СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Изучение поэмы "Медный всадник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Материал для учителя к Медному всаднику»

Немного информации.

При подготовке к уроку каждый учитель выстраивает свой план или меняет чужой в зависимости от уровня развития детей в своём классе. Я столкнулась с такой проблемой: «механическое» чтение, заучивание наизусть (дети в классе всегда разноуровневые), поэтому перед анализом вступления провожу примерно такой урок комментированного чтения. А уже на следующем анализируем вступление с точки зрения выразительных средств, сопоставляем скульптурное, литературное, музыкальное произведения, работаем над вопросом: почему памятник из бронзы назван «медным» и т.д.

Примерный план 1 урока:

  1. Проблемный вопрос (Читаются первые строки. Почему автор не называет того, о ком пойдёт речь и выделяет «он» курсивом? Слайд 2.

  2. Памятник. Слайд 3. (Что подчёркивает скульптор?)

  3. Первое прочтение отрывка. Вопрос: о чём, о ком? Что представляете?

  4. Словарная работа (можно по группам или с самопроверкой)

  5. Чтение отрывка 2 раз по презентации с комментариями и разбором содержания.

  6. Определение темы и идеи. Совместное чтение по презентации 3 раз.

  7. Рефлексия (что узнали, что хотелось бы ещё узнать)

  8. Домашнее задание: выразительное чтение наизусть. И, исходя из рефлексии индивидуальные задания.



Материал к уроку

  1. К слайду 3. ... Автор памятника – французский скульптор Этьен-Морис Фальконе. Он прожил в Петербурге 12 лет, изучил документы, связанные с жизнью и деятельностью Петра Великого. Его замысел: Пётр, преобразующий страну и Россия, преодолевающая трудности, стремящаяся к прогрессу. Змея символизирует враждебные силы, мешающие преобразованиям. Для постамента был найден камень неподалёку от Финского залива. Местные его называли «Гром-камень» (якобы в него попала молния и расколола камень). Гром-камень весил около 1500 тонн. 2 года потратили на перевозку к месту установки памятника. (интересная информация о памятнике, Гром-камне в Википедии). Через 50 лет А.С. Пушкин написал петербургскую повесть «Медный всадник» о Петре I. После её публикации памятник стали называть тоже - Медный всадник.



  1. К слайдам 6-12. В ходе Северной Войны со шведами, русская армия во главе с Петром 1 отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того, чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Пётр самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место – оно должно было находиться рядом с морем и быть пригодным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре на этом месте выросли первые укрепления.

По замыслу Петра, Санкт-Петербург задумывался как портовый город (это давало возможность вести торговлю), что также повлияло на выбор места его расположения.

Точный год основания Санкт-Петербурга – 16 (27) мая 1703 года. Именно в этот день на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Расположение крепости позволяло осуществлять полный контроль над морем и подходящими к берегу кораблями и, при необходимости, открывать по ним огонь. Сама крепость была окружена водой, что затрудняло штурм и делало её надёжным и безопасным местом.



  1. К слайду 13-17. Новый город развивается очень быстро – вскоре после строительства крепости работы ведутся и на нескольких ближайших островах. Петр с самого начала задумывает Петербург как новую столицу и «Окно в Европу», поэтому город намерено застраивается на манер европейских столиц.

Петр желает построить город как можно быстрее, поэтому введена трудовая повинность. При строительстве города погибает множество людей, так как условия труда очень плохие. Свою роль в этом играет суровый климат и болота, на которых стоит Петербург.

Не дожидаясь окончания застройки Петр переносит столицу из Москвы в Петербург. Здесь же теперь находятся все важнейшие органы государственного управления.

1712-1918 гг. – Санкт-Петербург является столицей России.



  1. К слайду 18-21. Петербург во вступлении повести "Медный всадник", написанной в 1833 году, - это столица европейского государства, блестящая, богатая, пышная.     Пушкин поет гимн столице Российского государства, выражает к ней свою любовь.
        В этом произведении автор обращается к образу основателя города — Петру I, который выступает здесь как реальное лицо. Величие образа Петра и города порождают торжественность интонации первых строк; любовь к городу – лиричность последних.

.





Просмотр содержимого презентации
«К Медному всаднику»

На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн, И вдаль глядел.

На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел.

Пред ним широко Река неслася; бедный челн По ней стремился одиноко.

Пред ним широко

Река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко.

По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там, Приют убогого чухонца;

По мшистым, топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам В тумане спрятанного солнца, Кругом шумел.

И лес, неведомый лучам

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел.

И думал он: Отсель грозить мы будем шведу, Здесь будет город заложен Назло надменному соседу .

И думал он:

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу .

Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море.

Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно,

Ногою твердой стать при море.

Сюда по новым им волнам Все флаги в гости будут к нам, И запируем на просторе .

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам,

И запируем на просторе .

Прошло сто лет, и юный град, Полнощных стран краса и диво, Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво;

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво;

Где прежде финский рыболов, Печальный пасынок природы, Один у низких берегов Бросал в неведомые воды Свой ветхий невод, …

Где прежде финский рыболов,

Печальный пасынок природы,

Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды

Свой ветхий невод, …

… ныне там По оживленным берегам Громады стройные теснятся Дворцов и башен; корабли Толпой со всех концов земли К богатым пристаням стремятся;

ныне там

По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен; корабли

Толпой со всех концов земли

К богатым пристаням стремятся;

В гранит оделася Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова. , В гранит оделся Нева; Мосты повисли над водами; Темно-зелеными садами Ее покрылись острова

В гранит оделася Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова.

,

В гранит оделся Нева;

Мосты повисли над водами;

Темно-зелеными садами

Ее покрылись острова

И перед младшею столицей Померкла старая Москва, Как перед новою царицей Порфироносная вдова .

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова .

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит,

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых ночей Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады,

Когда я в комнате моей

Пишу, читаю без лампады,

И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла…

И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла…

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Выучить вступление наизусть
Тема: вступление к «Медный всаднику» Сопоставьте (найдите общее и различное) Вступление к «Медному всаднику» См. учебник-хрестоматию  Отрывок их балета советского композитора Рейнгольда «Медный всадник»  — по одноимённой поэме А.С. Пушкина. Этьен Фальконе Памятник Петру I. 1768—1770гг. гранит, бронза. Высота 10,4 м Сенатская площадь

Тема: вступление к «Медный всаднику»

Сопоставьте (найдите общее и различное)

Вступление к «Медному всаднику»

См. учебник-хрестоматию

Отрывок их балета советского композитора Рейнгольда «Медный всадник»  — по одноимённой поэме А.С. Пушкина.

Этьен Фальконе

Памятник Петру I. 1768—1770гг.

гранит, бронза. Высота 10,4 м

Сенатская площадь

Источники https://ruhttps://www.google . wikipedia.org/wiki http://www.hellopiter.ru/The_copper_horseman_photo.html http://vsdn.ru/images/ http://hostel-stella.ru/ www.bolshoyvopros.ru     http://loveopium.ru/ http://mygazeta. www.liveinternet.ru     art-otkrytie.narod.ru   music .onlain-online.ru Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1.Ахмадуллина.2015

Источники

https://ruhttps://www.google .

wikipedia.org/wiki

http://www.hellopiter.ru/The_copper_horseman_photo.html

http://vsdn.ru/images/

http://hostel-stella.ru/

www.bolshoyvopros.ru  

http://loveopium.ru/

http://mygazeta.

www.liveinternet.ru  

art-otkrytie.narod.ru  

music .onlain-online.ru

Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. Ч.1.Ахмадуллина.2015