Как организовать мотивирующее внеурочное мероприятие!
В принципе начинать подготовку к мероприятию можно, отталкиваясь от одного из четырёх оснований:
1) определённого надпредметного понятия, тех или иных межпредметных связей,
2) предметных задач, связанных со школьной программой,
3) идеи игрового сюжета,
4) социально-психологических задач развития коллектива.
В реальности (в нашей реальности) эффективно работает так называемый «челночный» (или спиральный) метод подготовки мероприятия.
1 этап. Определение меж(над)предметного понятия, вокруг которого (про который) будет строиться формат мероприятия.
Это действие может осуществляться в момент составления плана школы
на год — как один из содержательных узлов образовательной программы
школы. Межпредметное понятие как основной стержень со-бытия может
появиться, скажем, в ходе рабочей встречи группы учителей-предметников,
понимающих, что есть задача помочь детям увидеть данное явление в его
целостности, а не предметной раздробленности.
2 этап. Определение основного содержания мероприятия.
Это может произойти на рабочей встрече организаторов данного формата,
учителей-предметников, где будет создан список основных тем, методов,
программно-предметного содержания, которое может быть вовлечено в
данное мероприятие.
Здесь же может произойти формулирование содержательного заказа —
какие ещё специалисты нужны для более полного раскрытия темы, кого ещё
нужно привлечь для разработки предметного и надпредметного уровней
мероприятия.
3 этап. Подбор предметного содержания
Осуществляется основными учителями-предметниками. Ведение консультаций с необходимыми специалистами. Формулирование «заказов» на подбор материала специалистам, не входящим в основной круг разработчиков.
Роль учителей «непрофильных» для данного мероприятия предметов может меняться в зависимости от ситуации в каждой школе. С одной стороны, если мероприятие в большей степени ориентировано, скажем, на естественно-научную сферу, то основными разработчиками погружения будут, скорее всего, физики-химики-биологи, а литераторы — «непрофильными» специалистами, выполняющими конкретные заказы, разрабатывающими некоторые конкретные занятия...
Но! Если есть возможность у учителя литературы-истории-рисования... (и у школы) в активной роли участвовать в подготовке, то и его линия может стать основной! И с точки зрения межпредметности, интегративности, целостности, качества углублённости в понятие — это было бы хорошо! (К сожалению, это не всегда возможно.)
4 этап. Поиск игрового сюжета
Возможная форма работы на этом этапе — «мозговой штурм», посвящённый поиску «формы» — игровому сюжету, наиболее соответствующему межпредметному понятию и предметному содержанию, наиболее удобному для изучения, проявления свойств, проживания изучаемого материала).
5 этап. Согласование сюжетной линии и смысловой, содержательной
На этом этапе важно всем включённым в подготовку погружения (организаторам, основным учителям-предметникам, приглашённым специалистам) ещё раз согласовать:
— основные над(меж)предметные понятия, идеи, явления, с которыми планируется работать на мероприятии,
— учебные предметы, темы, на которых будут раскрываться эти понятия,
— сюжетно-ролевую линию,
— возможные социально-психологические задачи, которые могут
стоять перед погружением, вытекающие из конкретной ситуации в школе (классе).
На этом этапе формулируются задания на разработку организационных форм и учебного материала, которые необходимо будет использовать на этом мероприятии.
6 этап. Подробная разработка всех линий погружения
Параллельно:
— учителями-предметниками разрабатывается, подбирается учебный материал,
— ведётся подробная проработка сюжетно-ролевой линии (правила,
основные события, форматы (блоки) времени, подходы к структуре
погружения, расписанию),
— определяется его место проведения,
— начинается подготовка «игрового антуража» для мероприятия,
— подробно обсуждаются социально-психологические задачи мероприятия, распределяются детские группы и их ведущие.
7 этап. Согласование структуры мероприятия
На этом этапе — на рабочей встрече всех участников подготовки мероприятия — проводится окончательное согласование основных блоков, структуры погружения, содержательной и игровой линий; формируется его основной вариант расписания.
8 этап. Продолжение подготовки
Формирование списка необходимых материалов, учебного оборудования, расходных материалов, которые необходимо будет использовать на со-бытии. Этот этап завершается контрольной встречей организаторов, на которой фиксируется, контролируется общая готовность.
9 этап. Собственно проведение деятельностного мероприятия (полигона, ноогеновской задачи, погружения)
10 этап. Подведение итогов погружения в команде, готовившей мероприятие.