К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У
ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В настоящее время развитие личности является приоритетным в современном образовании. Выпускник, любой ступени общего образования и начального общего образования в частности, должен быть самостоятельно мыслящий. Развитие потребности в исследовательской деятельности является одним из условий, позволяющих воспитывать у обучающихся начальной школы стремление к новым открытиям и знаниям.
В нашей статье, мы будем подразумевать под исследовательской деятельностью – умение работать с информацией, умение добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы. Следует отметить, что умение получать информацию не только из существующих источников информации, но и из окружающего мира, который полон «скрытой» от нас информации.
Анализ концепции модернизации российского образования показал, что назрела потребность формирования уникальной индивидуально-творческой личности обучающегося, способной нестандартно мыслить, ориентироваться в сложных социальных проблемах. Обучение методам поиска и обработки полученной информации путем самостоятельной исследовательской деятельности – одна из актуальных задач образования в рамках компетентностного подхода. Эта проблема требует целенаправленного развития исследовательской компетентности обучающихся, в том числе обучающихся начальной школы.
Остановимся более детально на понимании сущности «компетенция» и «компетентность».
Компетенция - есть знание, опыт, умение по кругу вопросов, в которых кто – либо хорошо осведомлен. Компетентность – есть способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Компетентность предполагает наличие минимального опыта применение компетенций.
Современная деятельность педагога начальной школы предполагает организацию организацией исследовательской деятельности обучающихся на уроке и внеурочное время. Основная задача – научить обучающихся младших классов самостоятельно добывать и перерабатывать информацию через исследовательскую деятельность. Данная задача требует целенаправленного развития исследовательской компетентности младших школьников, способствующей укреплению его потребности в познании. Таким образом, исследовательская деятельность по существу предполагает активную познавательную позицию.
Формирование исследовательской компетенции у младших школьников – задача нелегкая. Необходимо работать много лет, чтобы развить исследовательские умения и навыки обучающихся, поднять их интерес к учебе, мотивировать их на достижение более высоких результатов. Исследовательская работа – это способ организации поисковой, творческой деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.
К основным этапам исследовательского процесса, в доступной для обучающихся младших классов, форме следует отнести:
– выявление неизвестных (неясных) фактов, подлежащих исследованию (ядро проблемы);
– уточнение и формулировка проблемы;
– выдвижение гипотез;
– составление плана исследования; осуществление исследовательского плана,
исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез;
– формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания,
возможностей его применения.
Исследовательская деятельность выполняет следующие функции в обучении:
• обеспечение овладения обучающихся методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их;
• формирование качеств творческой личности;
• формирование интереса, потребности в исследовательской деятельности;
• получение полноценных, хорошо осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.
Целью исследовательского метода является развитие следующих умений:
• актуализировать противоречия;
• находить и формулировать научную проблему;
• формулировать цель исследования;
• устанавливать предмет и объект исследования;
• выдвигать гипотезу;
• планировать эксперимент и его проведение;
• проверять гипотезу;
• делать выводы;
• определять сферы и границы применения результатов исследования.
Целенаправленное и поэтапное обучение младших школьников методам поиска и переработки информации (т.е. исследовательским навыкам), происходит, конечно, и на уроках. В нашем практической работе мы используем систему дифференцированных заданий: поисковая работа, сопоставительный анализ, творческая интерпретация. Ведь даже словарную работу в 3-4 классах можно провести как мини-исследование: обучающиеся по очереди знакомят класс со словарными словами из рамочки (самостоятельно выясняют лексическое значение слова, его происхождение, употребление).
Следующий аспект – непосредственно учебно-исследовательская деятельность. Деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение и развитие у младших школьников исследовательского типа мышления. Её ценность — в возможности формирования мыслительных структур научного типа, которые
предполагают самостоятельность мышления, креативность и научную рефлексию, а также способность к исследовательскому поведению. Крайне важно и то, что при организации исследовательской работы младших школьников происходит смещение акцентов с научной новизны знаний на их субъективность, а также на процесс овладения новыми видами деятельности.
Как показывает наш практический опыт, большинство педагогов используют научно- исследовательскую деятельность и во внеурочной деятельности. Провести учебное исследование на уроке значительно труднее. Но оно становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. В этом большую помощь могут оказать различные педагогические технологии. Так, например, использование технологии развития критического мышления, особенностью которой является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности», может помочь при проведении исследовательской деятельности на уроках литературного чтения. Приемы этой технологии помогают понять особенности текста, авторский замысел и, как итог, развивают литературно – творческие способности, то есть именно то, что необходимо для подготовки обучающихся к урокам по литературному чтению, потому что каждое задание – это не что иное как исследование, которое наши дети должны суметь произвести, вооружившись для этого всеми необходимыми инструментами: методами анализа, синтеза, сравнения, моделирования, классификации, обобщения.
Таким образом, для формирования исследовательской компетенции у младших школьников, следует научить их работать с информацией, научить добывать ее из различных источников, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Библиографический список:
1. Виноградова Л.П. Приобщение младших школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф.дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2017 -21 с.
2. Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности//Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. Ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2019.- 612 с.