СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

К уроку Историческое развитие человечества. Поиски макротеории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку Историческое человечества. Поиски макротеории

Просмотр содержимого документа
«К уроку Историческое развитие человечества. Поиски макротеории»

Теории общественного развития. Теории Философские Религиозные Теории Цивилизационные  линейного  прогресса Циклические (языческие) Революционные Теория локальных цивилизаций Линейные (библейские) Эволюционные Теория культурно – исторических типов

Теории общественного развития.

Теории

Философские

Религиозные

Теории

Цивилизационные

линейного

прогресса

Циклические

(языческие)

Революционные

Теория

локальных

цивилизаций

Линейные

(библейские)

Эволюционные

Теория

культурно –

исторических

типов

Проблема выбора критерия общественного развития. Критерий – мерило для оценки чего-либо. Экономический способ производства Технологические инновации Степень свободы Особенности развития культуры

Проблема выбора критерия общественного развития.

  • Критерий – мерило для оценки чего-либо.

Экономический

способ производства

Технологические

инновации

Степень свободы

Особенности развития культуры

Цивилизация и формация Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений Формационный подход Цивилизационный подход

Цивилизация и формация

Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений

Формационный подход

Цивилизационный подход

Ключевое понятие формационного подхода Формация Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие формационного подхода

Формация

Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон

Ключевое понятие цивилизационного подхода Цивилизация  Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Ключевое понятие цивилизационного подхода

Цивилизация

Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром

Различие между понятием «формация» и «цивилизация» Формация Цивилизация  Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся

Различие между понятием «формация» и «цивилизация»

Формация

Цивилизация

Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном

Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся

Понятие «цивилизация».  «civis»  городской  «silviticus»  лесной  государственный  гражданский  дикий  грубый Впервые слово цивилизация употребил французский историк Мирабо Старший в 1756 году. В 1767 году термин использовал просветитель А.Фергюсон в трактате «Очерк истории гражданского общества.»

Понятие «цивилизация».

«civis»

городской

«silviticus»

лесной

государственный

гражданский

дикий

грубый

  • Впервые слово цивилизация употребил французский историк Мирабо Старший в 1756 году.
  • В 1767 году термин использовал просветитель А.Фергюсон в трактате «Очерк истории гражданского общества.»
цивилизация Воспитанность, умение вести себя в общества Стадия общественного развития, следующую за дикостью и варварством Состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы закона Совокупность проявления культуры Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, ценностных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой.

цивилизация

  • Воспитанность, умение вести себя в общества
  • Стадия общественного развития, следующую за дикостью и варварством
  • Состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы закона
  • Совокупность проявления культуры
  • Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, ценностных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой.
Теория цивилизаций.  Подходы    Стадиальный Локальный Цивилизация – это единый процесс, В истории  человечества проходящий через существуют определенные стадии.  определенные  замкнутые  общности- цивилизации

Теория цивилизаций.

Подходы

Стадиальный

Локальный

Цивилизация –

это единый процесс,

В истории

человечества

проходящий через

существуют

определенные

стадии.

определенные

замкнутые

общности-

цивилизации

Теория цивилизаций Локальный подход: Данилевский Н.Я. А. Тойнби О. Шпенглер Стадиальный подход: О. Тоффлер  У. Ростоу

Теория цивилизаций

Локальный подход:

Данилевский Н.Я.

А. Тойнби

О. Шпенглер

Стадиальный подход:

О. Тоффлер

У. Ростоу

Локально-цивилизационный подход Н.Я. Данилевский «Первичные» (китайская, иранская) «Одноосновные» (еврейская, древнегреческая, древнеримская) «Двухосновная» (европейская) «Объединительная» (славянская – пока не реальность, а как возможность) А. Тойнби «Первичные» (неразвитые, легко возникают, легко погибают) «Вторичные» (возникают в ответ на «Вызов», изменяющие условия их пребывания) «Третичные» (возникают на основе формирования единых религий из «вторичных цивилизаций)

Локально-цивилизационный подход

Н.Я. Данилевский

«Первичные»

(китайская, иранская)

«Одноосновные»

(еврейская, древнегреческая, древнеримская)

«Двухосновная»

(европейская)

«Объединительная»

(славянская – пока не реальность, а как возможность)

А. Тойнби

«Первичные»

(неразвитые, легко возникают, легко погибают)

«Вторичные»

(возникают в ответ на «Вызов», изменяющие условия их пребывания)

«Третичные»

(возникают на основе формирования единых религий из «вторичных цивилизаций)

Локально-цивилизационный подход О. Шпенглер Цивилизация – стадия упадка культуры.  8 «высоких культур» (египетская, вавилонская, китайская, индийская, арабо-византийская, греко-римская, западная и культура инков и возможность явления великой русской культуры)

Локально-цивилизационный подход

О. Шпенглер

Цивилизация – стадия упадка культуры.

8 «высоких культур»

(египетская, вавилонская, китайская, индийская, арабо-византийская, греко-римская, западная и культура инков и возможность явления великой русской культуры)

Стадиально-цивилизацонный подход «Стадии роста» У.Ростоу Эра «Высокого массового потребления» Стадия «Зрелости» Стадия «Сдвига» Переходное общество Традиционное общество «Три волны» О.Тоффлера Первая волна: аграрная Вторая волна: индустриальная Третья волна: п остиндустриальная

Стадиально-цивилизацонный подход

«Стадии роста» У.Ростоу

  • Эра «Высокого массового потребления»
  • Стадия «Зрелости»
  • Стадия «Сдвига»
  • Переходное общество
  • Традиционное общество

«Три волны» О.Тоффлера

Первая волна:

аграрная

Вторая волна:

индустриальная

Третья волна:

п остиндустриальная

Тойнби Арнольд  (1889 – 1975г.г.) Теория локальных цивилизаций  Критерий –  сравнительное исследование  культур

Тойнби Арнольд (1889 – 1975г.г.)

  • Теория локальных цивилизаций

  • Критерий –

сравнительное исследование

культур

Цивилизационная типология Арнольд Джозеф Тойнби (14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, культуролог, автор «Постижения истории» – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта. Возникновение Рост Надлом Упадок Разложение

Цивилизационная типология

  • Арнольд Джозеф Тойнби (14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, культуролог, автор «Постижения истории» – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.

Возникновение

Рост

Надлом

Упадок

Разложение

Общепринятые локальные цивилизации. Междуречье Египетская Индийская Китайская Древнейшие американские цивилизации Древнегреческая Римская Византийская Российская Японская Исламская Западноевропейская Североамериканская

Общепринятые локальные цивилизации.

  • Междуречье
  • Египетская
  • Индийская
  • Китайская
  • Древнейшие американские цивилизации
  • Древнегреческая
  • Римская
  • Византийская
  • Российская
  • Японская
  • Исламская
  • Западноевропейская
  • Североамериканская
Дэниел Белл  Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».

Дэниел Белл

Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».

Теория постиндустриального общества БЕЛЛ, ДЭНИЕЛ (Bell, Daniel) (р. 1919),  американский социолог и публицист,  член Американской академии искусств и наук. Постиндустриальное Доиндустриальное Индустриальное  общество общество общество  машинное Сельское Умственный труд,  хозяйство творческая личность производство, Фабричная Касты, сословия  организация труда Армия и церковь Национальная система Рабовладельцы Феодалы,  хозяйства, наука  государства  техника

Теория постиндустриального общества

БЕЛЛ, ДЭНИЕЛ (Bell, Daniel) (р. 1919),

американский социолог и публицист,

член Американской академии искусств и наук.

Постиндустриальное

Доиндустриальное

Индустриальное

общество

общество

общество

машинное

Сельское

Умственный труд,

хозяйство

творческая личность

производство,

Фабричная

Касты, сословия

организация труда

Армия и церковь

Национальная система

Рабовладельцы

Феодалы,

хозяйства, наука

государства

техника

Элвин (Олвин) Тоффлер Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».

Элвин (Олвин) Тоффлер

Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».

Элвин Тоффлер  родился в 1928 г.        Тоффлер Элвин  родился в 1928 г. Теория волнообразного развития общества.  Общество – это взаимодействие четырех сфер.  Критерий – технологические революции. «социо» «инфо» «техно» «психо»

Элвин Тоффлер родился в 1928 г. Тоффлер Элвин родился в 1928 г.

Теория волнообразного развития общества.

Общество – это взаимодействие четырех сфер.

Критерий – технологические революции.

«социо»

«инфо»

«техно»

«психо»

Три цивилизационных волны:  «Третья волна» - постиндустриальная цивилизация «Вторая волна» - индустриальная цивилизация «Первая волна» -аграрная цивилизация

Три цивилизационных волны:

«Третья волна» - постиндустриальная цивилизация

«Вторая волна» - индустриальная цивилизация

«Первая волна» -аграрная цивилизация

Три волны О. Тоффлера

Три волны О. Тоффлера

«Первая волна» -аграрная цивилизация. Основополагающие признаки: Земля – основа общественной жизни. Простое разделение труда. Наличие четко определенных каст и классов. Жестко авторитарная власть. Сословное положение. Экономика децентрализована.

«Первая волна» -аграрная цивилизация.

Основополагающие признаки:

  • Земля – основа общественной жизни.
  • Простое разделение труда.
  • Наличие четко определенных каст и классов.
  • Жестко авторитарная власть.
  • Сословное положение.
  • Экономика децентрализована.

«Вторая волна» - индустриальная цивилизация. Основополагающие признаки: Символ –  заводская труба, промышленное производство. Стандартизация – единообразие во всех сферах жизни общества. Нуклеарная семья. Корпоративное общество. Массовое потребление.

«Вторая волна» - индустриальная цивилизация.

Основополагающие признаки:

  • Символ – заводская труба, промышленное производство.
  • Стандартизация – единообразие во всех сферах жизни общества.
  • Нуклеарная семья.
  • Корпоративное общество.
  • Массовое потребление.
«Третья волна» - постиндустриальная цивилизация Основополагающие признаки: Компьютерные технологии. Новые средства коммуникации. Информация. Интеллектуальный работник. Творчество. Усиление роли науки и образования.

«Третья волна» - постиндустриальная цивилизация

Основополагающие признаки:

  • Компьютерные технологии.
  • Новые средства коммуникации.
  • Информация.
  • Интеллектуальный работник.
  • Творчество.
  • Усиление роли науки и образования.
Уолт Уитмен Ростоу Родился в семье еврейских эмигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Уолт Уитмен Ростоу

Родился в семье еврейских эмигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).

Ростоу Уолт Уитмен  (1916-2003г.г.)   Теория стадий экономического роста. Критерии:   Технологические инновации Скорость экономического роста Изменения в структуре производства

Ростоу Уолт Уитмен (1916-2003г.г.)

Теория стадий экономического роста.

Критерии:

Технологические инновации

Скорость экономического роста

Изменения в структуре производства

Стадии экономического роста: Эра«высокого массового потребления »  « Зрелость»  «Взлет» «Переходное общество » « Традиционное общество » Стадия «поиска смысла жизни» -духовное развитие.

Стадии экономического роста:

Эра«высокого массового потребления »

« Зрелость»

«Взлет»

«Переходное общество »

« Традиционное общество »

  • Стадия «поиска смысла жизни» -духовное развитие.
Линейно-стадиальный подход рассматривает историю как процесс поступательного развития, т.е. прогресса.

Линейно-стадиальный подход рассматривает историю как процесс поступательного развития, т.е. прогресса.

Фридрих Энгельс  (1820 – 1895 гг.) Карл Генрих Маркс (1818 – 1883 гг.)

Фридрих Энгельс

(1820 – 1895 гг.)

Карл Генрих Маркс

(1818 – 1883 гг.)

Маркс Карл Генрих  (1818 – 1883г.г.) Теория общественно-экономических формаций.  Критерий- экономический способ производства.

Маркс Карл Генрих (1818 – 1883г.г.)

  • Теория общественно-экономических формаций.

  • Критерий- экономический способ производства.
Общественно-экономическая формация.  н  а   Формация – это стадия развития общества, которая определяется исторически соответствующим способом производства .  д  с  т  р  о  й  к  а   Способ  производства-   БАЗИС

Общественно-экономическая формация.

н

а

Формация – это стадия развития общества, которая определяется исторически соответствующим способом производства .

д

с

т

р

о

й

к

а

Способ

производства-

БАЗИС

Теория общественно – экономической формации. Движущая сила – экономическая сфера, базис общества.  Надстройка Политическая Духовная Социальная Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — выдающийся немецкий философ, экономист, политический журналист, общественный деятель.

Теория общественно – экономической формации.

  • Движущая сила – экономическая сфера, базис общества.

Надстройка

Политическая

Духовная

Социальная

Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — выдающийся немецкий философ, экономист, политический журналист, общественный деятель.

Типы экономических формаций.  Коммунизм История – процесс развития сменяющих друг друга формаций.  Капитализм  Феодализм Рабовладение 1.Первичная (архаичная). 2.Вторичная (экономическая). 3. Коммунистическая. Первобытное общество

Типы экономических формаций.

Коммунизм

  • История – процесс развития сменяющих друг друга формаций.

Капитализм

Феодализм

Рабовладение

1.Первичная (архаичная).

2.Вторичная (экономическая).

3. Коммунистическая.

Первобытное общество

Критика теории (стр. 131): Подвергается сомнению универсальность, применимость ко всем странам и эпохам. Фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе, принижает роль человеческой деятельности и сознания.

Критика теории (стр. 131):

  • Подвергается сомнению универсальность, применимость ко всем странам и эпохам.
  • Фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе, принижает роль человеческой деятельности и сознания.
Достоинства и недостатки  формационного и цивилизационного подхода: «+» позволяет: «+» позволяет: - Представить историю человечества как единый исторический процесс; Глубоко изучить историю конкретных обществ; Ориентирует на изучение духовной жизни, особенности психологии и т.д.; Ставит в центр исследования человеческую жизнь. - Установить закономерности; «-» Предложить определенную периодизацию всемирной истории. Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории; «-» - Сводит к минимуму исследования закономерностей. Многие народы не прошли в своем развитии большинство формаций; Нельзя объяснить многие процессы, только с точки зрения экономики

Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подхода:

«+» позволяет:

«+» позволяет:

- Представить историю человечества как единый исторический процесс;

  • Глубоко изучить историю конкретных обществ;
  • Ориентирует на изучение духовной жизни, особенности психологии и т.д.;
  • Ставит в центр исследования человеческую жизнь.

- Установить закономерности;

«-»

  • Предложить определенную периодизацию всемирной истории.
  • Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории;

«-»

- Сводит к минимуму исследования закономерностей.

  • Многие народы не прошли в своем развитии большинство формаций;
  • Нельзя объяснить многие процессы, только с точки зрения экономики