На уроке окружающего мира по теме: «Как изучают окружающий мир» в 3 классе по программе «Перспектива» дети знакомятся с основными методами изучения окружающего мира: наблюдение и опыт, к ним добавляются измерение, составление схем, определение объектов природы и т.д. Чтобы каждый ребёнок попробовал все это провести самостоятельно, можно провести этот урок в виде групповой работы.
На первом этапе необходимо провести большую подготовительную работу! Продумывается состав группы, количество человек в группе (лучше всего 4 человека), для каждой группы необходимо придумать задание, составить алгоритм действия в каждой группе, продумать и подобрать оборудование для каждой группы. Составить маршрут и таблицы для записи результатов, по результатам наблюдений все дети получают оценки за работу. Придумывается сигнал для смены групп и время работы в группе (5 минут). На первом уроке изучается теоретический материал, дети знакомятся с новыми предметами для измерения объектов: весы с гирьками, рулетка. Происходит деление на группы (лучше делить по списку, чтобы состав группы не повторялся), дети знакомятся с правилами проведения урока, распределяют обязанности внутри групп (руководитель группы, тот, кто заполняет маршрутный лист), каждой группе выдается маршрутный лист. Класс делится на 7 частей, группы занимают свои первые по маршруту места и начинается основная работа.
По сигналу учителя дети меняют группы по своему маршруту. В это время помощь учителя может понадобиться в группе по определению массы объекта, т.к. с весами дети работают в первый раз, в остальных группах они справляются самостоятельно, учитель только контролирует процесс и следит за временем перехода и подачей вовремя сигнала к переходу. Дети выполняют задания в каждой группе по алгоритму, заполняют маршрутный лист.
Задания для групп: узнать массу ластика, измерить длину листьев растения, измерить рост человека, какие предметы притягиваются к магниту? измерение времени с помощью секундомера, определение растения по атласу-определителю, определить температуру воды.
На заключительном этапе в каждой группе подводятся итоги: как поработал каждый, проверяются результаты наблюдений и опытов, подводятся итоги самого урока.
На этом уроке ребята узнают много нового, проводят сами наблюдения и опыты, учатся работать с новыми приборами, заполнять лист наблюдений, делать выводы.
Требования рынка труда со всей очевидностью ставят перед региональной системой образования новые стратегические задачи в области подготовки высококвалифицированных кадров для региональной экономики. Вполне очевидно, что процесс подготовки таких кадров имеет пролонгированный характер и должен начинаться еще в общеобразовательной организации. При этом традиционная ориентация на развитие промышленного сектора экономики накладывает заметный отпечаток на характере соответствующих задач и получает отражение в их направленности на повышение качества технологического и естественно-математического образования.
Решение такого рода задач находится в русле обеспечения нового качества образования и отвечает потребностям экономики региона в квалифицированных кадрах.
Приложение
Задание для группы № 1
Узнать массу ластика
1.Проверьте: весы должны быть уравновешены;
2.Возьмите ластик, положите его на одну чашу весов;
3.Возьмите гирьки, ставьте их на другую чашу, пока не уравновесите весы.
4.Узнайте массу ластика (посчитайте вес по гирькам).
5.Записать массу ластика в таблицу.
Оборудование: весы-2 шт, набор гирек-3 шт(весы должны быть уравновешены), ластик-2шт.
Задание для группы № 2
Измерить длину листьев растения
1.Взять линейки;
2.Измерить каждый листик растения;
3.Записать данные в таблицу;
4.Подумать, почему листья одного растения разные по длине;
5.Записать свой вывод в таблицу.
Оборудование: линейки -3-4 шт., комнатное растение с большими листьями.
Задание для группы № 3
Измерить рост человека
1.Взять рулетку;
2.Выбрать того, чей рост будете измерять;
3.Измерить рост;
4.Записать в таблицу.
5.Если есть время, измерить рост еще одного человека.
Оборудование: рулетка-1,2 шт.
Задание для группы № 4
Какие предметы притягиваются к магниту?
1.Взять магнит;
2.Взять выданные предметы;
3.Подносить предметы поочереди к магниту;
4.Записать в таблицу, какие предметы притягиваются к магниту, а какие нет (отметить знаками: + или -).
Оборудование: магнит-1,2 шт, карандаш, железная ложка для обуви, большой гвоздь, ластик.
Задание для группы № 5
Измерение времени с помощью секундомера
1.Взять секундомер;
2.Выбрать того, кто будет приседать 10 раз;
3.Засечь время, записать в таблицу;
4.Выбрать того, кто будет прыгать 10 раз;
5.Засечь время, записать в таблицу.
Оборудование: секундомер (можно на телефоне)
Задание для группы № 6
Определение растения
1.Взять атлас-определитель;
2.Рассмотреть изображение растения;
3.Найти его в атласе-определителе;
4.Прочитать о нем информацию;
5.Записать его название в таблицу.
Оборудование: изображение растения (можно изображение вывести на экран), атлас-определитель.
Задание для группы № 7
Определить температуру воды
1.Взять термометр;
2.Положить его в одну ванночку с водой;
3.Подождать и определить температуру воды;
4.Записать данные в таблицу;
5.Положить термометр в другую ванночку с водой;
6.Подождать и определить температуру воды;
7.Записать данные в таблицу.
Оборудование: термометр для измерения воды, 2 ванночки с водой холодной и тёплой.
Маршрутный лист №1
1 | Масса ластика- |
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
3 | Рост- |
4 | Притягивает- Не притягивает- |
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
6 | Растение- |
7 | tº воды1- tº воды2- |
______________________________________________________________________________________
Маршрутный лист №2
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
3 | Рост- |
4 | Притягивает- Не притягивает- |
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
6 | Растение- |
7 | tº воды1- tº воды2- |
1 | Масса ластика- |
______________________________________________________________________________________
Маршрутный лист №3
3 | Рост- |
4 | Притягивает- Не притягивает- |
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
6 | Растение- |
7 | tº воды1- tº воды2- |
1 | Масса ластика- |
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
________________________________________________________________________________________________________________________
Маршрутный лист №4
4 | Притягивает- Не притягивает- |
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
6 | Растение- |
7 | tº воды1- tº воды2- |
1 | Масса ластика- |
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
3 | Рост- |
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Маршрутный лист №5
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
6 | Растение- |
7 | tº воды1- tº воды2- |
1 | Масса ластика- |
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
3 | Рост- |
4 | Притягивает- Не притягивает- |
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Маршрутный лист №6
6 | Растение- |
7 | tº воды1- tº воды2- |
1 | Масса ластика- |
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
3 | Рост- |
4 | Притягивает- Не притягивает- |
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
Маршрутный лист №7
7 | tº воды1- tº воды2- |
1 | Масса ластика- |
2 | 1лист- 2лист- Злист- |
3 | Рост- |
4 | Притягивает- Не притягивает- |
5 | 10 прыжков- 10 приседаний- |
6 | Растение- |
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________