СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Измерение работы и мощности тока в электрической лампе"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лабораторная работа и решение практической задачи на сравнение разных типов ламп и выбор оптимальной. Конспект урока 

Просмотр содержимого документа
«"Измерение работы и мощности тока в электрической лампе"»

Урок по теме

«Измерение мощности и работы тока при прохождении через электрическую лампу»

Класс: 8

Оргмомент.

- Добрый день, ребята! Поприветствуйте наших гостей. Рада вас видеть, надеюсь, вам сегодня будет комфортно на уроке, и вы сможете продемонстрировать нашим гостям, чему вы уже научились.

Давайте проверим, всё ли у вас готово к уроку, сегодня на уроке нам понадобятся ваши рабочие и лабораторные тетради, ручки, карандаши и линейки. Для расчетов можно использовать калькулятор или мобильный телефон.

Для того, чтобы узнать, о каком предмете пойдет речь на сегодняшнем уроке, давайте отгадаем загадку:

В доме нашем солнышко

Есть и не одно,

Тут же загорается

Станет лишь темно.

Я нажму на кнопочку —

И сейчас же свет

Льется, освещает все,

Темноты уж нет. (лампочки)

Т.е., сегодня на уроке речь пойдет о лампах.


Контроль знаний

На уроке нам понадобятся некоторые формулы и знания. Давайте мы вспомним их, ответив на вопросы небольшого теста (тест в презентации, отвечают хором)



1 – В, 2 – С, 3 – В, 4 – С, 5 – A

Актуализация знаний

У вас на столах лежат разные лампочки, возьмите их в руки и посмотрите, что на них написано? (Характеристики лампы: напряжение, мощность)


Как вы думаете, зачем нужны эти надписи на лампах (Для того чтобы можно было узнать, как ярко светит лампа, рассчитать, сколько энергии потребляет лампа)


А как рассчитать эту энергию? (энергия, которую потребляет лампа равна работе, которую совершает ток при прохождении через лампу, а работа тока вычисляется по формуле: А=Pt )


А как можно вычислить работу тока, если мы не знаем мощности? (Можно вычислить зная напряжение и силу тока по формуле: P=UI)


А где взять напряжение и силу тока? (измерить с помощью амперметра и вольтметра)


Как вы думаете, с какой целью у вас на столах находится лабораторное оборудование и разные лампы?

(Возможные ответы: Видимо мы будем определять количество энергии, которую потребляет лампа, а разные лампы нам даны, чтобы мы сравнили, сколько потребляет каждая лампа)


Действительно, цель нашей работы: определение работы и мощности тока протекающего через электрическую лампу (слайд),

а задачи (слайд):

1. определить мощность и работу тока, протекающего через лампу,

2. сравнить работу различных видов ламп и выбрать из них самую эффективную с точки зрения энергопотребления и самую экологичную с точки зрения утилизации.


Итак, приступим, откройте свои тетради для лабораторных работ на стр. 29, лабораторная работа № 8, «Измерение работы и мощности тока, протекающего в электрической лампе».

У вас на столах имеется необходимое для работы лабораторное оборудование.

Давайте вспомним технику безопасности при работе с электрической цепью.

(нельзя трогать разъёмы проводов при включённом источнике тока, нельзя включать высокое напряжение, так как лампа может перегореть)


Соберем цепь как написано в пунктах 1 и 2 (прочитать), зарисуем её в тетради. (спрашиваю по ходу сбора цепи: как подключаются элементы цепи, какое подключение)

(слайд со схемой сборки цепи)

Заполним пункты 4-9 перед выполнением работы

Измените напряжение источника на 3В (2 щелчка), замкните ключ и запишите показания амперметра и вольтметра в тетрадь с учётом погрешности.

Теперь давайте рассчитаем мощность нашей лампы (п.12).

Осталось посчитать какую работу выполняет ток при протекании через лампу за 1 минуту, запишем результат в п.14 и перенести все данные и расчеты в таблицу.


А теперь давайте посмотрим на лампы, лежащие у вас на столах и на таблицу на слайде со сравнительными характеристиками ламп.

Какие лампы из предложенных здесь имеются у вас дома, покажите?


Посмотрите, пожалуйста в таблицы и скажите, какие виды ламп в настоящее время используются в быту? (лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные)

Сравните, какая лампа самая дешёвая, а какая самая дорогая? (самая дешёвая – лампа накаливания, самая дорогая - светодиодная)

У вас в таблице есть такой показатель как эквивалентная мощность, он показывает потребляемую мощность при одинаковой светоотдаче.

Какая лампа является самой экономичной, т.е имеет самую маленькую мощность? (светодиодная)

А самая неэффективная? (лампа накаливания)

Какая лампа имеет промежуточные показатели? (люминесцентная)

Какой недостаток имеет люминесцентная лампа, с точки зрения экологичности? (Её нужно утилизировать специальным способом)

Да, действительно, так как внутри таких ламп имеется ртуть, а она является ядовитой и загрязняет окружающую среду, то эти лампы сдают в специальные пункты приёма.


Давайте сравним, какая же из ламп является наиболее эффективной с точки зрения энергопотребления. Для этого решим следующую задачу:

Задача:

Сколько нужно заплатить за приобретение ламп и потреблённую электроэнергию в течение 50000 часов? Стоимость электроэнергии принять равной 2,75руб./кВтч.

Учащиеся решают задачу, используя данные таблицы: (работа в парах)


Проверим результаты (решение задачи на слайде)

Лампа накаливания: 50 ламп х 30 руб. + 50 000ч * 0, 1 кВт * 2,75 руб. = (1500+13750) руб. = 15 250 руб.

Люминесцентная лампа: 5 ламп х 150 руб. + 50 000ч*0,02кВт*2,75 руб. = (750+2270) руб. = 3 020 руб.

Светодиодная лампа: 2 лампы х 300 руб. + 50 000 ч*0,013кВт*2,75 руб. = (600+1785,5) руб. = 2 385,5 руб.


Вернемся к нашим задачам: какую же лампу вы выбираете как самую эффективную с точки зрения энергопотребления, т.е самую экономичную и самую экологичную, с точки зрения утилизации? (светодиодную)





Рефлексия:

На этом наши исследования сегодня закончены.

П еред вами мишень, предлагаю вам отметить по шкале от 5 до 10 насколько вам было сегодня на уроке: полезно, понятно, познавательно и интересно





Д/з

Сегодня на дом я хочу вам дать следующее задание:

  1. Узнайте, какими лампами пользуется ваша семья

  2. Вычислите, сколько энергии в среднем расходует ваша семья на освещение в сутки (используйте для расчетов материалы урока)


Оценка за урок:

Осталось оценить себя, посмотрите на слайд и поставьте себе оценку за урок

  • Если вы верно ответили на вопросы теста, выполнили лабораторную работу – поставьте себе 5.

  • Если вы верно ответили на 4 вопроса теста, выполнили лабораторную работу с небольшими недочётами – поставьте себе.

  • Если вы верно ответили на 3 вопроса теста, выполнили лабораторную работу частично верно – поставьте себе 3.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу


Источники

  • Таблица (часть) https://www.yaklass.ru/p/fizika/8-klass/izuchaem-elektricheskie-iavleniia-12351/vidy-lamp-nakalivaniia-12329/re-a683d25a-9811-492c-98a0-9a6ffdd463c2/pe?resultId=3755064698&c=1

  • Сравнительные характеристики ламп http://led-obzor.ru/sootvetstvie-svetodiodnyih-lamp

  • Загадка https://allforchildren.ru/poetry/subject044.php

  • Мишень https://cstor.nn2.ru/userfiles/data/ufiles/2016-06/a9/4d/b1/576ab54bcbc07_mishen.jpg

  • Лампы https://cdn.lifehacker.ru/wp-content/uploads/2018/03/DSCN0787_1521818122-630x315.jpg

  • Светодиодные лампы https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcQQvL1RHjOu6YxlMWlm3Yam75XwCGrHHGi01Q&usqp=CAU



Приложения:

Оценочный лист (фамилия, имя) ____________________________________________

Вид деятельности

Результаты деятельности

Оценка

Тест (+ за правильный ответ)

1 - 2 - 3 - 4 - 5 -

Всего баллов:


Лабораторная работа.

Оценка этапов:

  1. Правильность сборки цепи

  2. Результаты измерений

  3. Правильность оформления работы в тетради

  4. Правильность выполнения расчетов

Критерии оценки:

Все этапы выполнены без ошибок – «5»

В некоторых этапах имеются недочёты (исправления, нет единиц измерения в ответах на вопросы работы, в таблице записаны единицы измерения) – «4»

Во всех этапах имеются недочёты (исправления, нет единиц измерения в ответах на вопросы работы, в таблице записаны единицы измерения) – «3»


Итоговая оценка













Сравнительная характеристика ламп







Характеристика

Вид лампы

Лампа накаливания

Люминесцентная

Светодиодная

Цена, руб.

30

150

300

КПД, %

5

15

22

Мощность эквивалентная, Вт

100

20

13

Срок службы, часов

1 000

10 000

25 000


Экологичность

Не требует специальной утилизации

Требует специальной утилизации

Не требует специальной утилизации







Сравнительная характеристика ламп








Характеристика

Вид лампы

Лампа накаливания

Люминесцентная

Светодиодная

Цена, руб.

30

150

300

КПД, %

5

15

22

Мощность эквивалентная, Вт

100

20

13

Срок службы, часов

1 000

10 000

25 000


Экологичность

Не требует специальной утилизации

Требует специальной утилизации

Не требует специальной утилизации