СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как готовиться к конкурсу чтецов "Живая классика"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

тезисы на тему "Как готовиться к конкурсу чтецов"

Просмотр содержимого документа
«Как готовиться к конкурсу чтецов "Живая классика"»

Тезисы выступления. (будет презентация с фото )


Развитие информационных технологий в современном мире изменили и отношение к чтению. Наши дети стали читать гораздо меньше, предпочитая получать информацию другими способами. Хорошо ли это? Трудно ответить однозначно. Прогресс приносит в нашу жизнь новые возможности и вряд ли стоит от них отворачиваться.

Дети действительно не хотят сегодня читать. А именно чтение дает толчок фантазии. Слова, напечатанные на бумаге, преображаются в образы, и каждый чтец воображает себе героев книги по-своему. Этим книга выгодно отличается от фильма или мультика. Чтение способствует увеличению словарного запаса и развитию речи. А каждое новое слово, ставшее понятным, расширяет границы мира, обогащает его новыми смыслами. Читая, ребенок познает логику развития событий, учится понимать причинно-следственные отношения. Его мышление становится более стройным и упорядоченным, формируется прочный фундамент для дальнейшего образования. Но даже не это важно. Чтение дает основы для формирования нравственности.

Умение читать не приходит само собой. Его надо развивать умело и последовательно. Наиболее доступной для детей формой восприятия художественного произведения является слушание выразительного чтения (чтение сначала родителей, бабушек и дедушек, а затем педагога), а затем самостоятельное приобретение навыков выразительно читать и рассказывать.

На этом этапе важное место отводится семье, так как именно в семье формируются ценности и традиции, модель поведения в обществе. Традиции семейного чтения имеют глубокие корни, и современная школа пытается их возродить. О том, как родители прививают любовь к чтению, расскажет Ульянова Галина Ивановна, мама троих детей.

(в разговор вступает Ульянова Г.И. о семейном чтении и подготовке к конкурсам чтецов)

Конкурсу «Живая классика в 2021 году исполняется 10 лет.

«Живая классика" – это конкурс, объединяющий всех, желающих поделиться своими читательскими открытиями. Юные чтецы соревнуются в чтении вслух отрывков из прозаических произведений русских и зарубежных писателей. Победу в конкурсе приносит не только артистическое мастерство, но и глубина проникновения в смысловую структуру и образную систему художественного текста.

Этот проект родился более 50 лет назад в Германии. Детям предложили читать вслух любимую прозу и состязаться в этом. И этот конкурс помог немецким детям вернуться к книгам, погрузиться в литературу, улучшить ситуацию с подростковым чтением. Десять лет назад общественный деятель и культуровед Марина Смирнова инициировала создание аналогичного чтецкого проекта в России.



Секрет его успеха по сравнению с другими в том, что он массовый и не приурочен к какой-то дате. Детям дали возможножность читать те тексты, которые им нравятся, выбирая из практически безграничного мира литературы. Потому что важен именно процесс выбора текста для конкурса, он должен быть осмысленным, и главное — читать нужно не поэзию, а прозу. Прозаическое произведение, как правило, по времени читается дольше, нужно больше времени провести наедине с книгой, в прозаическом произведении есть сюжет, который может увлечь подростка, ну и наконец, большое разнообразие жанров: фантастика, детективы, приключения — каждому школьнику по его вкусу. И если в Германии участники читают текст по книге, то наши ребята стали сразу декламировать отрывки наизусть, хотя правила не обязывали их этого делать. Конкурс «Живая классика» сразу получился театрализованным.

( в разговор вступает ученица 7 класса Ульянова Анастасия, она расскажет о своих любимых книгах , что дает ей участие в конкурсах чтецов)



Подготовка к конкурсу чтецов всегда и сложна, и хлопотна, и отнимает массу времени.

Начинается она с выбора достойной кандидатуры (обращается внимание на дикцию, тембр голоса, эмоциональность, опыт подобных публичных выступлений).

Второе - поиск выигрышного произведения, знакомство с историей создания, возможно - с чтением произведения автором, в записях, разумеется.

Затем наступает этап работы над чтением. У каждого учителя-словесника, вероятно, сложился свой собственный подход. Поделюсь своим опытом.

Чтобы ученик стал победителем конкурса чтецов, нужно, чтобы он сам захотел стать победителем. Родители и педагог должны суметь мотивировать ребенка на победу.

Для того, чтобы подготовить ребёнка к конкурсу чтецов, в первую очередь необходимо убедить его в том, что он хороший артист, что он лучше всех. Психологическая готовность - 50% успеха.

Не переборщите с фразами типа "Не подведи", ответственность за результат и волнение могут сыграть с ребёнком злую шутку. Он должен быть уверен в себе, но не напряжён, а расслаблен, должен раскованно держаться. Похвала тут не будет лишней. Недостатки исполнения замечать нужно, но указывать на них очень тактично.



Чтобы подготовить ученика, убедитесь, что он имеет внятную речь, чёткую и в меру быструю. Объясните ученику, что речь должна занимать мин 10-15, иначе зал будет девать и рассеянно вести себя. Надо заинтересовать людей, публику вернее. Помогите ему с выбором материала к конкурсу, настройте ученика на позитивную волну.

Как выбрать художественный текст для конкурса «Живая классика», как избежать распространенных ошибок, как побороть страх сцены и другие советы дают профессионалы своего дела, педагоги проекта «Живая классика»



Для экономии времени и вашего удобства предлагаю выдержки из выступлений и цитаты мастеров проекта "Живая классика".

Полные версии можно посмотреть, пройдя по указанным гиперссылкам.



Тарас Дмитриевич Белоусов, режиссёр, педагог по актёрскому мастерству ГИТИСа.

https://www.youtube.com/watch?v=8J9Vyx040XQ&fbclid=IwAR1lIxWhwGR1I9NLkQOi94JxI7qEa-duFZrgSfr97K4hKE7ec5EGneXws64



«При прослушивании в Артеке, на региональных этапах мы не видим чтецов, а мы видим, детей, которые свои выступления пытаются подогнать под критерии оценки, чтобы набрать как можно больше баллов и победить. Эта тенденция настораживает.

Важно донести до каждого участника (и педагога), что любое выступление, особенно выступление в конкурсе направлено на зрителя. Ребёнок должен получать удовольствие, это первый шаг к победе».



«Давайте представим, что выступление – это не просто текст, а это какая-то история. Забудьте, что вы вышли читать текст, забудьте, что вышли говорить слова и предложения. Представьте, что вы вышли рассказать интересную и увлекательную историю. История никогда не бывает прямолинейной. В ней есть начало, развитие, кульминация и конец. В ней есть трогательные моменты или драматические моменты».



«Нужно понять, чем ребёнок хочет поделиться, что донести. Не просто показать себя любимого. Он выходит ради зрителя, во имя зрителя. Очень важно это понять и педагогами, и чтецам!»



«Как помочь удачно выбрать текст? Нужно прочитать книгу, желательно, полностью и понять тронуло это его или нет. Ребёнок должен почувствовать, что что-то с ним происходит. Он понимает, про что он читает. Эта история ему знакома или очень близка, впечатляет. Она в него «попадает», как говорят актёры».



«Часто выбирают тексты о войне. Это имеет место лишь том в случае, когда у чтеца сложилось мироощущение, глубокое понимание этой темы. В силу воспитания, в семье, ему дорога память. Он должен чувствовать это и поделиться этим с другими. Он должен знать и понимать, про что он говорит».



«Обратите внимание! Работа на сцене - это прежде всего дикция. Сейчас очень много упражнений можно найти в интернете. Зажатый речевой аппарат – частая проблема чтецов. Может помочь артикуляционная гимнастика, скороговорки и т.п.



«Чувство меры и вкуса. Чрезмерный артистизм, перенасыщенность театрализации, костюмов и реквизитов порой мешает, теряется сам чтец и его индивидуальность. Художественное слово – это главное! И Индивидуальность. Смогут ли костюм, предметы в руках, на сцене помочь чтецу передать свою индивидуальность? Тогда они нужны. А если нет, увы! Лучше от них отказаться».



«Совет педагогам - не переусердствовать».



Валерий Лаппо, актёр, педагог по актёрскому мастерству проекта и конкурса «Живая классика»



https://www.youtube.com/watch?v=ul4kL1OviEY&index=9&t=0s&list=PLf7KJ2k0kNfCOHg0rdbU2cvDG1G64jKu7&fbclid=IwAR24YcHPWwWitpdX2CnOWd-AGhACxMDLJzFLidD90L0La6sMbJHneVfnYso



«Выбор произведения сложного и взрослого может сослужить злую шутку. Не набрасывайтесь на эмоции, сначала нужно разобраться. Перед заучиванием текста, сначала займитесь изложением: перескажите текст своими словами. Обратите внимание на то, что вам запомнилось, что ушло от вас».



«Если вы можете, то читайте лучше без реквизитов. Это может отвлекать и даже раздражать жюри. Главное - ваш голос и как вы вкладываете душу в прочтение».



«Упражнения и эксперименты:

- «Проверка временем»: чтение на разных скоростях поможет получить нужный и выгодный для вас темп чтения.

- Осторожнее с жестами: если в тексте написано, что герой взмахнул рукой, то этого делать на сцене не обязательно. Жест всего лишь вспомогательное орудие, отнюдь не главное. Тем более у чтеца. Хороший способ - проверка на слух, без видения чтеца.

- Попробуйте сделать текст «своим». «Присвойте» его себе. Станьте его частью, живите в нём»

«Если вы выбрали серьезное произведение, будьте осторожнее. Нужно показать не только грусть и печаль или трагедию. Но и найти светлые моменты. А это сделать не просто. Дети пока не очень знакомы с таким чувством, как ирония.

Главные инструменты чтеца – это голос и глаза».



Юрий Томашевский, актер театра и кино, гл. режиссёр гос. филармонии Санкт-Петербурга для детей и юношества https://www.youtube.com/watch?v=ul4kL1OviEY&index=9&t=0s&list=PLf7KJ2k0kNfCOHg0rdbU2cvDG1G64jKu7&fbclid=IwAR24YcHPWwWitpdX2CnOWd-AGhACxMDLJzFLidD90L0La6sMbJHneVfnYso



Он рассказал о конкретных приёмах, о своем личном опыте. Как войти в образ?



О правильности дыхания: «вдох должен быть короткий, текст произносим свободно - без зажима звукового аппарата» (приводит конкретные упражнения по дыханию)

Правильная осанка тоже имеет важное значение: «Выход на сцену головой, остановитесь, посмотрите в зал, не в глаза зрителю, а поверх голов. Выбрали последнего человека и смотрите чуть выше его головы»

«Выйдя на сцену, не спешите. Нужно собраться, настроиться. Нужно взять внимание на себя. Не торопитесь начинать, дайте время зрителю вас оценить.



Как победить страх сцены? Лучше не думать о победе, о высоких баллах. Нужно понять, ради кого ты здесь, кому конкретно ты посвящаешь свое прочтение: маме, другу и т.д.»