Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №8
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ Домодедовской СОШ №8
______________________О.М. Комарницкая
Приказ № 762 от «30» августа 2022г.
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 1 - б класса
Составитель: Горбачева Ольга Геннадьевна,
учитель начальных классов
высшей категории
г. Домодедово
2022 – 2023 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса является составной частью Основной образовательной программы начального общего образования (МАОУ Домодедовской СОШ №8 на 2022-2023 учебный год и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и примерной программы по изобразительному искусству для 1-4 классов Изобразительное искусство: программа: 1–4 классы/ Л.А. Неменская, - М.: Просвещение, 2021год. УМК «Школа России».
УМК «Школа России»
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Л.А. Неменской.
В соответствии с Учебным планом МАОУ Домодедовской СОШ № 8 на2022-2023 учебный год программа рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Формы организации учебного процесса по предмету: основная форма организации учебной деятельности – классно-урочная.
Реализация рабочей программы возможна с применением электронного обучения
и дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012г. 3 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. При реализации программы с применением электронного или дистанционного обучения проводятся: онлайн-уроки (ДУ в режиме видеоконференцсвязи), практическое занятие (УР).
Онлайн-урок может проходить в форме:
объяснения нового материала;
консультации (индивидуальные и групповые);
опрос обучающихся;
консультации по подготовке к РДР и ВПР;
вебинары.
Практическое занятие может включать следующие организационные формы (элементы) дистанционного обучения:
изучение печатных и других учебных и методических материалов;
работа с электронными ресурсами и учебниками;
выполнение практических заданий;
просмотр видео-уроков;
прослушивание аудиозаписей;
тестирование.
Учебно-методическое обеспечение процесса с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий включает электронные информационные образовательные ресурсы, размещенные на электронных носителях и/или в электронной среде, поддержи обучения, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС и локальными актами школы.
При использовании дистанционных образовательных технологий для опосредованного взаимодействия с обучающимися используются следующие сервисы для проведения видеоконференций и онлайн-встреч: Zoom, Mind и т.д.
Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентировано Положением об электронном обучении и использовании дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ в МАОУ Домодедовской СОШ № 8 (утвержден приказом директора № 222 от 27.03.2020г.).
Технологии, методики: метод проектов, технологии развивающего обучения, обучения в сотрудничестве (групповые технологии), проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесбережения, технология уровневой дифференциации и другие.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ты учишься изображать
Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Ты украшаешь
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
Ты строишь
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Уобучающегося будут сформированы:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
-понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
-сформированность эстетических чувств, художественно творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
-сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
-умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
-освоению способов решения проблем творческого и поискового характера;
-овладению умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
-формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
-освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
-овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
-овладению умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
-использованию средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
Обучающийся получит возможность научиться:
-умению планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
-умению рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
-сформированности первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
-сформированности основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
-овладению практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
-овладению элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
-знанию видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-знанию основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-пониманию образной природы искусства;
-эстетической оценке явлений природы, событий окружающего мира;
-применению художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-способности узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
Обучающийся получит возможность научиться:
-умению обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
-усвоению названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
-умению видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
-способности использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № (п/п) | Учебное содержание | Основные виды деятельности учащихся при изучении темы (на уровне учебных действий) | Реализация воспитательного потенциала урока (виды и формы деятельности) | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ФГ |
Раздел 1. Ты учишься изображать |
1. | Ты учишься изображать (9 часов) | Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребенок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть — осмысленно рассматривать окружающий мир — надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета, в объеме. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей. | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками; выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; определять общую цель и пути ее достижения; овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской; проявлять активность для решения познавательных задач. Овладение первичными навыками изображения в объеме; изображать в объеме птиц, зверей способами вытягивания и вдавливания. Изображать на плоскости с помощью линии. | Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями; изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя; изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий; формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; рассматривать возможности использования, применения изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др. людьми разных профессий; понимать особенности технологии изготовления изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя; определять основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике (рисованному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ устройства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия, отделка; знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материалами и производствами | https://resh.edu.ru/subject/ Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство», 1 класс (Диск СD), авторы Л.А. Неменская единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru | Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит |
Раздел 2. Ты украшаешь | |
2. 3. 4. | Ты украшаешь (8 часов) Ты строишь (11 часов) Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 часов) | Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой. Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности. Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне. Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т.е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка. Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности; наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе; Видеть красоту природы, многообразие узоров в природе, использование новой художественной техники. Проявление активности в коллективной деятельности. Применять установленные правила в решении задачи; декоративно изображать бабочку, передавая форму, расцветку, узорчатую красоту фактуры; украшение рыбок узорами чешуи в технике монотипии. Умение предлагать помощь и сотрудничество. Рассматривать птиц; изображать птицу в технике объемной аппликации, коллажа. Задавать вопросы, соблюдать правила общения. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги; выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки; изображать придуманные дома; слушать собеседника. Наблюдать постройки в природе, анализировать их форму, конструкцию, пропорции; изображать сказочные домики в форме овощей, фруктов, цветов. Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома; придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм Различать три вида художественной деятельности; научиться смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя в них работу каждого Мастера; строить монологическое высказывание. Выполнять работу, используя краски теплых оттенков; определять изобразительную и декоративную деятельность; выявлять группы существенных признаков объектов; обращаться за помощью к одноклассникам в процессе работы. Определять последовательность промежуточных целей; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением; договориться о распределении функций в совместной деятельности. Работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создание коллективного панно с изображением сказочного мира. Работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Создание коллективного панно с изображением сказочного мира. Выявлять изменения в природе; изображать пейзаж на заданную тему; ставить вопросы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех видов художественной деятельности. Создание композиции на тему «Здравствуй, лето!» | Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями; изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя; изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий; формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; рассматривать возможности использования, применения изучаемых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др. людьми разных профессий; понимать особенности технологии изготовления изделий, выделять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя; определять основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике. Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями; изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя; изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий; формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; рассматривать Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями; изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий; подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы. Рационально размещать на рабочем месте материалы и инструменты; поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя; изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий; формировать общее понятие об изучаемых материалах, их происхождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений; рассматривать | https://resh.edu.ru/subject/ Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство», 1 класс (Диск СD), авторы Л.А. Неменская единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru https://resh.edu.ru/subject/ Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство», 1 класс (Диск СD), авторы Л.А. Неменская единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство», 1 класс (Диск СD), авторы Л.А. Неменская единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school- collection.edu.ru | Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Видеть красоту разнообразных поверхностей Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Видеть красоту разнообразных поверхностей Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми; рассматривать иллюстрации в детских книгах; придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. Видеть красоту разнообразных поверхностей |