02.02.21г. 2-Г класс
Тема урока. Изложение текста по вопросам
Цель урока:
- учить письменно пересказывать текст;
- развивать орфографическую зоркость, расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к птицам.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся.
- Итак, друзья, внимание!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Все ребята тут,
Все работу ждут.
К нам пришли сегодня гости!
Повернитесь поскорей –
Поприветствуйте гостей!
- Здравствуйте, здравствуйте!
Приветствует вас
Старательный, внимательный 2-Г класс!
- Ко мне, ребята, повернитесь,
Все тихонечко садитесь.
- К уроку все готовы? (Да)
Можем начинать тогда.
Будем все внимательны, делать всё старательно.
Думать, прежде чем писать, и пятёрки получать!
Откройте тетради. Запишите число (2 февраля), Классная работа. Выполните каллиграфическую минутку (Жж, Шш)-какая вспомогательная линия понадобится для написания заглавных букв? (верхняя).
П. Постановка учебной задачи
- Сегодня мы будем работать с текстом, учиться высказывать свое мнение, составлять рассказ, будем писать изложение (слайд)
Помогут мне ученики-консультанты (Михайличенко Алиса, Тур Владик, Комаров Игорь)- их задача информативная
- Что такое изложение? (Это пересказ текста (устный или письменный)).
Отгадайте загадку: «Снится ночью пауку (слайд)
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит- плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали?... Это……
- Внимательно посмотрите на экран. Что это за птица? А каких птиц вы знаете?
Об этой птице мы узнаем из упражнения 50 на странице 29
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Развитие речи. Работа с рассказом В. Бианки (упр. 50 стр.29)
1.Знакомство с текстом (чтение учителем). С29, упр.50
(при чтении руки свободные, осанка прямая)
2. Беседа по содержанию.
-Кто главный герой? (Оляпка)
- В какое время года происходят события? (Зимой)
- Где происходит событие? (На льду речки)
- Что сделала оляпка? (Нырнула в прорубь)
- Зачем она это сделала? (Искала пищу)
- Почему ей не холодно в воде? (Её перья покрыты тонким
слоем жира)
Физкультминутка Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Покачайтесь так, ребятки.,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.
3. Орфографическая подготовка.
-Найдите в тексте слова с изученными орфограммами.
Запись на доске и в тетради.
1. Мороз – парный по глухости/звонкости на конце слова.
2. Речки – буквосочетания чк, чн пиши без ь.
3. Прорубь – парный по глухости/звонкости на конце слова.
Значение слова прорубь (консультанты) (слайд)
4. Пища, пищу – ча/ща -пиши с буквой а, чу/щу пиши с буквой у.
5. Жир – жи/ши пиши с буквой и.
4. Определяем тему текста. (То, о чем/о ком говорится в тексте)-рассказ о
водяном воробье-оляпке)
- ученики-консультанты дополняют рассказ о птичке. (слайд)
Озаглавим текст (Оляпка)
- запись в тетрадях: Изложение
Оляпка
Определим главную мысль текста (что хотел рассказать автор текста, на что обратил внимание читателя)
- В какое время года происходит событие? (зимой)
- А как живётся птицам в это время года? (трудно: нет пищи, холодно)
- Как человек может помочь птицам? (мастерить кормушки, не обижать-
не бросать камни, не стрелять из рогатки)
- Как переносит зиму птичка-оляпка? (не мёрзнет)
- Что не даёт ей замёрзнуть? (тонкий слой жира)
Итак, что же хотел рассказать нам автор текста – Виталий Бианки? (Оляпка-птичка особенная) (слайд)
Это и есть главная мысль текста.
- Сколько частей должно быть в тексте? (три).
Ученики-консультанты (начало текста, основная часть, концовка)
Физкультминутка Выполним разминку:
Этот пальчик маленький,
этот пальчик слабенький,
Этот пальчик длинненький,
Этот пальчик сильненький.
Этот пальчик большачок
А все вместе- кулачок!
5. Написание изложения по вопросам.
Посмотрите на вопросы к тексту в учебнике на странице 29.
- Сколько вопросов? (5)
Прочитайте их.
- Как вы думаете, какие вопросы относятся к 1 части?(1,2)
- 2 части (3,4)
- 3 части (5) (слайд)
Ответим на эти вопросы письменно. Текст записываем с красной строки!
Ученики находят ответы в тексте упражнения. Текст записывается в тетради
1. В сильный мороз на льду речки весело пела птичка. (слайд «Сижу
правильно!»)
Это водяной воробей-оляпка.
Красная строка! Начало 2 части!
Оляпка нырнула в прорубь.
Она искала пищу.
Красная строка! Начало 3 части!
Оляпке зимой не холодно. Её перья покрыты тонким слоем жира.
Прочитайте текст, который вы записали. Сверяем текст- слайд
-Как мы меняли слово птичка? (воробей-оляпка, она, оляпка)
-Зачем? (чтобы не было повторов)
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке(итог)
- Закончите предложения: (слайд)
• Урок помог мне...
• Для меня было сложным...
• Мне понравилось...