СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 13

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

1.  Тип 1 № 23268

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

 

Уровень организации Пример
Клеточный Строение цианобактерий
  Озеро как место обитания озерной лягушки

2.  Тип 2 № 55749

В эксперименте исследователь планирует с помощью химических реагентов подавлять рост пыльцевой трубки у самоопыляющегося цветкового растения. Как при этом изменится количество созревших плодов у растений и количество семязачатков?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

 

Количество плодов Количество семязачатков

3.  Тип 3 № 41835

В яйцеклетке человека 23 хромосомы. Какое количество Х-⁠хромосом содержит соматическая клетка женщины? В ответе запишите только число хромосом.

4.  Тип 4 № 23035

Определите вероятность в процентах проявления промежуточного фенотипа в потомстве от скрещивания гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

5.  Тип 5 № 55807

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначено полярное тельце?

6.  Тип 6 № 55808

Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

А)  Происходит в зоне размножения

Б)  Образуются ооциты II порядка

В)  Происходит увеличение размеров клетки

Г)  Образуются гаплоидные клетки

Д)  Происходит конъюгация гомологичных хромосом

Е)  При делении образуются диплоидные клетки

 

 

 

ПРОЦЕССЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

7.  Тип 7 № 50643

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых примеров относятся к геномным мутациям?

 

1.  Появление дополнительной Y-⁠хромосомы.

2.  Замена аденина на гуанин.

3.  Разворот участка хромосомы.

4.  Перенос плеча с одной хромосомы на другую.

5.  Трисомия по 21 паре хромосом у человека.

6.  Триплоидия.

8.  Тип 8 № 27564

Установите последовательность процессов, происходящих в первом делении мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Укорачивание нитей веретена деления.

2.  Выстраивание бивалентов по экватору клетки.

3.  Прикрепление нитей веретена деления к центромерам хромосом.

4.  Образование гаплоидных дочерних клеток.

5.  Компактизация и сближение гомологичных хромосом.

9.  Тип 9 № 63480

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

 

1

2

3

4

5

6

Каким номером на рисунке отмечена сизая плесень?

10.  Тип 10 № 63481

У становите соответствие между признаками и организмами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ПРИЗНАКИ

 

А)  конкурирует с белой плесенью

Б)  обладает способностью формировать микоризу

В)  одноклеточный гриб

Г)  плодовое тело без ножки

Д)  получает энергию путём спиртового брожения

Е)  возможность перехода от паразитизма к сапротрофности

 

 

 

ОРГАНИЗМЫ

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

11.  Тип 11 № 55813

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для класса членистоногих, представитель которых изображён на рисунке, характерны:

 

1)  наличие паутинных желёз;

2)  деление тела на голову, грудь и брюшко;

3)  жаберное дыхание;

4)  одна пара антенн;

5)  наличие трёх пар ходильных ног;

6)  только простые глаза на голове.

12.  Тип 12 № 21530

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животных, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Воробьинообразные.

2.  Дрозд рябинник.

3.  Хордовые.

4.  Птицы.

5.  Дроздовые.

6.  Дрозд.

13.  Тип 13 № 64790

 

 

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

 

Каким номером на рисунке обозначена железа, вырабатывающая гормон роста?

14.  Тип 14 № 64791

Установите соответствие между характеристиками и железами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

А)  содержит корковое и мозговое вещество

Б)  выделяет адреналин

В)  является железой смешанной секреции

Г)  образует йодсодержащие гормоны

Д)  синтезирует глюкагон

Е)  при гиперфункции вызывает базедову болезнь

 

 

 

ЖЕЛЕЗА

 

1)  1

2)  2

3)  3

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д Е

15.  Тип 15 № 20990

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

При повышенной теплоотдаче в организме человека:

 

1)  усиливается секреторная функция печени;

2)  ускоряется процесс биосинтеза белка;

3)  изменяется количество тромбоцитов в плазме;

4)  усиливается приток крови к коже;

5)  усиливается испарение воды через потовые железы;

6)  увеличивается просвет капилляров кожи.

16.  Тип 16 № 25294

Установите последовательность кровеносных сосудов, которые проходит кислород на пути от лёгких к мышцам ног. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Брюшная аорта.

2.  Капилляры мышц.

3.  Левый желудочек.

4.  Наружная подвздошная артерия.

5.  Лёгочная вена.

17.  Тип 17 № 23829

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2) Крот  — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями. (4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни. (5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.

18.  Тип 18 № 22761

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных факторов среды относят к абиотическим?

 

1.  Наличие видов-⁠конкурентов.

2.  Солёность воды.

3.  Внесение удобрений.

4.  Наличие паразитов.

5.  Содержание ионов металлов в почве.

6.  Рельеф местности.

19.  Тип 19 № 17889

Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.

 

 

 

 

 

ЖИВОТНЫЕ

 

А)  кедровка

Б)  ястреб-⁠тетеревятник

В)  обыкновенная лисица

Г)  благородный олень

Д)  заяц-⁠русак

Е)  обыкновенный волк

 

 

 

РОЛИ В БИОЦЕНОЗЕ

 

1)  консумент 1 порядка

2)  консумент 2 порядка

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г Д Е

20.  Тип 20 № 61128

Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

 

Вид молекулы Уровень организации структуры Стабилизирующие структуру связи
____________ (А) ____________ (Б) ____________ (В)

 

Список элементов

1.  Вторичная.

2.  Третичная.

3.  Четвертичная.

4.  Полипептид.

5.  Полисахарид.

6.  Водородные, гидрофильно-⁠гидрофобные, дисульфидные, ионные.

7.  Водородные, ионные, пептидные.

8.  Дисульфидные, фосфодиэфирные, гидрофильно- гидрофобные.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A Б В

21.  Тип 21 № 20631

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», выберите верные утверждения.

 

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

 

 

Поступление воды Количество воды (в л) Органы, участвующие в выделении воды Количество воды (в л)
Жидкость 1,2 Почки 1,4
Легкие 0,5
Плотная пища 1,0 Кожа 0,5
Прямая кишка 0,1
Итого 2,2   2,5

 

1.  Организм человека в течение суток потребляет 2,2 л воды.

2.  Вода выделяется из организма в составе мочи, кала, выдыхаемого воздуха, пота.

3.  Организм человека в течение суток потребляет 1,2 л воды.

4.  Через почки выделяется меньше всего жидкости.

5.  Количество поступающей воды больше количества выделившейся, так как она откладывается в запас в организме человека.

22.  Тип 22 № 63882

 

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

 

Исследовательница решила выявить зависимость активности фермента трипсина от различных факторов среды. Она наливала в пробирки с полипептидами и ферментом буферный раствор с различным рН. Через 10 минут реакция прекращалась. Количество оставшихся полипептидов оценивалось по качественной реакции на пептидную связь. По результатам эксперимента экспериментатор составила график.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая  — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль? При какой температуре стоит проводить реакцию в эксперименте для достижения наиболее оптимального результата?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию с сохранением всех остальных условий.

23.  Тип 23 № 57104

 

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Как можно объяснить полученные в эксперименте результаты? За счет каких физиологических изменений в работе легких может усиливаться насыщение крови кислородом? Какие мышцы у птиц обеспечивают дыхание в покое?

24.  Тип 24 № 13941

Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.

25.  Тип 25 № 25277

Какие структуры глаза участвуют в фокусировке и регуляции интенсивности света при регистрации зрительного образа? Каким образом происходит данная регуляция? Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 51766

По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?

27.  Тип 27 № 26675

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

 

5’ − АЦАТГГГАТЦЦТАТАТЦГЦГ − 3’

3’ − ТГТАЦЦЦТАГГАТАТАГЦГЦ − 5’.

 

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

 

Генетический код (иРНК)

 

 

 

 

Первое

основание

Второе основание Третье

основание

У Ц А Г
У Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Правила пользования таблицей

 

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28.  Тип 28 № 18397

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ 2025 Январь. Биология Вариант 13»

1.  Тип 1 № 23268

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

 

Уровень организации

Пример

Клеточный

Строение цианобактерий


Озеро как место обитания озерной лягушки

2.  Тип 2 № 55749

В эксперименте исследователь планирует с помощью химических реагентов подавлять рост пыльцевой трубки у самоопыляющегося цветкового растения. Как при этом изменится количество созревших плодов у растений и количество семязачатков?

Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.

 

1.  Увеличилась.

2.  Уменьшилась.

3.  Не изменилась.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.

 

Количество плодов

Количество семязачатков

3.  Тип 3 № 41835

В яйцеклетке человека 23 хромосомы. Какое количество Х-⁠хромосом содержит соматическая клетка женщины? В ответе запишите только число хромосом.

4.  Тип 4 № 23035

Определите вероятность в процентах проявления промежуточного фенотипа в потомстве от скрещивания гетерозиготных организмов при неполном доминировании. Ответ запишите в виде числа.

5.  Тип 5 № 55807

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначено полярное тельце?

6.  Тип 6 № 55808

Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А)  Происходит в зоне размножения

Б)  Образуются ооциты II порядка

В)  Происходит увеличение размеров клетки

Г)  Образуются гаплоидные клетки

Д)  Происходит конъюгация гомологичных хромосом

Е)  При делении образуются диплоидные клетки

ПРОЦЕССЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

7.  Тип 7 № 50643

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых примеров относятся к геномным мутациям?

 

1.  Появление дополнительной Y-⁠хромосомы.

2.  Замена аденина на гуанин.

3.  Разворот участка хромосомы.

4.  Перенос плеча с одной хромосомы на другую.

5.  Трисомия по 21 паре хромосом у человека.

6.  Триплоидия.

8.  Тип 8 № 27564

Установите последовательность процессов, происходящих в первом делении мейоза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Укорачивание нитей веретена деления.

2.  Выстраивание бивалентов по экватору клетки.

3.  Прикрепление нитей веретена деления к центромерам хромосом.

4.  Образование гаплоидных дочерних клеток.

5.  Компактизация и сближение гомологичных хромосом.

9.  Тип 9 № 63480

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

1

2

3

4

5

6

Каким номером на рисунке отмечена сизая плесень?

10.  Тип 10 № 63481

У становите соответствие между признаками и организмами, изображёнными на рисунках 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ

А)  конкурирует с белой плесенью

Б)  обладает способностью формировать микоризу

В)  одноклеточный гриб

Г)  плодовое тело без ножки

Д)  получает энергию путём спиртового брожения

Е)  возможность перехода от паразитизма к сапротрофности

ОРГАНИЗМЫ

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

11.  Тип 11 № 55813

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Для класса членистоногих, представитель которых изображён на рисунке, характерны:

 

1)  наличие паутинных желёз;

2)  деление тела на голову, грудь и брюшко;

3)  жаберное дыхание;

4)  одна пара антенн;

5)  наличие трёх пар ходильных ног;

6)  только простые глаза на голове.

12.  Тип 12 № 21530

Установите правильную последовательность расположения систематических таксонов животных, начиная с самого маленького таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Воробьинообразные.

2.  Дрозд рябинник.

3.  Хордовые.

4.  Птицы.

5.  Дроздовые.

6.  Дрозд.

13.  Тип 13 № 64790

Рассмотрите рисунок и выполните задание.

Каким номером на рисунке обозначена железа, вырабатывающая гормон роста?

14.  Тип 14 № 64791

Установите соответствие между характеристиками и железами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

А)  содержит корковое и мозговое вещество

Б)  выделяет адреналин

В)  является железой смешанной секреции

Г)  образует йодсодержащие гормоны

Д)  синтезирует глюкагон

Е)  при гиперфункции вызывает базедову болезнь

ЖЕЛЕЗА

1)  1

2)  2

3)  3

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

15.  Тип 15 № 20990

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

При повышенной теплоотдаче в организме человека:

 

1)  усиливается секреторная функция печени;

2)  ускоряется процесс биосинтеза белка;

3)  изменяется количество тромбоцитов в плазме;

4)  усиливается приток крови к коже;

5)  усиливается испарение воды через потовые железы;

6)  увеличивается просвет капилляров кожи.

16.  Тип 16 № 25294

Установите последовательность кровеносных сосудов, которые проходит кислород на пути от лёгких к мышцам ног. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1.  Брюшная аорта.

2.  Капилляры мышц.

3.  Левый желудочек.

4.  Наружная подвздошная артерия.

5.  Лёгочная вена.

17.  Тип 17 № 23829

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2) Крот  — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями. (4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни. (5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.

18.  Тип 18 № 22761

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных факторов среды относят к абиотическим?

 

1.  Наличие видов-⁠конкурентов.

2.  Солёность воды.

3.  Внесение удобрений.

4.  Наличие паразитов.

5.  Содержание ионов металлов в почве.

6.  Рельеф местности.

19.  Тип 19 № 17889

Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.

 

 

ЖИВОТНЫЕ

А)  кедровка

Б)  ястреб-⁠тетеревятник

В)  обыкновенная лисица

Г)  благородный олень

Д)  заяц-⁠русак

Е)  обыкновенный волк

РОЛИ В БИОЦЕНОЗЕ

1)  консумент 1 порядка

2)  консумент 2 порядка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Е

20.  Тип 20 № 61128

Рассмотрите рисунок. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.

 

Вид молекулы

Уровень организации структуры

Стабилизирующие структуру связи

____________ (А)

____________ (Б)

____________ (В)

 

Список элементов

1.  Вторичная.

2.  Третичная.

3.  Четвертичная.

4.  Полипептид.

5.  Полисахарид.

6.  Водородные, гидрофильно-⁠гидрофобные, дисульфидные, ионные.

7.  Водородные, ионные, пептидные.

8.  Дисульфидные, фосфодиэфирные, гидрофильно- гидрофобные.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

A

Б

В

21.  Тип 21 № 20631

Пользуясь таблицей «Примерный суточный водный обмен человека», выберите верные утверждения.

Примерный суточный водный обмен человека (в л)

Поступление воды

Количество воды (в л)

Органы, участвующие в выделении воды

Количество воды (в л)

Жидкость

1,2

Почки

1,4

Легкие

0,5

Плотная пища

1,0

Кожа

0,5

Прямая кишка

0,1

Итого

2,2


2,5

 

1.  Организм человека в течение суток потребляет 2,2 л воды.

2.  Вода выделяется из организма в составе мочи, кала, выдыхаемого воздуха, пота.

3.  Организм человека в течение суток потребляет 1,2 л воды.

4.  Через почки выделяется меньше всего жидкости.

5.  Количество поступающей воды больше количества выделившейся, так как она откладывается в запас в организме человека.

22.  Тип 22 № 63882

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Исследовательница решила выявить зависимость активности фермента трипсина от различных факторов среды. Она наливала в пробирки с полипептидами и ферментом буферный раствор с различным рН. Через 10 минут реакция прекращалась. Количество оставшихся полипептидов оценивалось по качественной реакции на пептидную связь. По результатам эксперимента экспериментатор составила график.

Какая переменная в этом эксперименте будет независимой (задаваемой экспериментатором), а какая  — зависимой (изменяющейся в эксперименте)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо осуществлять такой контроль? При какой температуре стоит проводить реакцию в эксперименте для достижения наиболее оптимального результата?

*Отрицательный контроль  — это экспериментальный контроль (опыт), при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию с сохранением всех остальных условий.

23.  Тип 23 № 57104

Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.

Экспериментатор провёл эксперимент на курах для изучения регуляции дыхания. Для этого он помещал птиц в герметичную камеру, где менял концентрацию углекислого газа в подаваемом воздухе. Результаты эксперимента представлены на графике.

Как можно объяснить полученные в эксперименте результаты? За счет каких физиологических изменений в работе легких может усиливаться насыщение крови кислородом? Какие мышцы у птиц обеспечивают дыхание в покое?

24.  Тип 24 № 13941

Назовите структуры сердца человека, которые обозначены на рисунке цифрами 1 и 2. Объясните их функции.

25.  Тип 25 № 25277

Какие структуры глаза участвуют в фокусировке и регуляции интенсивности света при регистрации зрительного образа? Каким образом происходит данная регуляция? Ответ поясните.

26.  Тип 26 № 51766

По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?

27.  Тип 27 № 26675

Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь  — смысловая, нижняя  — транскрибируемая):

5’ − АЦАТГГГАТЦЦТАТАТЦГЦГ − 3’

3’ − ТГТАЦЦЦТАГГАТАТАГЦГЦ − 5’.

Ген содержит информативную и неинформативную части для трансляции. Информативная часть гена начинается с триплета, кодирующего аминокислоту Мет. С какого нуклеотида начинается информативная часть гена? Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое

основание

Второе основание

Третье

основание

У

Ц

А

Г

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Правила пользования таблицей

Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда, второй  — из верхнего горизонтального ряда и третий  — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.

28.  Тип 28 № 18397

При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зелёные плоды, в потомстве получили растения с длинными зелёными и круглыми зелёными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, всё потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?