Цель: Развитие исследовательских умений: нахождение информации с помощью наблюдений и опытов (моделирования).
Обобщение: Всё течёт, всё изменяется. (Изменения происходят всегда и везде). Опыты помогают людям узнавать новое.
Содержание: Естествознание.
Материал и оборудование: Всё необходимое для проведения опытов, позволяющих проиллюстрировать процесс изменения рельефа местности:
умение формулировать вопрос урока;
самостоятельно определять цель исследования;
осуществлять практическую деятельность в соответствии с планом (эксперимент, соцопрос и т.д.), используя имеющееся оборудование;
устанавливать, оценивать, сравнивать результаты взаимодействия систем, устанавливать их взаимосвязь, зависимость от условий взаимодействия;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
делать вывод по результатам исследования;
самостоятельно оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Орг. момент. | | |
Повторение пройденного. Мотивация. | Какую тему мы начали изучать на предыдущем уроке? Что такое изменение? А на уроках окружающего мира? Земля и жизнь на ней. К какой мысли мы пришли с вами на прошлом уроке? Что мы делали на предыдущем занятии? Почему нам понадобилось искать факты для доказательства? Можно ли сделать так, чтобы не осталось сомнений, что рельеф местности меняется со временем? Где и как можно найти необходимые факты? (продолжение составления плаката) На доске появляются картинки - обозначения (картинка - книги) (картинка - подзорная труба) (картинка - колбы). Вывод: Нам поверят больше, если не только прочесть записи об изменениях, которые вы сможете сделать при изучении книг, но и сами сможете понаблюдать за происходящими изменениями или поставить опыты, которые позволяют их обнаружить. Рассказ учителя. На Северном море у побережья Германии есть остров ГЕЛЬГОЛАНД. Тысячу лет назад это был большой остров. На нём были холмы и горы, где люди строили себе жилища. Через 500 лет площадь острова уменьшилась почти в 4 раза. Прошло ещё 500 лет. Теперь от острова остались только две скалы. Что же случилось с островом? Не «съел» же кто-то огромный кусок земли? Дети высказывают свои гипотезы. | Изменение Изменение –это переход от того что было, к тому, что стало. Что всё течёт, всё изменяется. Искали факты для доказательства изменений. Да Прочитать Понаблюдать Поставить опыт (сделать модель) На этапе отрабатывается умение формулировать вопрос. На этапе отрабатывается умение самостоятельно определять цель своей работы Дети высказывают свои гипотезы |
Подготовка к работе в группах | Сегодня, мы с вами проведём опыты (моделирование), которые помогут нам убедить любого человека в том, что вокруг нас постоянно происходят какие-то изменения, в том числе рельефа земли. Но прежде, давайте разработаем правила безопасности при проведении опытов. (ответы детей записываю на облачках) Правила безопасности при проведении опытов: 1.Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому. 2..Каждую вещь клади на место. 3.Не разбрызгивай жидкости, все делай аккуратно. 4. Нельзя ничего пробовать на вкус. 5.Делать все нужно дружно! Итог: Итак, мы с вами вывели правила безопасности при проведении опытов. А теперь докажем, что с помощью опытов (моделей) можно увидеть изменения и узнать новое. | Дети называют правила |
Работа в группах (Моделирование) | У вас на столах инструкции, в которых описана последовательность проведения моделирования. (стр.136-137 учебника) Результаты проведения моделирования разных поверхностей Земли и вывод вы будете записывать на рабочих листах белого цвета. Для того, чтобы сделать наиболее точный и правильный вывод, можете воспользоваться текстами – объяснениями, которые помещены на рабочих листах белого цвета. Как только группа готова к ответу, то она прикрепляет к доске звёздочку с номером группы. Моделирование: 1 группа «Образование кратеров» 2 группа «Образование дюн в пустыне» 3 группа «Разрушение горы под действием ветра» 4 группа «Образование родника» 5 группа «Река и вынос осадков» (Группы распределяют роли, выполняют задания) | Проводят моделирование и результаты фиксируют на рабочих листах. На этапе отрабатывается умение самостоятельно составлять план исследования. |
Обмен информацией. Обсуждение результатов | Моделирование проводится по плану: 1. Смоделировать процесс изменения рельефа местности; 2. Зарисовать схему изменения; 3. Подготовиться к выступлению перед классом; 4. Продемонстрировать классу свою работу, объяснить, что происходит; Конечный результат (что произошло?). Сравнение с исходным; 5. Сделать вывод. Какие силы вызвали изменение? ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ Выступление групп по результатам исследования. //Связав выводы групп, учащиеся делают заключение о том, что сила всегда приводит к изменению. | Группы по очереди представляют свою работу, пользуясь помощником ответов. На этапе отрабатывается умение выделять главную информацию, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности |
Подведение итогов. Обобщение. Формулировка выводов, рефлексия Оценка деятельности | ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВКИ ОБОБЩЕНИЯ Действительно ли модели помогли получить новые доказательства того, что изменения происходят всегда и везде? Что можно узнать с помощью моделирования? Какое обобщение мы можем сформулировать? Ответили ли мы на вопрос урока? (Да, мы сформулировали обобщение: изменения происходят всегда и везде Вывод. Изменения происходят под воздействием сил: воды, ветра и др. Результат изменения рельефа местности зависит от условий взаимодействия сил природы. Вернёмся к вопросу. Нужно ли нам уточнять обобщение? Учащиеся приходят к выводу, что обобщение, нуждается в дополнении, уточнении. Варианты обобщений: Изменение происходит всегда, когда действует сила. Изменения происходят только тогда, когда действует сила. Толька сила может привести к изменению. РЕФЛЕКСИЯ Какая цель была поставлена на уроке? Была ли она достигнута? Что помогло достичь цель? Какие еще навыки развивали? | Да Много интересных фактов о том, какие изменения происходят вокруг нас. Модели помогают узнать новое. Дети записывают обобщение. |