрухи, войны.
Теперь только я понял -
Книга «Честь» была опорой ей.
Роман Баширова и сам полюбил я ,
Настольная книга она у меня.
Быть добрым и честным , когда нужно смелым,
Она научила меня.
Беру я Берггольц, читаю Цветаеву -
Счастливые книги семьи.
Разные люди, разные судьбы,
Военные годы встают предо мной.
Легко ли им было - в 16,17
За нас с вами, дети, жизнь отдавать?
Но на устах у всех лишь звучало:
«Умрем, если надо, за Родину-мать!»
Врезалась в память поэма Джалиля:
Сколько таких матерей?
Порой утешают, порой вдохновляют
Любимые книги мои.
Огромная радость, когда собираемся
В заветном углу всей семьей.
И с нами всегда – наши товарищи,
Они постоянно в семейном кругу.
На сцену выходят члены семьи.
Выступление мамы
Все эти книги не только о чем-то,
В каждой из них - частица души.
И в самом обычном видеть прекрасное,
И зло побеждать учат они.
С трепетом в сердце всегда вспоминаю,
Как самое ценное в жизни своей -
Так благодарна я Троепольскому,
Он начертил судьбу ведь мою.
Поразила меня «слепота» окружающих,
Появилось желание всегда всем помочь.
Самыми близкими друзьями стали,
Столько узнала о животных из книг.
Всмотреться, услышать с тех пор научилась.
Безмолвный голос порою зовет:
«Приоткрой свое сердце, посочувствуй другому,
Будь милосердным, ты – человек!»
Кто не волнуется, читая Айтматова,
Высокие чувства пробуждаются вновь.
Страсти могучие, легкую нежность
Всем нам приносит любовь.
Папа сегодня тоже
Хочет нам что-то сказать.
Прочитанных книг так много,
Есть каждому о чем вспоминать.
Выступление папы.
О «Детях капитана Гранта»
Я могу целый день говорить.
Как будто впервые был счастлив,
На вопросы свои в ней нашел я ответ.
И почти я с ней не расставался,
Под подушку клал по ночам,
И во сне так часто отправлялся
В дальние путешествия сам.
И решил поступить, несомненно,
На географический факультет.
«Кто весел, тот смеется,
Кто хочет, тот добьется!» -
Слова песни стали девизом вдруг.
Каков климат в Прибалтике,
Где что расположено,
Как же живется народу в Литве,
Дивился, увидев своими глазами,
Когда путешествовал я по стране.
И учу сегодня детей я,
Как Грант, храбрыми быть.
Куда бы судьба не забросила,
Родину нашу любить
Выступление младшего брата
Горжусь папой, мамой, восхищаюсь сестрой я -
Лучшая читательница в школе она.
И когда вырасту, надеюсь тоже
Стану победителем я!
Студент
А сегодня для всех устроим
Мы дома праздник книг.
Пригласили детей из колледжа
В наш семейный круг.
На сцене появляются дети.
Ученик:
Хотим вам сказать большое спасибо,
Сюда мы приходим почти каждый день.
Путеводной звездой эти книги нам стали
И так нам дорог ваш семейный альбом.
Ученица:
Каждая книга – великое чудо!
Столько полезного получили от них.
Смелее, добрее всегда становились,
Листая страницы любимых книг.
Ученик:
Узнали о том, что наша деревня
Частица огромной страны.
И если придется, на защиту Отчизны,
Не колеблясь, встанем мы!
Ученица:
На зарю и закат смотрю с удивлением,
Мы дети счастливой страны!
Но какою ценой завоевано счастье -
Мы, люди, забывать не должны!
Оглянитесь вокруг, как прекрасна земля,
Наша малая Родина –родной край!
Отличной учебой, хорошей работой
За ее процветание мы бороться должны!
Мы хотим, чтоб всегда царил мир и покой,
Пусть всегда светит солнце и безоблачно небо…
И всегда пусть минует угроза войны,
Раздается пусть смех и хорошая песня!
Звучит песня «Прекрасное далеко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина)