СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изменения в Рабочей программе воспитания в 2022 году

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изменения в Рабочей программе воспитания в 2022 году»

Изменения в Рабочей программе воспитания 2022 г.

Во всех школах Российской Федерации с 1 сентября 2021 года был введен единый документ, регламентирующий воспитательную деятельность образовательной организации – Рабочая программа воспитания. Данная программа разрабатывалась специальной группой на основе Примерной рабочей программы воспитания, одобренной 2 июня 2020 года.

Однако, летом 2022 года  Новую версию документа подготовил Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования согласно госзаданию Минпросвещения. Данная программа представлена на сайте данного Института.

Зачем понадобилось менять программу воспитания

Доработать действующую программу пришлось из-за ряда изменений в законодательстве — поправок к Конституции, корректировки ФЗ «Об образовании в РФ» и утверждения новых ФГОС начального общего и основного общего образования.

Напомним, в последней редакции Конституции появились положения, касающиеся воспитания детей. Там сказано, что помимо условий для духовного, нравственного, интеллектуального и физического развития государство создаёт условия для воспитания в детях патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Кроме того, в документе теперь прописано, что систему воспитания и систему образования устанавливает государство.

Что касается ФЗ «Об образовании в РФ», то упомянутые изменения в целом касались воспитания. В том числе документ определяет это понятие:

«Воспитание — деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде».

А ещё в законе сказано, что в образовательную программу должна быть включена примерная рабочая программа воспитания. Там же перечислены требования к организации воспитания учащихся. Кстати, это касается не только школ, но также колледжей и вузов.

Тема воспитания теперь отражена и во ФГОС. В частности, они должны обеспечить:

  • благоприятные условия воспитания и обучения;

  • единство учебной и воспитательной деятельности;

  • духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание.

Обратите внимание

Какие нестыковки есть в новых ФГОС НОО и ООО

Законодательные нестыковки в новых ФГОС касаются программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, плана внеурочной деятельности и. Так, из стандартов убрали норму о том, что советы родителей вправе участвовать в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Но это не означает, что теперь их мнение не надо учитывать. Ведь такое право родителей также закреплено в статье 12.1 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.



Также в новых ФГОС не упоминают, что план внеурочной деятельности школа должна разрабатывать и утверждать самостоятельно. Но юридически это ничего не означает: план – это часть образовательной программы, а потому разрабатывать и утверждать его школа обязана самостоятельно в соответствии с требованиями законодательства. Чем новая программа отличается от предыдущей

Основные разделы программы (стало):

  1. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания;

  2. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности;

  3. Организация воспитательной деятельности;

  4. Приложение: Календарный план воспитательной работы.

Раздел I. Ценностно-целевые основы и планируемые результаты воспитания

    1. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания обучающихся в школе: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Было: цель воспитания - личностное развитие обучающихся, проявляющееся:

- в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний)…

Задачами воспитания обучающихся в школе являются:

      • усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

      • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).

1.2 Направления воспитания

Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности общеобразовательной организации по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС:

  • гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

  • патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

  • эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  • экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

  • ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

В разделе 1.3 указываются целевые ориентиры результатов воспитания на каждый уровень образования.

Раздел 2 Содержательный начинается с Уклада общеобразовательной организации. В данном разделе раскрываются основные особенности уклада

общеобразовательной организации. Уклад задаёт порядок жизни общеобразовательной организации и аккумулирует ключевые характеристики, определяющие особенности воспитательного процесса.

Уклад общеобразовательной организации удерживает ценности, принципы, нравственную культуру взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат российские базовые ценности, определяет условия и средства воспитания, отражающие самобытный облик общеобразовательной организации и её

репутацию в окружающем образовательном пространстве, социуме. На слайде был представлен данный раздел программы нашей школы.

В пункте 2.2 представлены модули, по которым реализовывает свою воспитательную работу образовательная организация. Все модули можно разделить на инвариантные и вариативные.

Как наверняка вы заметили, количество модулей увеличилось.

В третьем разделе представлено кадровое обеспечение (не только всего образовательного учреждения, но и воспитательного процесса), нормативно-правовое обеспечение, требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся и анализ воспитательного процесса.

Приложением к Рабочей программе воспитания служит план воспитательной работы по уровням образования, разбитый на модули.

С 2022-2023 учебного года во всех школах страны произошли ещё изменения – каждый понедельник начинается с организационной линейки, выноса и поднятия флага, прослушивания гимна Российской Федерации. В связи в этим в Рабочей программе воспитания тоже были внесены изменения. Данные мероприятия внесены в модуль Основные школьные дела, а в модуле Организация предметно-пространственной среды особое внимание уделено оформлению кабинетов и вестибюлей школы государственной символикой, на занятиях внеурочной деятельности по музыке уделяется время разучиванию гимна Российской Федерации.







Опыт реализации проекта «Разговоры о важном»

Один из модулей рабочей программы воспитания – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся и осуществляется в формах, отличных от урочных.

И сейчас мы продолжим наш с вами «Разговор о важном». Все вы уже достаточно хорошо погружены в тему. Речь о традиционных духовно-нравственных ценностях. Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство.

Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.

Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Поэтому позвольте остановиться на конкретных моментах этого проекта, с которым мы все уже знакомы.

В основе планирования и реализации данных занятий лежат следующие базовые понятия:

1. Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

2. Воспитательная среда (пространство) – духовное, материальное (предметное) и событийное наполнение жизнедеятельности личности, создающее условия для ее самореализации, саморазвития, раскрытия творческого потенциала, повышения уровня нравственной воспитанности.

3. Геополитическая ситуация – устоявшийся баланс политических, военных, экономических и географических вопросов в определенный период времени. Она изменяется, как только меняются эти вопросы и способы их решения.

4. Традиционные ценности российского народа – формирующие мировоззрение граждан России нравственные ориентиры, передающиеся от поколения к поколению, обеспечивающие гражданское единство, лежащие в основе российской цивилизационной идентичности и единого культурного пространства страны, нашедшие свое уникальное самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России: жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение, историческая память, преемственность поколений, единство народов России.

5. Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

6. Внеурочная деятельность – неотъемлемая и обязательная часть образовательного процесса. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и осуществляется в формах, отличных от преимущественно используемых на урочных занятиях. Традиционные для урока лекции, опросы, домашние задания не рекомендуется использовать в рамках внеурочной деятельности. Приоритет следует отдавать тем формам работы, в которых обучающийся занимает активную позицию (обсуждения, дискуссии, мозговые штурмы, решения кейсов, опыты, эксперименты, конкурсы, коммуникативные, деловые, интеллектуальные игры и т.п.). Формы внеурочной деятельности должны сочетать индивидуальную и групповую работу, а также предоставлять обучающимся возможность проявить и развить свою самостоятельность.

«Разговоры о важном» вошли в обновленные программы воспитания в школах. В соответствии с ФГОС начального общего и основного общего образования образовательная организация должна обеспечить обучающимся до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельностью.

1 час в неделю из возможных 10 часов внеурочной деятельности рекомендуется отводить на внеурочное занятие "Разговоры о важном".

34 часа в год, каждый понедельник с 5 сентября этого учебного года, проводится с обучающимися первым уроком данная внеурочная деятельность, уже полюбившуяся. Почему? Содержание занятий разработано для пяти возрастных групп обучающихся: 1 - 2 классов, 3 - 4 классов, 5 - 7 классов, 8 - 9 классов и 10 - 11 классов (студентов СПО). Для каждой возрастной группы разработан полный пакет материалов, включающий: сценарий занятия, методические рекомендации для учителя; видеоролик; интерактивные задания; презентационные материалы, плакат, а также инструкции и дополнительные материалы к занятию, что облегчает работу педагога в разы. Не повторяющийся приятный для глаз контент, приятный голос дикторов в видеоматериалах, по всему учебному году, таким образом, у учителей в руках полный комплект методических наработок, которые можно использовать в рамках урочной деятельности. Естественно, учитель может корректировать материал под свой лад.

Какой же основной смысл данных уроков? В первую очередь, формирование ценностного отношения наших младших школьников к нашей великой Родине, к нашей великой России, к природе, к ее уникальной культуре, к богатейшей истории, поэтому в фокусе нашего внимания будут события, люди, их деяния и идеи. Основной формат работы — это беседа, беседа по душам с детьми. Для того чтобы достичь личностных результатов, достучаться до сердец ребят в этом воспитательном мероприятии учитель должен создать атмосферу сотрудничества, доверия и доброжелательной ситуации в рамках этой внеурочной деятельности. Как этого достичь? Рекомендуют придерживаться 4 принципов: интерес, сотрудничество, доверия и не назидательность. Позволить детям самим рассуждать, делать выводы.

Проект «Разговоры о важном» реализуется с помощью трех вариантов.

Первый вариант заключается в том, что каждый понедельник, после церемонии поднятия флага, ученики расходятся по кабинетам со своими классными руководителями, где знакомятся с материалами, предоставленными кураторами на определенную тему, согласно графику тем внеурочных занятий. Данная модель имеет свои преимущества и недостатки. Преимущества: занятия проводятся еженедельно в формате классных часов, имеют одного модератора – куратора, что позволяет не только последовательно формировать личностные результаты обучающихся, но и анализировать их развитие. Основным недостатком данной модели является дефицит времени и компетентности классного руководителя. Подготовка к данным занятиям, учитывая их деятельностный формат (конкурсы, дискуссии, проекты), требует много времени и соответствующих компетенций от организатора. Организовывать и проводить подобные мероприятия еженедельно крайне сложно. Каждый кабинет должен быть оборудован информационными технологиями для транслирования презентаций и проведения интерактивных игр, что зачастую является проблемой. Поэтому в нашей школе классные руководители часто объединяются в группы (по 2-3), где у каждого свои функции. Таким образом, внеурочное занятие проходит более целостным, выстроенным логически, обучающиеся более оживленно принимают участие в «Разговоре о важном», делятся друг с другом своим мнением. Беседа проходит оживленнее, что еще больше мотивирует в участие данного проекта. Данный формат является вторым вариантом проведения «Разговоров о важном». Третий вариант – это объединение школьников для проведения общешкольного внеурочного мероприятия.

Если же говорить о плюсах и минусах проведения занятий в общеобразовательной организации, я выделила следующее.

Положительные стороны: правильно подобранные важные темы занятий, увлекательные сценарии, полный набор материалов для проведения занятий, интересные интерактивные задания, хорошее время проведения занятий.

Отрицательные стороны: форма обратной связи через Qr-код за счёт плохой мобильной связи в школе, интерактивные занятия только в формате онлайн, при просмотре видео онлайн во время проведения занятий происходит зависание.

Но каким бы не был формат проведения, наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.

Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены.

Спасибо за внимание!

Заместитель директора по УВР Долгова И.А.