I Подготовка к восприятию на слух избранного учителем произведения (1-2 мин) | - Дорогие ребята! Приглашаю вас в «Мир книги», чтобы познакомиться с книгой К. И. Чуковского. Он написал много сказок. - Ребята, какие его сказки вы уже читали? - Молодцы! Вы знаете очень много произведений! - Корней Чуковский был трудолюбивым человеком. Всегда, где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, чтобы не тратить попусту время, сочинял загадки и сказки. - А знаете, как он начал писать сказки? - У него однажды заболел сынишка. Чтобы родители не делали, он плакал. И тогда Корней Чуковский начал рассказывать ему сказки, а сынишка тихо-тихо их слушал, лишь папа не заканчивал. - А вы любите, когда вам родители читают книги? - Хотите я вам почитаю? - Прекрасный вопрос. Это сказка в стихах К. Чуковского, а называется она «Айболит». - Вы готовы тихо слушать и не отвлекаться? | - «Телефон». - «Мойдодыр». - «Муха-Цокотуха». - «Тараканице». Предполагают. - Да! - Да. А что? - Да! | Фронтальная |
II Выразительное чтение и перечитывание произведения учителем (3-7 мин) | Читает произведение (не полностью). - Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! И пришла к Айболиту лиса: «Ой, меня укусила оса!» И пришёл к Айболиту барбос: «Меня курица клюнула в нос!» И прибежала зайчиха И закричала: «Ай, ай! Мой зайчик попал под трамвай! Мой зайчик, мой мальчик Попал под трамвай! Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки, И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!» И сказал Айболит: «Не беда! Подавай-ка его сюда! Я пришью ему новые ножки, Он опять побежит по дорожке». И принесли к нему зайку, Такого больного, хромого, И доктор пришил ему ножки. И заинька прыгает снова. А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеётся она и кричит: «Ну, спасибо тебе, Айболит!» Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал: «Вот вам телеграмма От Гиппопотама!» «Приезжайте, доктор, В Африку скорей И спасайте, доктор, Наших малышей!» «Что такое? Неужели Ваши дети заболели?» «Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, холерина, Дифтерит, аппендицит, Малярия и бронхит! Приходите же скорее, Добрый доктор Айболит!» «Ладно, ладно, побегу, Вашим детям помогу. Только где же вы живете? На горе или в болоте?» «Мы живем на Занзибаре, В Калахари и Сахаре, На горе Фернандо-По, Где гуляет Гиппо-по По широкой Лимпопо. И встал Айболит, побежал Айболит. По полям, по лесам, по лугам он бежит. И одно только слово твердит Айболит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» А в лицо ему ветер, и снег, и град: «Эй, Айболит, воротися назад!» И упал Айболит и лежит на снегу: «Я дальше идти не могу». И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки: «Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезём!» И вперёд поскакал Айболит И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» Но вот перед ними море — Бушует, шумит на просторе. А в море высокая ходит волна, Сейчас Айболита проглотит она. «Ой, если я утону, Если пойду я ко дну. Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными?» Но тут выплывает кит: «Садись на меня, Айболит, И, как большой пароход, Тебя повезу я вперёд!» И сел на кита Айболит И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» И горы встают перед ним на пути, И он по горам начинает ползти, А горы всё выше, а горы всё круче, А горы уходят под самые тучи! «О, если я не дойду, Если в пути пропаду, Что станется с ними, с больными, С моими зверями лесными? И сейчас же с высокой скалы К Айболиту слетели орлы: «Садись, Айболит, верхом, Мы живо тебя довезём!» И сел на орла Айболит И одно только слово твердит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» А в Африке, А в Африке, На черной Лимпопо, Сидит и плачет В Африке Печальный Гиппопо. Он в Африке, он в Африке Под пальмою сидит И на море из Африки Без отдыха глядит: Не едет ли в кораблике Доктор Айболит? И рыщут по дороге Слоны и носороги И говорят сердито: «Что ж нету Айболита?» А рядом бегемотики Схватились за животики: У них, у бегемотиков, Животики болят. И тут же страусята Визжат, как поросята. Ах, жалко, жалко, жалко Бедных страусят! И корь, и дифтерит у них, И оспа, и бронхит у них, И голова болит у них, И горлышко болит. Они лежат и бредят: «Ну что же он не едет, ну что же он не едет, Доктор Айболит?» А рядом прикорнула Зубастая акула, Зубастая акула На солнышке лежит. Ах, у её малюток, У бедных акулят, Уже двенадцать суток Зубки болят! И вывихнуто плечико У бедного кузнечика; Не прыгает, не скачет он, А горько-горько плачет он И доктора зовет: «О, где же добрый доктор? Когда же он придет?» Читает отрывок два раза. | Случают учителя. | Фронтальная |
III Коллективное воссоздание прочитанного в деталях, картинах; размышления о прочитанном (4-6 мин) | - Понравилась вам сказка? - Хотели бы вы узнать, чем она кончится? Предположите, чем она кончится. - Как вы думаете, что значит «Айболит»? - Имя доктора было придумано из двух слов: «Ай» и «болит». - Каким же человеком был доктор Айболит? - Кого доктор очень любил? - Кто приходил к нему лечится? - Умницы! - От кого пришла эта телеграмма? - Верно. Молодцы! - Какие препятствия встретились на пути доктора? - Кто помог преодолеть препятствия? - Где лечил животных Айболит? - Какие животные болели в Африке? Что у них болело? - Как вы представляете себе доктора Айболита? | Отвечают. Предполагают. - Хорошим, добрым. - Животных. - Жучок. - Лиса. - Зайцы. - Корова. - Волчица. - Медведица. - Червячок. - От Гиппопотама! - Горы, снег, море. - Волки, кит, орлы. - Под деревом. Рассказывают. Описывают. | Фронтальная |