Просмотр содержимого документа
«как организовать классный час»
Как организовать классный час
Стратегия дискурсивной деятельности
- Дискурсивная деятельность – это рассуждения двух и более людей на определенную тему, групповой поиск решения одного или нескольких вопросов.
- Целевое назначение дискурсивной деятельности – развитие у школьников способности размышлять о жизни, ставить вопросы к проблемам собственной жизни.
- Дискуссии – приохочивают детей к осмыслению себя в жизни и жизни в себе.
Проблема жизни
- Предмет дискуссии в системе школьного воспитания – это всегда проблема жизни, которая встала перед детьми, которую им необходимо решать.
- НО, дети часто пытаются решать конкретные проблемы частного характера, т.к. они не видят за ними явления жизни . Для решения нужно увидеть проблему жизни – частное решается через общее.
Логика
- Пять интеллектуальных помощников – вопросов: что? почему? (или зачем?)
где? когда? как? –
совокупность этих вопросов составляет алгоритм осмысления проблемы жизни.
Такая логика позволяет легко выстраивать самые тонкие формы группового взаимодействия с детьми, насыщая их богатыми эмоциональными переживаниями.
Субъектность
- Субъекты дискуссии – школьники – дискуссия ориентирована на самостоятельное свободное мышление школьников, которые производят свободный выбор ценностей в ходе организованной групповой работы.
- Школьник на классном часе – это развивающийся субъект , который приобретает опыт быть свободным, независимым в формировании своих взглядов, мнений, суждений, оценок, отношений. Поэтому важна активность каждого ребенка .
Амбивалентность
- Стратегическая задача педагога – развивать способность ребенка быть субъектом деятельности и поведения. Это требует умолчания – особой профессиональной операции для максимально самостоятельного осмысления детьми проблемы жизни.
- «Методика осмысления проблем жизни включает в себя прием умолчания о проблеме жизни». (Парадокс)
«Здесь и сейчас»
- Дискуссия проводится во имя организации достойной жизни, чтобы осмысление проблемы сопрягалось с ее практическим решением , а практика решения создавала опыт достойной жизни .
- В.Г. Белинский:
« Разум дан человеку для того, чтобы разумно жить, а не для того только, чтобы он видел, что живет неразумно».
«Здесь и сейчас»
- В психологии известны 5 основных способов формирования жизненного опыта:
- Импринтинг (запечатление первичного восприятия).
- Условно-рефлекторный (стимул-реакция).
- Операционный (путем проб и ошибок в деятельности).
- Прямое наблюдение.
- Словесное описание и символические знаки.
Первые три присущи миру всех живых существ,
последние два – подвластны только человеку .
«Здесь и сейчас»
Для осмысления жизни необходимо постоянное соединение двух аналитических операций:
- во-первых, материализовать отношение в действиях, словах, мимике, жестах, деятельности и ее результатах;
- во-вторых, обнаружить за предметностью мира скрытые человеческие отношения , смысл предмета для жизни человека, его значение для жизни Человека на Земле.
Распредмечивание - опредмечивание
- Распредмечивают вещь, событие, действие, материальный предмет, когда обнаруживают в нем человеческие отношения.
(П осадить пироги в печь… Не засунуть, не запихнуть! – Уважение к хлебу, к хлебу – уважительно…)
- Опредмечиванию подлежат сами отношения, когда человек использует форму их проявления, высказывания, утверждения.
( Оценки детей ниже их способностей. Учитель предлагает дописать тезис «Я получаю оценки ниже своих способностей, потому что…» Затем обсуждают отношение к самому себе… оценки пошли вверх…)
Педагогическая технология дискурсивной деятельности
- О каком явлении идет речь? – необходим поиск и рассмотрение лексического значения понятий. Педагог не может вести рассуждение о предмете необозначенном, необходимо ввести само понятие, дать его определение.
- Правило малой дозировки – является основным как в работе с младшими школьниками, так и со старшими: заканчивать нужно тогда, когда дети просят «Давайте еще немного поговорим».
Утомляемость рождает отстраненность. И для осмысления и присвоения ценностей нужно длительное время.
Педагогическая технология дискурсивной деятельности
- Какие условия нам нужны? – Уважительная тишина – обязательное условие дискурсивной деятельности – это следствие напряженной работы ума.
- Слушаем и слышим каждого – диалоговая форма дискурсивной деятельности необходима в современном воспитании: прямой диалог; опосредованный диалог (через какое-либо средство, например, портрет, письмо…); аутодиалог (с самим собой)
Педагогическая технология дискурсивной деятельности
- Мы интересны друг другу, мы ценим друг друга – следует подчеркивать, что все что скажет каждый индивидуально окрашено, поэтому нельзя сказать «Я согласен со всеми», «Я не хочу повторяться», « Уже все сказали» - голос, мимика, интонации уникальны.
- Высокое отношение облечь в тонкие формы – форма рождается в ходе подбора содержания, ее не придумывают специально.
Педагогическая технология дискурсивной деятельности
- Игровые методики особенно эффективны в организации духовной деятельности детей по осмыслению проблем жизни. Ребенок ставит себя в положение Другого. Игра дает свободу проявления своего «Я», обеспечивает психологическую раскрепощенность.
- Посредством письменной речи : дописать тезис; корзина вопросов; философские дневники и др.
Педагогическая технология дискурсивной деятельности
- Обращение к опыту детей – важное требование в технологии дискурсивной деятельности. Обращение к опыту одновременно цель и следствие дискурсии: размышляем, чтобы реально строить достойную жизнь, при этом обнаружили новые способы практического решения вопросов собственной жизни.
Принцип: сегодня попробуем, завтра проверим и далее всегда так.
Источники содержательного материала для дискурсии
- Повседневная действительность – каждая минута текущей жизни таит воспитательный потенциал и может стать фактором формирования личности школьника.
- Праздники – нужно только уяснить во имя чего устраивается праздник, каков ценностный смысл праздника (семейного, личного, группового, общественного).
- Актуальные потребности текущей реальности – источник содержания дискурсивной работы ( дети не умеют организовать выполнение домашнего задания)
Источники содержательного материала для дискурсии
- Слушая других, становимся умнее и богаче – книги – источник самостоятельных размышлений о жизни ( педагог информирует о новых книгах, личных впечатлениях, пересказывая эпизоды, приводя примеры, обращаясь с личной просьбой: «Сделайте одолжение… Доставьте мне радость… Хотелось бы вступить с вами в дискуссию…» – инициируется чтение сегодняшних не читающих школьников )
Источники содержательного материала для дискурсии
- Художественный образ – искусство есть форма практически-духовного освоения действительности. Важно, чтобы детям была представлена вся палитра языка художественных образов: вербальный, изобразительно-графический, ритмико-звуковой, пластический, сюжетно-действенный . Искусство исследует мир нашей души.
(Фильм «Титаник» – эпизод со скрипачом: в ситуации ужаса, отчаяния, борьбы за выживание, общей потери разума и человеческого достоинства, музыкант остается на палубе и продолжает играть. Почему? Что им движет? Как понимать такой поступок? – переориентируем внимание детей с гибели людей в ледяных волнах на душу человека.)
Источники содержательного материала для дискурсии
- Сказочное зеркало жизни – обладает специфическим воспитательным потенциалом, вовлекая детей в мир нереальных героев. Обсуждая сказку, мы осмысливаем себя, не замечая этого, скрываясь за рассуждением о сюжете и характеристиках сказочных персонажей. Сказка рассказывает про каждого из нас, не обижая нас.
- Истории жизни выдающегося, великого человека – великий человек – это образец наших возможностей. Педагог свободен в выборе персоны, но не свободен в выборе тональности разговора – тональность высочайщего уважения всегда должна звучать, когда речь идет о Человеке.
Источники содержательного материала для дискурсии
- Афоризм – оригинальная мысль в отточенной форме. Афористические высказывания могут служить опорой в понимании сложнейших вопросов жизни благодаря художественной форме выражения мысли.
- Опросник любого плана и содержания может предоставить очень интересный материал для осмысления проблем жизни и для их решения. ( Идеальный классный руководитель – молод, энергичен, умен, с чувством юмора, понимающий надежный, красивый, терпеливый, любящий и уважающий детей… Важно! Обладают ли сами дети теми качествами, которые хотят видеть в педагоге? – перекрестный опросник.)