Подэтапы, методы, приёмы | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
| Подготовительный этап | |
Организация и мотивация деятельности | Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся на экскурсию на ваш школьный двор. Меня зовут Яна Артёмовна, а меня Арина Анатольевна. | Слушают |
Актуализация знаний и формулирование темы | А по какой причине мы туда отправимся вы узнаете, когда послушаете стихотворение А. Плещеева Теплей и ярче солнце встало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала». — О каком времени года эти строки? — Какие весенние месяцы вы знаете? А как вы думайте, меняется ли погода, когда наступает весна? Что именно происходит? Исходя из ваших ответов, давайте подумаем, какая тема будет у нашей экскурсии. Тема нашей экскурсии «Изменение погоды весной» А как вы думайте, какая цель у нашей экскурсии? Целью нашей экскурсии является: узнать какие изменения в природе происходят весной. | Слушают О весне Май, апрель, март Да меняется. Тает снег, прилетают птицы, трава зеленеет и т.д. Изменение погоды весной. Цель: Узнать какие изменения в природе происходят весной |
Инструктаж № 1 | Весна приходит тихо и незаметно. Солнце с каждым днем посылает на землю все больше тепла, пробуждает природу от зимнего сна. По небу плывут ярко-белые пушистые облачка. Идет первый весенний дождь. Пройдет несколько дней — и весна становится более смелой и говорливой. Сегодня мы с вами отправимся на ваш пришкольный участок, где мы будем наблюдать изменения весной в живой и неживой природе. Но, чтобы пойти нам на экскурсию послушайте правила поведения: Соблюдать дисциплину, выполнять все указания педагога; При движении не нарушать построения группы: не перебегать, не обгонять товарищей, не кричать, не толкаться; Мы с вами пройдём в гардероб, оденемся и встанем в колону по двое человек. Выйдем на школьный двор и пройдём на игровую площадку. Встать нужно в полукруг, не мешая своим одноклассникам. Во время игр нельзя уходить с игровой площадки. Когда мы будем выходить из школы, нужно идти за учителем и не уходить с построенного маршрута. Когда наша экскурсия закончится, вам нужно встать в колонну по два и идти за учителем в школу. После того как мы зайдём в школу, снимаем верхнюю одежду и в колоне по два идём тихо в класс. | Слушают |
Инструктаж №2 | Когда будем возвращаться с экскурсии нужно: Внимательно выслушать нас Соблюдать правила поведения в строю Быть в колонне по двое Идти колонной во двое, держась за руки Не уходить со школьного двора А сейчас тихо встаём и идём одеваться. | Слушают |
| Основной этап | |
Метод «Беседа» | — Какой сейчас месяц весны? Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем. А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце? Какого цвета небо? Есть ли сегодня ветер? Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие). Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет). А теперь рассмотрим растения. Ребята, какие деревья и кустарники растут возле школы? А знаете ли вы, что изменяется в жизни деревьев и кустарников с наступлением весны? Растения "пробуждаются": в них происходит сокодвижение. Почки наливаются и увеличиваются, появляются сережки. Из укрытий, перезимовав, появляются насекомые. Есть ли листья на деревьях? Какого они цвета? А теперь давайте посмотрим на траву. Пробуждение травянистых растений происходит незаметно для людей. Луковицы и корневища выпускают побеги ещё под снегом. Когда толщина снежного покрова уменьшается, появляются бутоны. В первый солнечный день начинается цветение. Такие виды цветов называют первоцветами, подснежниками. Какие растения вы знайте? | Слушают май Можем/Не можем Голубое Есть/Нет Называют осадки если они есть Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет. Растения пробуждается и начинают цвести. Есть Зелёного Отвечают |
Физ. Минутка Игра «Совушка» | А сейчас мы поиграем с вами в игру «Совушка» Внимательно послушайте правила игры. По команде «День» вы должны изображать животных, птиц и произвольно передвигаться по двору. По команде «Ночь» все замирают, а «Совушка», которую мы выберем в начале игры, «летает» между «зверушками», «птичками» и наблюдает за ними. Вы можете поменять положение или перейти с одного места на другое, но так, чтобы «совушка» не увидела и не услышала. Кого «совушка» увидела, выходит из игры. Последние 3 игрока, которые не пойманы, считаются победителями. Если вы готовы, то давайте начнём. | Выполняют Физ.минутку |
Метод «Беседа» | В жизни животных весной тоже происходят изменения. Можете назвать какие? Весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней, а так же некоторые животные выходят из спячки весной. Например заяц зимой меняет цвет. Знайте на какой? Правильно белый. А зачем он так делает? Верно. Он меняет цвет, чтобы защитить себя от хищников. А давайте поговорим о птицах. Ребята вы знайте что делают некоторые птицы весной? Правильно, птицы прилетают из тёплых мест. А как вы думайте почему они улетают в тёплые места? Многие птицы ищут места, в которых тепло, есть обилие пищи, а также возможность размножаться и защищаться от хищников. Птиц, которые улетают в тёплые края называют перелётными. К перелётным птицам относятся: цапли журавли аисты утки гуси лебеди дрозды чижи грачи ласточки Вы когда-нибудь видели птиц на своём школьном дворе? Если да, то каких? С наступлением весны просыпаются насекомые, которые всю зиму прозимовали под снегом, они спали в листьях, в коре дерева, в щелях домов. Каких насекомых вы знаете? | Отвечают Весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней, а так же некоторые животные выходят из спячки весной. Заяц белый Он меняет цвет, чтобы защитить себя от хищников. птицы прилетают из тёплых мест. |
Упражнение «Отгадывание загадок» | А теперь давайте подгадываем загадки Кленам, липам и дубочкам Новые дарю листочки, Милых пташек приглашаю Возвратиться с юга И на север провожаю Зимушку-подругу. (Ответ: Весна) Он растет красивый, нежный, Голубой иль белоснежный. Даже раньше расцветает, Чем на речке лед растает. Распустился точно в срок Первый мартовский цветок. (Ответ: Подснежник) Снежок растаял и с полей Бежит проворливый…. (Ответ: Ручей) Пробивается в апреле, Все поля позеленели! Покрывает как ковром Поле, луг и даже двор! (Ответ: Трава) Не пешеход, а идет, Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку, Назовите-ка отгадку? (Ответ: Дождь) | Отгадывают загадки |
Игра с мячом | Давайте поиграем в игру Для этой игры нам нужно встать в круг Я буду кидать мяч каждому из вас и задавать вопросы, вы должны на них ответить. Перечисли месяцы весны. Почему птицы зимой улетают в тёплые места? Назови тему нашей экскурсии Зачем заяц меняет цвет зимой? Какие птицы относятся к перелётным? Назови животного который весной выходит из спячки? Как изменяются растения с приходом весны? Каких птиц называют перелётными? Где жили насекомые, когда была зима? Становиться ли теплее, когда наступает весна? Отлично ребята, я вижу вы хорошо усвоили тему нашей экскурсии. Сейчас встаём парами и тихо заходим в школу. Снимаем верхнюю одежду и проходим в класс. | Играют с мячом и отвечают на вопросы Заходят в школу |
| Заключительный этап | |
Оценивание учащихся и самооценивание. Рефлексия. | Тихо садимся на свои места. Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы, что вам удалось увидеть и какие же перемены происходят в природе с наступлением весны? Что вы узнали во время экскурсии? Что вам удалось запомнить? Каких животных вы запомнили? А сейчас вам нужно оценить свою деятельность, которая была на экскурсии, рассказать, что вам понравилось и запомнилось. Я буду говорить начало предложения, а вы заканчивать. - мне сегодня было интересно … - я узнал, что…. - мне было легко … - больше всего мне понравилось…. - мне было не интересно … | Садятся на свои места. Слушают Отвечают |
| Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят… Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют – посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской, от зари до зари! Наша экскурсия подошла к концу. Нам было очень приятно работать с вами сегодня, вы все хорошо справились. До свидания, до новых встреч! | Прощаются |