ИТОГИ АДАПТАЦИОННОГО ПЕРИОДА УЧАЩИХСЯ 1, 5, 10 КЛАССОВ
Подготовила:
Борукаева Ж. Х. педагог-психолог
МКОУ СОШ №2с. п. Старый Черек
ВВЕДЕНИЕ
Цели и задачи анализа
ЦЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Адаптация учащихся - важный аспект, который влияет на дальнейшее успешное обучение и развитие. Понимание этого процесса позволяет лучше подготовить образовательную среду и обеспечить благоприятные условия для обучения.
Определить основные сложности, с которыми сталкиваются учащиеся на разных этапах обучения, и предложить рекомендации для их успешного преодоления.
Методика
Проективная методик а
Проективный рисунок «Что мне нравится в школе»
(по Н. Г. Лускановой)
в 1 классе
Цель
Методика определяет, как дети относятся к школе, взаимоотношения с учителями и сверстниками, а также мотивационную готовность к учёбе в школе.
1 класс
Оборудование
Лист формата А4, цветные карандаши
работы первоклашек
1 класс
Результаты диагностики «Что мне нравится в школе »
Ученики 1 класса
Отсутствует школьная мотивация
Положительное отношение к школе
2
Высокая учебная
18
Всего учеников
3
мотивация
23
Физиологическая готовность
Филиппинский тест
1 класс
1 класс
что показывает тест
инструкция
Чтобы пройти тест нужно попросить ребёнка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Ребенок в возрасте 4-5 лет не может этого сделать — руки еще слишком коротки. Это называют Филиппинским тестом. Его результат достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребёнка
«Филиппинский тест» определяет готовность ребенка к школе. Он отражает степень развития скелета, уровень созревания нервной системы, а также способность головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию. Свое название такая методика получила из-за того, что впервые тест был применен антропологами при обследовании большой группы детей на Филиппинах.
Результаты « Филиппинский тест» на готовность ребенка к школе
Прошли
21
Не прошли
2
АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА
Первый шаг в мир знаний
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
ПРОБЛЕМЫ
Учащиеся 1 класса часто сталкиваются с трудностями, связанными с привыканием к новому режиму дня, необходимости соблюдать дисциплину, а также налаживанием социальных контактов с одноклассниками.
Обеспечение комфортной психологической атмосферы и создание условий для индивидуальной работы с каждым учеником могут значительно облегчить адаптацию.
Методика «Мое настроение»
в 5 классе
Проективная методика «Мое настроение» (авторская разработка – С. Панченко)
Цель: выявления актуального (или типичного) для ребенка эмоционального состояния, осознание его.
Материалы для работы: бумага, карандаши или восковые мелки.
ученица 5 класса
Результаты диагностики «Моё настроение»
Анализ эмоционального состояния школьников показал, что у 3℅ детей в 5 классе преобладают негативные эмоции. Эта методика позволила установить контакт, необходимый для последующей коррекционной и развивающей работы. В них заложены и развивающие возможности, так как в процессе их использования школьники учатся распознавать свои эмоциональные состояния, вербально отражать их.
в 5 классе
5 класс
СТРАТЕГИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Переход на среднее звено
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ
ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
В пятом классе учащиеся сталкиваются с увеличением нагрузки и изменением требований в учебе, что требует новых подходов к организации времени и усилий.
Особенности подросткового возраста делают задачи социальной адаптации более актуальными. Важно поддерживать развитие коммуникативных навыков и формирование положительного класса.
Модификация А. Д. Андреева
в 10 классе
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.
Форма проведения: фронтальный письменный опрос.
10 класс
Результаты диагностики
в 10 классе
Большинство учащихся 10 класса показали средний уровень адаптации и мотивации. С результатами диагностики ознакомлены учащиеся, родители
В.-29%; С..-57%; Н -14%
ПРЕОДОЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В 10 КЛАССЕ
Подготовка к выпускным экзаменам
СТРЕСС И НАГРУЗКИ
КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ШКОЛЫ
Десятый класс требует особого внимания к управлению временем и стрессом, так как учащиеся готовятся к государственной итоговой аттестации.
Определение будущих планов и выбор профильных направлений также начинаются на этом этапе, что может вызывать дополнительное волнение у учащихся.
Активное участие родителей и учителей в выборе образовательного маршрута помогает уменьшить неопределённость и стресс.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение результатов
РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
Понимание процесса адаптации учащихся каждой из обозначенных возрастных групп помогает оптимизировать учебный процесс и создать условия для эффективного развития каждого ученика.
Принятие во внимание индивидуальных потребностей каждого ученика и предоставление поддержки на всех уровнях обучения являются ключевыми элементами успешной адаптации.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ УСПЕШНУЮ АДАПТАЦИЮ УЧАЩИХСЯ?
Внесение изменений в образовательный процесс, которые будут учитывать индивидуальные потребности и стимулировать инициативу и активное участие учащихся, может существенно повысить уровень их адаптации. Безусловная поддержка, как со стороны школы, так и семьи, играет ключевую роль в обеспечении благоприятного учебного и социального климата, что, в свою очередь, способствует эффективной адаптации детей на всех этапах школьного обучения.