Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Избранные вопросы математики» для 11 класса составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ.
Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ на 2018-2019 учебный год.
Учебного плана МБОУ Воробейнская СОШ на 2018-2019 учебный год.
Программа данного курса позволяет повторить и систематизировать знания обучающихся по решению различных задач, а также уделить внимание решению нестандартных заданий. Курс индивидуальных занятий представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы и систематизировать знания учащихся в решении задач по основным разделам математики и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Содержание курса построено таким образом, чтобы наряду с поддержкой базового курса математики старшей школы повторить материал основной школы, а также рассмотреть решение задач повышенного уровня сложности, включенных в сборники контрольно-измерительных материалов и не нашедших отражения в учебниках. Курс ориентирован на удовлетворение любознательности старшеклассников, развивает умения и навыки решения задач, необходимые для продолжения образования, повышает математическую культуру, способствует развитию творческого потенциала личности.
Цель курса:
создание условий для формирования и развития у обучающихся навыков анализа и систематизации полученных знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ; воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
Задачи курса:
создать условия для усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач;
создать условия для развития умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
создать условия для формирования и развития у старшеклассников аналитического и логического мышления при проектировании решения задачи;
продолжить формирование опыта творческой деятельности учащихся через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач;
создать условия для развития коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Программа реализуется в 11 классе по 1 ч в неделю во втором полугодии учебного года. Всего на проведение занятий отводится 17 часов.
В организации процесса обучения в рамках рассматриваемого курса используется урочная форма.
Для реализации программы используется учебно – методический комплект, включающий:
1. Шарыгин И. Ф. Факультативный курс по математике: Решение задач: Учебное пособие для 11 класса средней школы. М.: Просвещение, 1989. – 252 с. : ил.
2. ЕГЭ. Математика. Базовый уровень: типовые экзаменационные варианты: 30вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. -192 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
3. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. - 256 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
Содержание курса
Уравнения, неравенства и их системы (5 ч)
Основная цель – отрабатывать способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств и их систем.
Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических уравнений и неравенств. Основные приемы решения систем уравнений. Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений, неравенств с двумя переменными и их систем.
Преобразование выражений (2 ч)
Основная цель – отрабатывать способы преобразования дробно- рациональных, иррациональных, тригонометрических, показательных, логарифмических выражений.
Преобразование степенных выражений. Преобразование показательных выражений. Преобразование логарифмических выражений. Преобразование тригонометрических выражений.
Модуль и параметр (3 ч)
Основная цель – формировать умение учащихся применять основные способы решения заданий с модулями и заданий, содержащих параметр.
Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. Решение показательных, логарифмических уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр. Функционально-графический метод решения показательных, логарифмических уравнений, неравенств с модулем, параметром.
Производная и ее применение (4 ч)
Основная цель – отрабатывать способы применения производной к исследованию функций и построению графиков, для нахождения наибольшего и наименьшего значения и экстремумов функции.
Нахождение производной функции, вычисление углового коэффициента касательной, составление уравнения касательной. Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремумы. Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных, в том числе социально-экономических, задачах.
Планиметрия. Стереометрия (3 ч)
Основная цель – отрабатывать способы решения стереометрических задач, вызывают наибольшие затруднения у старшеклассников
Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. Углы в пространстве. Расстояния в пространстве. Вычисление площадей поверхности и объемов многогранника. Вычисление площадей поверхности и объемов тел вращения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«Избранные вопросы математики», 11 класс
№ п/п | Название тем | Количество часов |
1. | Уравнения, неравенства и их системы | 5 |
2. | Преобразование выражений | 2 |
3. | Модуль и параметр | 3 |
4. | Производная и ее применение | 4 |
5. | Планиметрия. Стереометрия | 3 |
| ИТОГО | 17 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
повторить и систематизировать ранее изученный материал школьного курса математики;
освоить основные приемы решения задач;
овладеть навыками построения и анализа предполагаемого решения поставленной задачи;
овладеть и пользоваться на практике техникой прохождения теста;
познакомиться и использовать на практике нестандартные методы решения задач;
повысить уровень своей математической культуры, творческого развития, познавательной активности;
познакомиться с возможностями использования электронных средств обучения, в том числе Интернет-ресурсов, в ходе подготовки к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ
1. А.П.Ершова, В.В. Голобородько. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов. Разноуровневые дидактические материалы. – М.: Илекса, 2002.
2. Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев и др.] – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
3. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б Кадомцев и др.] – 15-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2006.
4. ЕГЭ-2018. Математика: типовые экзаменационные материалы: 10 вариантов/ под ред. А.Л. Симонова, И.В. Ященко. – М.: Национальное образование, 2018.
5. Журнал «Математика в школе», рубрика «Готовимся к ЕГЭ».
6. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: 2016: Математика/ авт.-сост. И.Р. Высоцкий, Д.Д. Гущин, П.И. Захаров и др. ; под. ред. А.Л. Семенова, И.В. Ященко. – М.: АСТ: Астрель, 2016.
7. Шарыгин И.Ф. Факультативный курс по математике. Решение задач. Учеб. пособие для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1989.
8. http://www. ege.edu.ru/ - официальный информационный портал единого государственного экзамена
9. http://mathege.ru. - Открытый банк заданий единого государственного экзамена по математике
10. www.problems.ru - База данных задач по всем темам школьной математики.
11. http://fipi.ru. – ФИПИ
12. ЕГЭ. Математика. Базовый уровень: типовые экзаменационные варианты: 30вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. -192 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
13. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2018. - 256 с. – (ЕГЭ. ФИПИ – школе).
14. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов /под ред. И. В. Ященко. – М. : Издательство «Национальное образование», 2019. - 256 с. – (ЕГЭ. ФКР – школе).
Календарно- тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Вид контроля | Дата проведения | Примечание |
план. | факт. |
УРАВНЕНИЯ, НЕРАВЕНСТВА И ИХ СИСТЕМЫ (5 ч) |
1. | Различные способы решения дробно- рациональных, иррациональных уравнений и неравенств | Занятие – обсуждение | Наблюдение, обсуждение. | | | |
2. | Различные способы решения тригонометрических уравнений и неравенств | Практическое занятие | Письменные работы учащихся | | | |
3. | Различные способы решения показательных и логарифмических уравнений и неравенств | Практическое занятие. Работа в парах | Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль | | | |
4. | Основные приемы решения систем уравнений | Практическое занятие. Работа в парах | Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль | | | |
5. | Решение уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем | Вынесение результатов работы на коллективное обсуждение | Самооценка и оценка товарищами. | | | |
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ (2 ч) |
6. | Преобразование степенных и тригонометрических выражений | Работа в парах. | Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль | | | |
7. | Преобразование показательных и логарифмических выражений | Практическое занятие. Работа в парах | Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль | | | |
МОДУЛЬ И ПАРАМЕТР (3 ч) |
8. | Решение уравнений, неравенств и их систем, содержащих модуль. | Работа в парах. | Наблюдение, взаимоконтроль | | | |
9. | Решение уравнений, неравенств и их систем, содержащих параметр | Вынесение результатов работы на коллективное обсуждение | Обсуждение полученных результатов | | | |
10. | Функционально-графический метод решения уравнений, неравенств с модулем, параметром | Практическое занятие | Проверочная работа | | | |
ПРОИЗВОДНАЯ И ЕЁ ПРИМЕНЕНИЕ (4 ч) |
11. | Нахождение производной функции, составление уравнения касательной | Работа в парах | Наблюдение, результаты письменных работ, взаимоконтроль | | | |
12. | Физический и геометрический смысл производной. Производная сложной функции | Практическое занятие | Обсуждение, защита своих работ, оценка товарищами. Рецензирование | | | |
13. | Наибольшее и наименьшее значения функции, экстремум | Работа в малых группах | Обсуждение, защита своих работ, оценка товарищами | | | |
14. | Применение производной для решения прикладных задач | Работа в малых группах. Практическое занятие | Наблюдение, взаимоконтроль | | | |
ПЛАНИМЕТРИЯ. СТЕРЕОМЕТРИЯ (3 ч) |
15. | Способы нахождения медиан, высот, биссектрис треугольника. Нахождение площадей фигур. | Работа в группах | Наблюдение, проверочная работа | | | |
16. | Вычисление площадей поверхности и объемов многогранников и тел вращения | Практическое занятие | Обсуждение полученных результатов | | | |
17. | Итоговое занятие | Практическое занятие | Защита своих работ | | | |