СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как научится решать задачу № 13

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье даны рекомендации по подготовке к решению задачи.

Просмотр содержимого документа
«Как научится решать задачу № 13»

Как научиться решать задачу № 13. Стереометрия с доказательством.

Что нужно знать о задаче по стереометрии № 13 варианта КИМ ЕГЭ

Эта задача обычно состоит из двух частей:

доказательной, в которой вас попросят доказать некоторое утверждение для заданной конфигурации геометрических тел;

вычислительной, в которой нужно найти некоторую величину, опираясь на то утверждение, которое вы доказали в первой части задачи.

За решение данной задачи на экзамене по математике в 2021 году можно получить максимум два первичных балла. Допускается решить только «доказательную» или только «вычислительную» часть задачи и заработать в этом случае один первичный балл.

Многие школьники на экзамене даже не приступают к решению задачи № 13, хотя она значительно проще, например, задачи № 15 — по планиметрии.

В задачу № 13 традиционно включается лишь несколько вопросов из всех возможных для стереометрических задач:   

 нахождение расстояний в пространстве;   

 нахождение углов в пространстве;   

 построение сечения многогранников плоскостью;   

 нахождение площади этого сечения или объемов многогранников, на которые эта плоскость поделила исходный многогранник.
В соответствии с этими вопросами строится и подготовка к решению задачи.

Сначала, разумеется, нужно выучить все необходимые аксиомы и теоремы, которые понадобятся для доказательной части задачи. Помимо того, что знание аксиом и теорем поможет вам на экзамене непосредственно при решении задачи, их повторение позволит систематизировать и обобщить ваши знания по стереометрии вообще, то есть создать из этих знаний некую целостную картину.

Итак, что же нужно выучить?   

 Способы задания плоскости в пространстве, взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве.   

 Определения, признаки и свойства параллельных прямых и плоскостей в пространстве.   

 Определения, признаки и свойства перпендикулярных прямых и плоскостей в пространстве.

После того как вы повторили теорию, можно приступать к рассмотрению методов решения задач. В курсе «1C:Репетитор» представлены все необходимые материалы для подготовки: видео лекции с теорией, тренажеры с пошаговым решением задач, тесты для самопроверки, интерактивные модели, позволяющие ученикам 10-х и 11-х классов наглядно рассмотреть методы решения задач по стереометрии.

Мы рекомендуем решать задачи в такой последовательности:

  1. Углы в пространстве (между скрещивающимися прямыми, между прямой и плоскостью, между плоскостями);

  2. Расстояния в пространстве (между двумя точками, между точкой и прямой, между точкой и плоскостью, между скрещивающимися прямыми);

  3. Решение многогранников, то есть нахождение углов между ребрами и гранями, расстояний между ребрами, площадей поверхностей, объемов по заданным в условии задачи элементам;

  4. Сечения многогранников - методы построения сечений (например, метод следов) и нахождения площадей сечений и объемов получившихся после построения сечения многогранников (например, использование свойств перпендикулярной проекции и метод объемов).

Для всех указанных типов задач существуют различные методы решения:

 классический (основанный на определениях и признаках);

 метод проекций;

 метод замены точки;

 метод объемов. Эти методы нужно знать и уметь применять, так как есть задачи, которые довольно сложно решаются одним методом и гораздо проще — другим.

При решении стереометрических задач более эффективным по сравнению с классическим методом нередко оказывается векторно-координатный. Классический метод решения задач требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, умения применять их на практике, строить чертежи пространственных тел и сводить стереометрическую задачу к цепочке планиметрических. Классический метод, как правило, быстрее приводит к искомому результату, чем векторно-координатный, но требует определенной гибкости мышления. Векторно-координатный метод представляет собой набор готовых формул и алгоритмов, но при этом требует более длительных расчетов; тем не менее, для некоторых задач, например, для нахождения углов в пространстве, он предпочтительнее классического.