ИЗУЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Борисова М.О.
МАОУ г. Хабаровска «Лицей инновационных технологий»
marina_borisova@mail.ru
В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты, которые разработаны с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов России и направлены на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, которые любят свой край и Отечество, активно и заинтересованно познают мир, актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.
Главная цель, которую преследует региональный курс географии – формирование у учащихся целостного представления о Хабаровском крае как географическом объекте, который является в тоже время частью единого природно-хозяйственного комплекса нашей страны. Нельзя рассматривать природу и хозяйство России оторвано от конкретной территории, на которой живет человек. Да и ученику легче изучать географические явления на конкретных примерах, которые он видит рядом с собой, использовать свой, пусть и небольшой, жизненный опыт. Закрепление на практике, во время экскурсий и практических занятий, тех географических понятий и закономерностей, которые изучались во время учебного года, позволяет ученику почувствовать себя до некоторой степени географом, который непосредственно изучает окружающую его действительность, воспитать в человеке географическую культуру.
Основной формой работы учителя и ученика в лицее является урок. Географию Хабаровского края мы начинаем изучать в 6 классе и продолжаем до 9 класса за счет регионального компонента. Этот курс обеспечен полным учебно-методическим комплексом, состоящим из учебников, контурных карт, географического и электронного атласа.
Но изучение родного края продолжается и во внеурочное время. Большую помощь в организации изучения природы и истории края оказывает лицейский туристско-краеведческий клуб "Ирбис". Клуб был создан пятнадцать лет назад с целью организации и проведения краеведческой и научно-исследовательской работы, а также организации и проведения многодневных туристических походов и экспедиций по Хабаровскому краю и Дальнему Востоку. У учащихся лицея, которые занимаются в клубе, во время походов и экспедиций формируются уважение к своему Отечеству, знание истории и природы своего края, воспитывается чувство долга и ответственности. Проводя наблюдения в природе, знакомясь с историей края, у ребят формируется целостное географическое представление о своем крае, стране и, в конечном счете, мире в целом. Знания, полученные на уроках, юные туристы используют в походной жизни. Они стараются объяснить процессы и явления, происходящие в окружающей среде и оценить их с точки зрения влияния на жизнь и деятельность человека в данном природно-хозяйственном регионе. Общаясь в походах и экспедициях с коренными народами Хабаровского края, а также с народами других стран, приезжающих в край на работу, учащиеся учатся толерантности, уважительному отношению к людям, терпимости во взаимоотношениях с другими людьми и друг с другом. Последнее особенно важно, так как находясь длительное время в походе в изолированной группе, ребята должны уметь осознанно и ответственно относится к своим поступкам, уметь находить общий язык с другими членами группы, общаться не только со сверстниками, но и взрослыми людьми. Каждый поход – это не только новые знания и открытия, но и совершенствование туристического мастерства, здоровый образ жизни и хорошее настроение. Юные туристы-краеведы нашего лицея прошли на лыжах и пешком по хребтам Сихотэ-Алинь, Баджальскому, Буреинскому, Мяо-Чан, сплавились по рекам Туюн и Бурея, побывали в пещерах Прощальная и Глубокая. С краеведческими экскурсиями побывали в дальневосточных городах Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, в китайских городах Харбин, Пекин, Цзямусы, Далянь. Ребята изучали петроглифы Сикачи-Аляна, реки Кии и реки Уссури, работали в Большехехцирском заповеднике. Все знания, полученные во время экспедиций, экскурсий и походов учащиеся используют на уроках географии, биологии, истории. На основе собранных материалов пишутся научно-исследовательские работы, и старшеклассники выступают с ними на научно-практических и краеведческих конференциях в городе и крае. Темами их исследований были "Экологические последствия строительства Буреинского водохранилища", "Геологическая история Хабаровска и Хабаровского района", "Роль В.К.Арсеньева в изучении и освоении Дальнего Востока ", "М.И.Венюков – первый географ Хабаровского края" и другие. Члены клуба активно участвуют в предметных и краеведческих олимпиадах и викторинах. Среди них есть призеры и участники Всероссийской олимпиады по географии – это Новичихин Антон, ныне студент географического факультета МГУ; Бевецкий Алексей; Нескорнюк Владислав.
Еще одной интересной формой работы по изучению Хабаровского края является историко-краеведческий журнал "Хабар", который издается при лицейской библиотеке. В состав редакционной коллегии журнала входят учащиеся лицея с 6 по 11 класс. Научными руководителями являются учителя истории, географии, литературы. На страницах журнала лицеисты рассказывают о природе, истории, культуре Хабаровска и Хабаровского края, а также ближнего зарубежья. Каждый журнал посвящен одной теме и рассматривается она с различных сторон. Например, в журнале, посвященном юбилею КВЖД и города Харбина, авторы рассказали об истории строительства КВЖД и поделились своими впечатлениями о поездке по современной дороге из Хабаровска в Харбин. Описывая историю Харбина, юные корреспонденты опирались не только на данные из Хабаровского архива, куда был передан на хранение русский архив Харбина, но и свои впечатления от посещения этого «самого русского» города Китая. Один из номеров журнала был посвящен научно-исследовательским институтам Хабаровска, которые занимаются изучением природы и хозяйства нашего края. Корреспонденты журнала посетили Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Дальневосточный институт минерального сырья, Гидрометеоцентр, Тихоокеанский институт рыбного хозяйства. Ребята беседовали с его сотрудниками, знакомились с работой ученых и рассказали об этом на станицах своего журнала. Работа учащихся в журнале "Хабар" позволяет им научиться определять цели и задачи своей работы, намечать пути и способы достижения планируемых результатов, самостоятельно строить логические заключения и делать выводы. Учащиеся учатся работать как самостоятельно, так и в группах, что является очень важным для формирования коммуникативной компетентности. И, конечно же, у них формируются и развиваются в процессе работы над журналом компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Таким образом, разнообразные формы внеурочной деятельности позволяют учащимся лицея наилучшим образом узнать географию и историю своего родного края, развивать творческие способности, укреплять свое здоровье, то есть стать достойными гражданами своего Отечества.