«Как научить ребенка писать сочинение:
советы учителям и родителям»
Не каждый ребенок мечтает стать поэтом и не каждый станет писателем. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Можно ли помочь научить ребенка писать сочинение? Конечно, можно. Как же это сделать правильно?
В школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.
Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.
Предлагаю алгоритм работы.
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: "Мой любимый рассказ" ( фильм, книга, картина и т.д.). Здесь не надо пересказывать его содержание. Важно другое — написать, почему он выбрал именно этот рассказ? (понравился главный герой, потому что он честный, смелый, добрый, отзывчивый). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался). Какие эмоции вызывает этот рассказ? (радость, потому что все закончилось благополучно; грусть- закончилось, как не предполагал ).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Наш парк". Понятно, что ребенок часто гулял в парке, но не всегда обращал внимание вокруг . Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку в такой знакомый, любимый уголок. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, вечнозеленые ели, рябина с ярко-красными ягодами и т.д. Попробуйте описать солнечную погоду, птиц, которых вы увидели на ветках. Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
Вступление
Основная часть
Заключение.
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом чуть ниже.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Самое удобное — заполнить таблицу:
Теперь подробно записываем все в таблицу. Например, тема сочинения "Зимний лес".
Существительные | Прилагательные (эпитеты, сравнения) | Глаголы | Слова, выражающие ваше отношение, эмоции |
Лес Елочки Снег и иней россыпи. Ковер Березки Ягоды. шишки | Белый, заснеженный грустный Зеленые, запорошенные бриллиантовые , Белоснежном лесном Тонкие, стройные Мерзлые, еловые | Стоит, шумит сверкает Стоят, покачивают верхушками | Мне нравится, я восхищен, мне грустно |
5. Используйте черновик. После того, как вы составили план и обсудили основные моменты, которые будут описаны в сочинении — попросите ребенка написать сочинение на черновике. После этого сочинение нужно проверить, внести коррективы, исправить ошибки.
Важно! Не исправляйте ошибки сами! Просто укажите (подчеркните слова) в которых они обнаружены. Ребенок должен сам найти ошибку и исправить. Для этого нужно воспользоваться словарем, вспомнить правило.
Бывают и стилистические ошибки. Когда предложение кажется вам "корявым" — попросите ребенка переделать его, составить по-другому.
Совет: Попросите ребенка прочитать сочинение вслух, с выражением. Обычно все недостатки и недочеты становятся более явными. Если есть время, то прочитайте сочинение и на следующий день — на свежую голову можно найти и другие ошибки. Причем, хорошо не когда ошибок мало (или вовсе нет), а когда ошибки есть, вы их замечаете и можете исправить. Умение находить ошибки приходит с опытом.
Особенности разных видов сочинения. Как написать сочинение того или иного типа?
Сочинение по картине
Во вступлении обычно пишутся 2-3 предложения об авторе: его имя, годы жизни, в каком жанре работал.
В основной части должны присутствовать три пункта:
Что изображено на переднем плане.
Что изображено на заднем плане (фон, мелкие детали).
Особенности картины (палитра, точность изображения деталей и пр. Как эти особенности влияют на восприятие картины).
3) В заключении — вывод: понравилась картина/не понравилась, и почему.
Сочинение — миниатюра
Для написания такого вида сочинения нужно сформулировать тезис. Например, тема "Как я провел Новый год". Тезис: "Мне было интересно/ весело/скучно/великолепно" Все остальное в таком сочинении — пояснение тезиса. Почему было весело? Здесь можно описать какой-то случай, который запомнился во время этого события
Сочинение-рассуждение
Это совершенно особый вид сочинений, которые подразумевают свою структуру.
Вступление. Здесь приводится заданный тезис и пишется сразу ответ на поставленный вопрос: согласен или не согласен ребенок с приведенным текстом, темой и т.д.
В основной части следует изложение аргументов (2-3). Хорошо, если аргументы в доказательство своей правоты будут подобраны не только из литературы, но и из обычной жизни.
В заключении пишется вывод — итог всего размышления. Важно! Вывод не должен противоречить вступлению.
Сочинение по литературе.
Самое главное условие — знать содержание произведения. Невозможно описать Буратино, не прочитав повесть сказку "Золотой ключик".
Этот вид сочинений — один из самых сложных. Для него требуется составить подробный, развернутый план (обычно это делают на уроке). Но, по сути, общая схема останется прежней.
1) Во вступлении обозначают тему сочинения.
2) В основной части — излагаются примеры, доказательства, характера героя как это раскрыто в произведении. Можно подобрать 3-4 строчки, в которых писатель по-разному описывает этого героя.
3) В конце сочинения подводится итог всему рассуждению, ответ на главный вопрос или подтверждение основной мысли, главной темы.
В заключении хотелось напомнить учителям и родителям, что ребенок не научится писать сочинения, если он не будет читать и работать над совершенствованием своей речи.