Теории общественного развития.
Теории
Философские
Религиозные
Теории
Цивилизационные
линейного
прогресса
Циклические
(языческие)
Революционные
Теория
локальных
цивилизаций
Линейные
(библейские)
Эволюционные
Теория
культурно –
исторических
типов
Проблема выбора критерия общественного развития.
- Критерий – мерило для оценки чего-либо.
Экономический
способ производства
Технологические
инновации
Степень свободы
Особенности развития культуры
Цивилизация и формация
Наиболее распространённые подходы к анализу общественных явлений
Формационный подход
Цивилизационный подход
Ключевое понятие формационного подхода
Формация
Общество, находящееся на определённой ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон
Ключевое понятие цивилизационного подхода
Цивилизация
Общество со специфическим образом жизни, системой ценностей, видением и способами взаимосвязи с окружающим миром
Различие между понятием «формация» и «цивилизация»
Формация
Цивилизация
Концентрирует внимание на уникальном, локально-региональном, своеобразном
Концентрирует внимание на универсальном, общем, повторяющемся
Понятие «цивилизация».
«civis»
городской
«silviticus»
лесной
государственный
гражданский
дикий
грубый
- Впервые слово цивилизация употребил французский историк Мирабо Старший в 1756 году.
- В 1767 году термин использовал просветитель А.Фергюсон в трактате «Очерк истории гражданского общества.»
цивилизация
- Воспитанность, умение вести себя в общества
- Стадия общественного развития, следующую за дикостью и варварством
- Состояние общества, признающего ценности мира, экономического процветания, свободы закона
- Совокупность проявления культуры
- Совокупность уникальных экономических, социальных, политических, духовных, нравственных, ценностных структур, отличающих одну историческую общность людей от другой.
Теория цивилизаций.
Подходы
Стадиальный
Локальный
Цивилизация –
это единый процесс,
В истории
человечества
проходящий через
существуют
определенные
стадии.
определенные
замкнутые
общности-
цивилизации
Теория цивилизаций
Локальный подход:
Данилевский Н.Я.
А. Тойнби
О. Шпенглер
Стадиальный подход:
О. Тоффлер
У. Ростоу
Локально-цивилизационный подход
Н.Я. Данилевский
«Первичные»
(китайская, иранская)
«Одноосновные»
(еврейская, древнегреческая, древнеримская)
«Двухосновная»
(европейская)
«Объединительная»
(славянская – пока не реальность, а как возможность)
А. Тойнби
«Первичные»
(неразвитые, легко возникают, легко погибают)
«Вторичные»
(возникают в ответ на «Вызов», изменяющие условия их пребывания)
«Третичные»
(возникают на основе формирования единых религий из «вторичных цивилизаций)
Локально-цивилизационный подход
О. Шпенглер
Цивилизация – стадия упадка культуры.
8 «высоких культур»
(египетская, вавилонская, китайская, индийская, арабо-византийская, греко-римская, западная и культура инков и возможность явления великой русской культуры)
Стадиально-цивилизацонный подход
«Стадии роста» У.Ростоу
- Эра «Высокого массового потребления»
- Стадия «Зрелости»
- Стадия «Сдвига»
- Переходное общество
- Традиционное общество
«Три волны» О.Тоффлера
Первая волна:
аграрная
Вторая волна:
индустриальная
Третья волна:
п остиндустриальная
Тойнби Арнольд (1889 – 1975г.г.)
- Теория локальных цивилизаций
сравнительное исследование
культур
Цивилизационная типология
- Арнольд Джозеф Тойнби (14 апреля 1889 — 22 октября 1975) — британский историк, культуролог, автор «Постижения истории» – двенадцатитомного анализа рождения и упадка цивилизаций. Удостоен Ордена Кавалеров Почёта.
Возникновение
Рост
Надлом
Упадок
Разложение
Общепринятые локальные цивилизации.
- Междуречье
- Египетская
- Индийская
- Китайская
- Древнейшие американские цивилизации
- Древнегреческая
- Римская
- Византийская
- Российская
- Японская
- Исламская
- Западноевропейская
- Североамериканская
Дэниел Белл
Американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре».
Теория постиндустриального общества
БЕЛЛ, ДЭНИЕЛ (Bell, Daniel) (р. 1919),
американский социолог и публицист,
член Американской академии искусств и наук.
Постиндустриальное
Доиндустриальное
Индустриальное
общество
общество
общество
машинное
Сельское
Умственный труд,
хозяйство
творческая личность
производство,
Фабричная
Касты, сословия
организация труда
Армия и церковь
Национальная система
Рабовладельцы
Феодалы,
хозяйства, наука
государства
техника
Элвин (Олвин) Тоффлер
Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции «Информационной цивилизации».
Элвин Тоффлер родился в 1928 г. Тоффлер Элвин родился в 1928 г.
Теория волнообразного развития общества.
Общество – это взаимодействие четырех сфер.
Критерий – технологические революции.
«социо»
«инфо»
«техно»
«психо»
Три цивилизационных волны:
«Третья волна» - постиндустриальная цивилизация
«Вторая волна» - индустриальная цивилизация
«Первая волна» -аграрная цивилизация
Три волны О. Тоффлера
«Первая волна» -аграрная цивилизация.
Основополагающие признаки:
- Земля – основа общественной жизни.
- Простое разделение труда.
- Наличие четко определенных каст и классов.
- Жестко авторитарная власть.
- Сословное положение.
- Экономика децентрализована.
«Вторая волна» - индустриальная цивилизация.
Основополагающие признаки:
- Символ – заводская труба, промышленное производство.
- Стандартизация – единообразие во всех сферах жизни общества.
- Нуклеарная семья.
- Корпоративное общество.
- Массовое потребление.
«Третья волна» - постиндустриальная цивилизация
Основополагающие признаки:
- Компьютерные технологии.
- Новые средства коммуникации.
- Информация.
- Интеллектуальный работник.
- Творчество.
- Усиление роли науки и образования.
Уолт Уитмен Ростоу
Родился в семье еврейских эмигрантов из России. Учился в Йельском университете; стипендиант Родса в Оксфорде; доктор философии (1940). Преподавал в Колумбийском, Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте. Кавалер ордена Британской империи (1945). Награжден Президентской медалью свободы (1969).
Ростоу Уолт Уитмен (1916-2003г.г.)
Теория стадий экономического роста.
Критерии:
Технологические инновации
Скорость экономического роста
Изменения в структуре производства
Стадии экономического роста:
Эра«высокого массового потребления »
« Зрелость»
«Взлет»
«Переходное общество »
« Традиционное общество »
- Стадия «поиска смысла жизни» -духовное развитие.
Линейно-стадиальный подход рассматривает историю как процесс поступательного развития, т.е. прогресса.
Фридрих Энгельс
(1820 – 1895 гг.)
Карл Генрих Маркс
(1818 – 1883 гг.)
Маркс Карл Генрих (1818 – 1883г.г.)
- Теория общественно-экономических формаций.
- Критерий- экономический способ производства.
Общественно-экономическая формация.
н
а
Формация – это стадия развития общества, которая определяется исторически соответствующим способом производства .
д
с
т
р
о
й
к
а
Способ
производства-
БАЗИС
Теория общественно – экономической формации.
- Движущая сила – экономическая сфера, базис общества.
Надстройка
Политическая
Духовная
Социальная
Карл Ге́нрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 5 мая 1818, Трир, Пруссия — 14 марта 1883, Лондон, Великобритания) — выдающийся немецкий философ, экономист, политический журналист, общественный деятель.
Типы экономических формаций.
Коммунизм
- История – процесс развития сменяющих друг друга формаций.
Капитализм
Феодализм
Рабовладение
1.Первичная (архаичная).
2.Вторичная (экономическая).
3. Коммунистическая.
Первобытное общество
Критика теории (стр. 131):
- Подвергается сомнению универсальность, применимость ко всем странам и эпохам.
- Фаталистическое, безальтернативное представление об историческом процессе, принижает роль человеческой деятельности и сознания.
Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подхода:
«+» позволяет:
«+» позволяет:
- Представить историю человечества как единый исторический процесс;
- Глубоко изучить историю конкретных обществ;
- Ориентирует на изучение духовной жизни, особенности психологии и т.д.;
- Ставит в центр исследования человеческую жизнь.
- Установить закономерности;
«-»
- Предложить определенную периодизацию всемирной истории.
- Создает возможность полного отрицания единства человеческой истории;
«-»
- Сводит к минимуму исследования закономерностей.
- Многие народы не прошли в своем развитии большинство формаций;
- Нельзя объяснить многие процессы, только с точки зрения экономики