РЕШУ ЕГЭ — биология
Вариант № 6531791
1. Тип 1 № 23270
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
Метод | Применение метода |
Гибридологический | Закономерности наследования признаков |
| Избирательное выделение органоидов клетки для последующего изучения |
2. Тип 2 № 46454
Экспериментатор проращивал семена пшеницы в чашке Петри с добавлением дистиллированной воды. Как изменится длина проростков и количество всхожих семян, если дистиллированную воду заменить на раствор с солями ртути?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
Длина проростков | Количество всхожих семян |
| |
3. Тип 3 № 6706
Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.
4. Тип 4 № 2404
Скрестили гомозиготные растения томата с круглыми красными плодами и с грушевидными жёлтыми плодами (красный цвет — А, жёлтый — а, круглая форма — B, грушевидная — b). Определите, сколько разных генотипов томата в F1.
5. Тип 5 № 47369
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Напишите название мономера, который составляет основу молекулы показанной на рисунке буквой А.
6. Тип 6 № 47370
Установите соответствие между характеристиками и процессами, обозначенными на схеме биосинтеза белка цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Синтезируется молекула РНК
Б) В образовании полимера участвует пептидная связь
В) В процессе участвует тРНК
Г) В процессе участвует РНК-полимераза
Д) Синтезируется полинуклеотидная цепь
ПРОЦЕССЫ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
7. Тип 7 № 50676
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых примеров относятся к хромосомным мутациям?
1. Делеция двадцати нуклеотидов в гене.
2. Разворот последовательности, содержащей девять генов, на 180°.
3. Появление трёх гомологичных хромосом в геноме.
4. Дупликация шести нуклеотидов.
5. Утеря большого плеча хромосомы.
6. Дупликация последовательности, содержащей три гена.
8. Тип 8 № 16778
Установите, в какой последовательности происходят процессы эмбриогенеза у ланцетника.
1. Образование однослойного зародыша.
2. Образование мезодермы.
3. Образование энтодермы.
4. Дифференцировка органов.
5. Образование бластомеров.
9. Тип 9 № 56005
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначено соцветие?
10. Тип 10 № 56006
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) считается редуцированным элементом цветка
Б) содержит семязачаток
В) имеет большую площадь поверхности
Г) отвечает за улавливание пыльцы
Д) начинает расти пыльцевая трубка
Е) в нем происходит двойное оплодотворение
СТРУКТУРЫ
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11. Тип 11 № 55758
Укажите признаки, которые обеспечивают теплокровность птиц. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Способность к питанию разной пищей.
2. Двойное дыхание.
3. Замкнутая кровеносная система.
4. Наличие киля.
5. Наличие перьевого покрова.
6. Разделение артериальной и венозной крови.
12. Тип 12 № 17524
Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи питания Северного моря.
1. Белый медведь.
2. Рыба.
3. Планктонная водоросль.
4. Циклоп.
5. Тюлень.
13. Тип 13 № 57061
Рассмотрите рисунок и выполните задание.
Каким номером на рисунке обозначена вена?
14. Тип 14 № 57062
Установите соответствие между характеристиками и форменными элементами крови, обозначенными на рисунке 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) Может осуществлять фагоцитоз
Б) Способен к амебоидному движению
В) В зрелом состоянии имеет ядро
Г) Содержит оксигемоглобин
Д) Несет белки, определяющие группу крови
Е) Имеет форму двояковогнутого диска
ФОРМЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КРОВИ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Тип 15 № 20528
Какие примеры рефлексов животных и человека следует отнести к условным рефлексам? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Резкий поворот головы и тела кошки в направлении раскатов грома.
2. Покраснение покровов лица человека при воспоминании о неприятных событиях.
3. Обильное выделение слюны у лисицы, забравшейся в курятник.
4. Чихание человека при уборке помещения.
5. Сильное слюноотделение у собаки при попадание пищи в ротовую полость.
6. Лай собаки на человека в чёрном плаще.
16. Тип 16 № 25444
Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги спинномозгового рефлекса. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Вставочный нейрон.
2. Аксон чувствительного нейрона.
3. Рецептор.
4. Исполнительный орган.
5. Тело чувствительного нейрона.
6. Двигательный нейрон.
17. Тип 17 № 42073
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания положений теории Ламарка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Согласно теории французского учёного Жана Батиста Ламарка, материалом для эволюции организмов является наследственная изменчивость. (2) Если орган в течение жизни животного часто «упражняется», то он развивается. (3) Такой полезный признак, приобретённый животным, передаётся потомству. (4) Если этот признак даёт животному преимущество в борьбе за существование, то его шансы выжить становятся выше. (5) Таким образом, новый адаптивный признак сохраняется в результате полового отбора. (6) Основной движущей силой эволюции Ламарк считал стремление организмов к совершенству.
18. Тип 18 № 16138
Укажите признаки агроценоза.
1. Устойчивая, саморегулирующаяся система.
2. Имеет хорошо разветвлённые сети питания.
3. Характеризуется большим видовым разнообразием.
4. Нуждается в дополнительных источниках энергии.
5. В нём незамкнутый круговорот веществ.
6. В системе снижена способность к саморегуляции.
19. Тип 19 № 25448
Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ
А) возвращают свободный азот в атмосферу
Б) образуют первичную продукцию
В) образуют органические вещества
в результате хемосинтеза
Г) составляют второй трофический уровень
Д) минерализуют органические остатки
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ
1) консументы
2) продуценты
3) редуценты
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
20. Тип 20 № 22764
Проанализируйте таблицу «Структуры кровеносной системы человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Структуры кровеносной системы человека
Название сосуда | Особенности строения | Скорость движения крови |
вена | (Б) ________________ | низкая |
(А) _____________ | многослойные гладкие стенки | высокая |
капилляр | стенки из одного слоя клеток | (В) ________________ |
Список терминов
1. Минимальная.
2. Максимальная.
3. Артерия.
4. Сосуд.
5. Проток.
6. Однослойные стенки с мышцами.
7. Многослойные стенки с клапанами.
8. Многослойные клетки с ворсинками.
Запишите выбранные цифры в соответствии с буквами.
21. Тип 21 № 24464
Проанализируйте таблицу «Рыбное производство в реках Сербии и Словении».
Рыбное производство в реках Сербии и Словении
Реки | Производственная площадь рыбных ферм, м2 | Годовое производство форели, т |
Црница | 4200 | 70,0 |
Млава | 13 000 | 110,0 |
Рача | 147 | 5,5 |
Радованска | 1643 | 68,5 |
Расина | 1400 | 8,0 |
Рашка | 520 | 28,0 |
Студеница | 600 | 30,0 |
Врла | 1700 | 3,6 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Форель пользуется большим спросом в Сербии и Словении.
2. Площадь, занятая под рыбные фермы, не связана напрямую с годовым производством форели.
3. Фермы в реке Врла сосредоточены на производстве других видов рыбы.
4. Млава — более полноводная река, позволяющая создавать больше ферм.
5. Наибольшее производство форели наблюдается в реке с наибольшей площадью ферм.
22. Тип 22 № 55866
Прочитайте описание эксперимента и выполните задание.
Ученица 10 класса изучала эффективность различных фитонцидов (антибактериальных веществ, выделяемых растениями). Она размещала одинаковое по массе количество частей растений в пластиковые контейнеры. В эти же контейнеры она добавляла очищенное от скорлупы варёное яйцо. Все контейнеры содержались в холодильнике. Замерялось количество дней до появления первых чёрных точек на поверхности яйца (дни до появления первых признаков) и количество дней до полного покрытия яйца чёрным (дни до полного гниения). Результаты приведены в таблице.
Источник фитонцидов | Дней до появления первых признаков | Дней до полного гниения |
Контроль | 3 | 6 |
Чеснок | 7 | 10 |
Лук | 6 | 9 |
Хвоя сосны | 5 | 8 |
Хрен | 5 | 8 |
Лимон | 5 | 8 |
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? С какой целью необходимо
такой контроль ставить?
(*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.)
23. Тип 23 № 56020
Произвели заброску альпинистов на в тур. базу на высоте 4000 метров. У альпинистов измеряли уровень гематокрита* до заброски и после того, как альпинисты 7 дней жили на тур. базе.
*Гематокрит — процентное содержание эритроцитов относительно жидкой части крови.
Результаты исследования представлены в таблице.
Альпинист № | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
гематокрит до заброски, % | 40 | 41 | 40 | 42 | 42 |
гематокрит после заброски через 7 дней, % | 42 | 43 | 44 | 44 | 45 |
Каким образом понижение гематокрита повлияет на дыхательную функцию крови? Как изменится интенсивность клеточного метаболизма в таком случае? Ответы поясните.
24. Тип 24 № 22108
Схема строения какого вещества изображена на рисунке? В чём его особенность? В чём состоит его участие в процессах обмена веществ? Ответ поясните.
25. Тип 25 № 20499
В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент — линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.
Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.
26. Тип 26 № 47390
Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.
Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.
27. Тип 27 № 20423
Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы — 8. Определите число хромосом и молекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните результаты.
28. Тип 28 № 13845
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.