Как научить детей дошкольного возраста
выразительному чтению стихов
| «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть действует на них так же, как и музыка». В.Г.Белинский |
Как по разному люди читают стихи! Один – монотонно, вяло. Другой – выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживает эмоции, затронутые данным произведением.
Трудно или легко для малыша выразительно прочитать стихотворение? Одни считают, что выразительное чтение – дело легкое, настолько легкое, что учить выразительности не надо. Другие считают, что выразительно прочесть стихотворение может только талантливый, остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читать, соблюдая знаки препинания. Оба эти мнения не верны!
Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности. Опираясь на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, мы должны понимать, что развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, это одна из составляющих структурной единицы, представляющей речевое развитие.
Можно ли научить ребенка дошкольного возраста выразительному чтению? Да.
Читая и заучивая стихи с детьми, мы решаем следующие задачи:
укрепление памяти;
выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности (интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, тембр);
развитие творческих способностей ребенка;
расширение кругозора;
Воспитание нравственных качеств (любовь к близким, забота о животных, бережное отношение к игрушкам и т.п.).
Вопрос: можно ли обучать выразительному чтению в полном объеме всех детей и нужно ли это? Для решения данного вопроса необходимо рассмотреть такие явления, как способности, одаренность, талант, интуиция и темперамент.
Нельзя не замечать, что есть дети способные и неспособные. Современная психология считает способности не врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности являются результатом развития. Способности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Следовательно, нужно обучать выразительному чтению стихотворений всех детей, чтобы у них развивались соответствующие способности.
Что же касается темперамента, то экспериментальные исследования показывают – динамика психической деятельности ребенка обусловлена не только темпераментом, но и другими свойствами личности и ситуацией и, прежде всего, заинтересованностью. Чем больше ребенок будет заинтересован содержанием, тем ярче будут эмоции.
Талантливость и одаренность это наличие у человека, в данном случае у ребенка, определенных выдающихся способностей. А способности, как мы выяснили, не являются врожденными. Соответственно талантливость и одаренность развиваются в результате деятельности.
Таким образом, формировать навыки интонационно – логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнений, то есть обучать выразительному чтению не только можно, но и нужно всех детей.
Ведущая роль в обучении выразительному чтению принадлежит чтецу (взрослому), а ребенок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем ребенок должен насладиться услышанным. При помощи каких средств выразительности взрослый может удовлетворить эти потребности у ребенка?
Средства речевой выразительности
Интонация. «Никакая живая речь без интонации невозможна», - говорят психологи. Мастера художественного слова утверждают: « Интонация есть высшая и самая острая форма речевого воздействия». Интонация фонетически организует речь, разделяя ее на предложения и фразы, выражает смысловые отношения между частями предложения, придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т.д., выражает чувства, мысли, состояние говорящего – так оценивают роль интонации филологи.
Компоненты интонации
Ударение. К.С.Станиславский говорил: «Ударение - указательный палец, отмечающий самое главное слово в такте или фразе». Речь, перегруженная ударениями, теряет смысл!
Пауза, темп, ритм речи. Осмысленное произношение предложения требует правильного деления его на фразы, речевые такты. Членение речи обозначается паузами. Паузы могут быть разной длительности, в зависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. При неверной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращется основная мысль.
Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты. Восклицательные, вопросительные знаки, точки, запятые – все это указатели не только пауз, но и мелодических рисунков предложения.
Тембр – специфическая окраска речи, придающая ей те или иные экспрессивно – эмоциональные свойства. От того, какие эмоции человек испытывает в определенный момент, зависит окраска речи. Чем сильнее эмоции, тем больше отклонений от обычного звучания.
Дикция. Каждое слово должно быть произнесено ясно, отчетливо. Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции. Для достижения этого надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять некоторые дефекты речи, правильно произносить звуки.
Как правильно выбрать стихотворение для заучивания?
Стихотворение должно быть доступным.
а) понятное по содержанию;
б) доступное по объему; чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. 2 год – 2-4 строчки, 3-4 г. – одно-два четверостишья, 5-7 лет – до 5 четверостиший;
в) стихотворение для малышей должно быть динамичным в основном, действия), без описательных моментов, с короткими строками, простым ритмом. Старшие дошкольники способны воспринимать метафоры, сравнения, небольшие описания, но динамичность тоже важна.
2. Стихи для детей должны быть высокого качества, ведь поэзия является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий.
Методы заучивания стихов
Визуальный. Используют так называемый, «картинный план» или мнемотехника.
Двигательный. При произнесении одной строчки класть в определенную емкость шарик или нанизывать бусины, собирать пирамидку и т.п..
Слуховой. Вы говорите ребенку, что сейчас мы вместе будем учить стихотворение наизусть. Пусть он «включит в голове магнитофончик, который будет записывать», а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает Вас, потом вы повторите отрывок вместе, потом он один, а за ним снова Вы.
Логический. Не у многих дошколят память логическая, но есть и такие. После предварительного прочтения стихотворения, Вы читаете первые сточки, а потом предлагаете ребенку рассказать своими словами, что было дальше, как он запомнил. С того места, где он остановился, снова читаете строку, потом снова предлагаете ребенку рассказать о том, что было дальше. Во второй раз прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.
Методические рекомендации к заучиванию стихов
Не заучивать стихотворения хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает быстрое утомление от шума, при этом пассивные дети остаются пассивными. «Читая хором, писала Е.И.Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого, бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
Стихотворение заучивается целиком, но не за одно занятие. для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого отрезка времени. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
Необходимо создавать «Атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Постарайтесь сохранить интерес к стихотворению. Выученное стихотворение подарите бабушке или дедушке на день рождения, вспоминайте в подходящих ситуациях (наблюдая за погодой, животными, рассматривая транспорт, растения, любуясь игрушкой и т.п.).
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
Игровые – читаются и обыгрываются с игрушками.
Досказывание детьми рифмующегося слова; чтение по ролям.
Частичное воспроизведение текста всеми детьми, если речь идет от лица коллектива, например, сказка К.Чуковского «Мойдодыр», стихи про щетки.
Драматизация с игрушками.
Воспроизведение игровых стихов методом игры.
Поводя итог выше сказанному, мы понимаем, что заучивание и выразительное чтение стихотворений развивает у детей память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры. Особенность поэзии заключается в том, что она, подобно музыке, обладает своим ритмом, мелодикой влияет на эмоциональное состояние, что очень важно в современном довольно агрессивном мире. Стихотворения воспитывают у ребенка особое, вдумчивое отношение к литературе, а также формируют ясную, четкую, выразительную речь, что очень пригодится не только в школе, но и во взрослой жизни.
Использованная литература
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, Приказ Минобрнауки РФ № 1155, от 17.10.2013г..
Интернет-ресурс: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-medvedeva/vyrazitelnoe-chtenie-stihov-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html
Интернет-ресурс: http://logopedoksana.ucoz.ru/publ/v_pomoshh_pedagogam/konsultacii_dlja_vospitatelej/uchim_malyshej_vyrazitelno_chitat_stikhotvorenija/5-1-0-3
Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/opisanie-opyta-raboty-priyomy-obuchenija-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-vyrazitelnomu-chteniyu-poyeticheskih-proizvedenii.html
Интернет-ресурс: http://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-kak-nauchit-detei-chitat-stihi-vyrazitelno.html
Интернет – ресурс: https://studfiles.net/preview/5301272/page:55/
Мячик Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Кораблик Матросская шапка, Верёвка в руке, Тяну я кораблик По быстрой реке. И скачут лягушки За мной по пятам, И просят меня: - Прокати, капитан! | Козлёнок У меня живёт козлёнок, Я сама его пасу. Я козлёнка в сад зелёный Рано утром отнесу. Он заблудится в саду - Я в траве его найду. Мишка Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Всё равно его не брошу - Потому что он хороший. |