СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение эмоциональной сферы детей школьного возраста с общим недоразвитием речи

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Изучение эмоциональной сферы детей школьного возраста с общим недоразвитием речи»



Изучение эмоциональной сферы детей школьного возраста с общим недоразвитием речи


Аннотация.

В статье представлены результаты экспериментального изучения эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи.

Ключевые слова.

Общее недоразвитие речи, школьный возраст, эмоции, мимика, пантомимика.


Развитие эмоциональной сферы детей в психолого-педагогических исследованиях рассматривается в качестве одной из ведущих характеристик детского развития. Перемены, происходящие во взрослом обществе, изменение социально-экономических условий, в числе прочего, обуславливают увеличение количества детей с психоэмоциональными нарушениями. Такие тенденции приводят к осложнению процесса социализации ребёнка-дошкольника, затрудняют его вхождение в мир культуры межличностных отношений. Отражение социальных отношений в переживаниях ребенка не только определяет доминирующий эмоциональный фон, но и выступает источником развития и «кристаллизации» его эмоциональной сферы [1].

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результат его практической деятельности [2].

«Ребенок — это маленький человек, обладающий достаточно разнообразным спектром эмоций. Его чувства и переживания связаны, в основном, с атмосферой в семейном кругу. Новые умения и интересы способствуют проявлению целого спектра разнообразных эмоций ребенка. У дошкольника постепенно усложняется гамма эмоций и чувств: он уже может чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, нежность, застенчивость, удивление и т. д. Ребенок уже может выражать чувства, применяя разную интонацию и мимику» [3].

Проблема изучения, состояния и условий результативного развития эмоциональной сферы ребенка — одна из актуальных в современной психолого-педагогической науке. Частью целостного процесса психического развития детей является развитие эмоциональной сферы. Основы его исследования заложены в трудах П. П. Блонского и Л. С. Выготского [5].

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Также ребенку с нарушениями речи присущи: неуверенность в себе замкнутость, агрессивность, негативизм по отношению к себе, обидчивость, пониженная наблюдательность, трудности общения с окружающими и налаживания контакта с ними [4].

Экспериментальное изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста было проведено в старшей группе МБОУ «Детский сад компенсирующего вида №21», г. Биробиджан.

В исследовании приняло участие два ребенка с ОНР. Работа с каждым воспитанником проводилась индивидуально. Методики подбирались таким образом, что бы можно было посмотреть разные стороны эмоциональной сферы ребенка. В диагностический комплекс были включены следующие методики: «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции», «Изучение выразительности речи», «Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций», «Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей».

Система оценивания данных методик была едина, за каждый ответ ребенок получал балл:

1 балл - ответ был верным;

0,5 балла - ответ был не полный или приближен к правильному;

0 балл – ответ был не правильный, нелогичный или ребенок отказался от ответа;

Результатом оценивания был процентный показатель успешности выполнения предъявляемых заданий:

От 80 % и выше – высокий уровень;

От 50 до 79 % - средний уровень;

Ниже 50 % - низкий уровень.

В ходе проведения методики «Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции» ребенку предлагалось продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного ребенка. Результаты фиксировались в протокол.

Результаты данной методики показали, что дети понимают словесную инструкцию, могут показать мимикой лица заданную эмоцию, но при использовании пантомимики дети испытывают затруднения. Андрей смог изобразить все эмоциональные состояния, но эмоции «испуг» и «удивление» показал мимикой по-разному, а пантомимические движения использовал одинаковые. Это в целом говорит о высоком уровне использования им мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции.

Зарина показала средние результаты, так как тоже не смогла подобрать необходимые пантомимические движения для таких эмоций, как печаль, испуг, удивление и изобразила их одинаково, разведя руки широко в стороны.

При использовании методики для выявления выразительности речи, детям предлагалось произнести фразу «У меня есть собака» радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно.

Андрей показал высокий уровень. Мы изменили с ним на фразу «У меня есть котенок». Так как ребенку было проще смоделировать ситуацию знакомую для него. Он смог последовательно интонационно изобразить каждую эмоцию, заданную экспериментатором, при этом на эмоцию «грустно» он изменил на фразу «У меня нет котенка», а на эмоцию «удивление» он изменил фразу «У меня появился котенок». Таким образом, мальчику легче показать то эмоциональное состояние, которое ближе его собственным переживаниям.

Зарина показала средние результаты, так как эмоции «испуг» и «удивление» она не смогла изобразить ни интонационно, ни с помощью мимических и пантомимических движений, сопровождающих эти эмоции

Для изучения уровня восприятия детьми графического изображения эмоций, им предлагались карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева и удивления. При постановке вопроса «Какое это лицо?» оба испытуемых безошибочно, самостоятельно назвали все эмоции, что соответствует высокому уровню восприятия.

Изучением понимания детьми эмоциональных состояний людей, мы предложили следующее: две серии по восемь вопросов. За каждый вопрос ребенок мог получить 1 балл. Если давался ответ, который имел место быть, по мнению экспериментатора, но не давалось объяснения, это оценивалось в 0,5 балла. Если ребенок затруднялся ответить, ответ не соответствовал заданному вопросу, или же ребенок не нашел правильного ответа, то 0 балла. В итоге ребенок мог набрать 16 баллов.

Зарина набрала 10 баллов, что соответствует среднему уровню. Например, на вопрос «Когда человеку интересно?» Зарина ответила: «В сказках, в цирке, в театре». Этот ответ оценивался как неполный, так как девочка не смогла аргументировать его и объяснить почему. Или же на вопрос «Когда человек злится?» она ответила: «Мама злится на девочку». Можно предположить, что саму эмоцию Зарина знает, но объяснить ее происхождение она не может, поэтому этот ответ был оценен в 0 баллов.

Во второй серии она также не ответила на ряд вопросов. На вопрос «Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?», она ответила, что «начинку, жидкая, шоколад она очень вкусная». На вопрос «Какую эмоцию ты при этом испытываешь?» смогла повторить только вкусовые качества этой конфеты, при этом говорила в повествовательном тоне, не проявляя на лице никаких эмоций. А в ответ на вопрос «Что произойдет с человеком, если он увидит на березе груши?» Зарина захохотала и ответила: «Он разозлится, ведь на березе груши не растут».

Андрей также показал средний уровень, набрав 11,5 баллов из 18. На вопрос «Когда человеку стыдно?» он смело заявил, что «Когда обидели, не пускают в гости, ударяют». Эти ответы не соответствовали понятию и представлению о стыде, но наши попытки уточнить его ответы результата не дали. Также ему был задан вопрос «Когда человек злиться?». Ответами мальчика были: «Когда над тобой смеются, не дает мама конфеты, когда бандит не пускает тебя в свой дом». Эту же модель ответа Андрей перенес на следующий вопрос «Когда человеку радостно?». Он ответил «Когда конфету дают, запустили домой, дружба и игры вместе», что не дало оценить ответ в один балл, а только в 0,5 балла.

Во второй серии в вопросе о груше он даже не понял подвоха, а просто сказал, что надо отойти, если она упадет. Так же не смог найти подходящий аргумент, отвечая на вопрос «Почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?». Мальчик ответил, что ее ругали родители.

Исходя из этого можно сделать выводы, что дети данного возраста понимают и знают основные эмоции , могут их показать на демонстративном материале, назвать самостоятельно и даже изобразить при помощи мимики. Но при этом им не до конца дается понимание ситуаций, где надо описать эмоцию или же, объясняя эмоцию, эмоциональное состояние, привести в пример подходящую ситуацию. Для них не сложны такие эмоции как радость, страх, грусть, сердитость, удивление, но эмоция стыд еще не понятна и не известна. Трудности вербальной переключаемости эмоционального состояния мы связываем и с речевым недостатком, детям трудно подобрать слова и фразы, из-за этого видны низкие результаты.

Хочется порекомендовать несколько коррекционно- развивающих игр.

Игра «Испорченный телевизор»

Цель: развитие умения передавать эмоции заданные взрослым через мимику и пантомимику. Развитие умения понимать эмоции.

Ход: Все участники игры, кроме одного, закрывают глаза, «спят». Ведущий, молча, показывает «не спящему» участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики и жестов. Этот участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он ее понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так пока все не «проснутся». После этого ведущий опрашивает участников игры, начиная с последнего и завершая первым, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение информации, или убедиться, что «телевизор» был полностью исправен.  Возможные вопросы для обсуждения:  По каким признакам ты определил именно эту эмоцию?  Как ты думаешь, что помешало тебе правильно понять ее?  Трудно ли было тебе понять другого участника?  Что ты чувствовал, когда изображал эмоцию?

Игра «Эмоджи»

Цель: развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста.

Ход: Детей собирают в круг. Выбирают первого участника. Ему говорят фразу, которую он должен изобразить без помощи слов и звуков. Ребенок, который первым угадает, меняется с ведущим местами.

• Сладкая конфета

• Горькое лекарство

• Кислый лимон

• Грязная бумажка

• Красивая игрушка

Игра «Волшебное колечко»

Цель: развитие умения через пантомиму передавать черты характера (добрый, злой, справедливый). Развивать творческое воображение

Ход: Злой волшебник, с помощью заколдованного колечка, превращает хорошего мальчика в плохого. Мальчик всех обижает, дразнит, всё ломает. Наконец, устав, он засыпает. Добрый волшебник предлагает спасти мальчика, снять кольцо. Все дети тихо подходят и снимают колечко.

Мальчик просыпается. Он снова ласковый, просит у всех прощения. Всем весело.

Игра «Старичок».

Цель: развитие умения через мимику, жесты передавать черты характера (весёлый, добрый, смешной, озорной).

Ход: Прочесть детям стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Дети имитируют состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх!...


Список литературы

1. Лаптева Ю. А., Морозова И. С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 3. С. 51 - 55.

2.Полетаева Е. П., Мерзлякова Е. В. Эмоции в развитии ребенка дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2018. — №49. — С. 290-293. — URL https://moluch.ru/archive/235/54539/ (дата обращения: 20.11.2019).

3.«Особенности эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста» https://paidagogos.com/osobennosti-emotsionalnoy-sferyi-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta.html?label_41cc0e4945e162021cfdd993f4c1104d=2

4.Калягин В. А. Логопсихология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В. А. Колягин, Т. С. Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

5. Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь [Текст] / С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. — М.: «Генезис», 2007. — 282 с