СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как организовать классный час

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стратегическая задача педагога - развивать способность ребенка быть субъектом деятельности и поведения. стратегия дискурсивной деятельности - это рассуждения двух или более людей на определенную тему, групповой поиск решения одного или нескольких вопросов.

Просмотр содержимого документа
«как организовать классный час»

Как организовать классный час

Как организовать классный час

Стратегия дискурсивной деятельности Дискурсивная деятельность – это рассуждения двух и более людей на определенную тему, групповой поиск решения одного или нескольких вопросов. Целевое назначение дискурсивной деятельности – развитие у школьников способности размышлять о жизни, ставить вопросы к проблемам собственной жизни. Дискуссии – приохочивают детей к осмыслению себя в жизни и жизни в себе.

Стратегия дискурсивной деятельности

  • Дискурсивная деятельность – это рассуждения двух и более людей на определенную тему, групповой поиск решения одного или нескольких вопросов.
  • Целевое назначение дискурсивной деятельности – развитие у школьников способности размышлять о жизни, ставить вопросы к проблемам собственной жизни.
  • Дискуссии – приохочивают детей к осмыслению себя в жизни и жизни в себе.
Проблема жизни Предмет дискуссии в системе школьного воспитания – это всегда проблема жизни, которая встала перед детьми, которую им необходимо решать. НО, дети часто пытаются решать конкретные проблемы частного характера, т.к. они не видят за ними явления жизни . Для решения нужно увидеть проблему жизни – частное решается через общее.

Проблема жизни

  • Предмет дискуссии в системе школьного воспитания – это всегда проблема жизни, которая встала перед детьми, которую им необходимо решать.
  • НО, дети часто пытаются решать конкретные проблемы частного характера, т.к. они не видят за ними явления жизни . Для решения нужно увидеть проблему жизни – частное решается через общее.
Логика Пять интеллектуальных помощников – вопросов: что? почему? (или зачем?)  где? когда? как? – совокупность этих вопросов составляет алгоритм осмысления проблемы жизни. Такая логика позволяет легко выстраивать самые тонкие формы группового взаимодействия с детьми, насыщая их богатыми эмоциональными переживаниями.

Логика

  • Пять интеллектуальных помощников – вопросов: что? почему? (или зачем?)

где? когда? как?

совокупность этих вопросов составляет алгоритм осмысления проблемы жизни.

Такая логика позволяет легко выстраивать самые тонкие формы группового взаимодействия с детьми, насыщая их богатыми эмоциональными переживаниями.

Субъектность Субъекты дискуссии – школьники – дискуссия ориентирована на самостоятельное свободное мышление школьников, которые производят свободный выбор ценностей в ходе организованной групповой работы. Школьник на классном часе – это развивающийся субъект , который приобретает опыт быть свободным, независимым в формировании своих взглядов, мнений, суждений, оценок, отношений. Поэтому важна активность каждого ребенка .

Субъектность

  • Субъекты дискуссии – школьники – дискуссия ориентирована на самостоятельное свободное мышление школьников, которые производят свободный выбор ценностей в ходе организованной групповой работы.
  • Школьник на классном часе – это развивающийся субъект , который приобретает опыт быть свободным, независимым в формировании своих взглядов, мнений, суждений, оценок, отношений. Поэтому важна активность каждого ребенка .
Амбивалентность Стратегическая задача педагога – развивать способность ребенка быть субъектом деятельности и поведения. Это требует умолчания  – особой профессиональной операции для максимально самостоятельного осмысления детьми проблемы жизни. «Методика осмысления проблем жизни включает в себя прием умолчания о проблеме жизни». (Парадокс)

Амбивалентность

  • Стратегическая задача педагога – развивать способность ребенка быть субъектом деятельности и поведения. Это требует умолчания – особой профессиональной операции для максимально самостоятельного осмысления детьми проблемы жизни.
  • «Методика осмысления проблем жизни включает в себя прием умолчания о проблеме жизни». (Парадокс)
«Здесь и сейчас» Дискуссия проводится во имя организации достойной жизни, чтобы осмысление проблемы сопрягалось с ее практическим решением , а практика решения создавала опыт достойной жизни .  В.Г. Белинский: « Разум дан человеку для того, чтобы разумно жить, а не для того только, чтобы он видел, что живет неразумно».

«Здесь и сейчас»

  • Дискуссия проводится во имя организации достойной жизни, чтобы осмысление проблемы сопрягалось с ее практическим решением , а практика решения создавала опыт достойной жизни .
  • В.Г. Белинский:

« Разум дан человеку для того, чтобы разумно жить, а не для того только, чтобы он видел, что живет неразумно».

«Здесь и сейчас» В психологии известны 5 основных способов формирования жизненного опыта: Импринтинг (запечатление первичного восприятия). Условно-рефлекторный (стимул-реакция). Операционный (путем проб и ошибок в деятельности). Прямое наблюдение. Словесное описание и символические знаки. Первые три присущи миру всех живых существ, последние два – подвластны только человеку .

«Здесь и сейчас»

  • В психологии известны 5 основных способов формирования жизненного опыта:
  • Импринтинг (запечатление первичного восприятия).
  • Условно-рефлекторный (стимул-реакция).
  • Операционный (путем проб и ошибок в деятельности).
  • Прямое наблюдение.
  • Словесное описание и символические знаки.

Первые три присущи миру всех живых существ,

последние два – подвластны только человеку .

«Здесь и сейчас» Для осмысления жизни необходимо постоянное соединение двух аналитических операций: во-первых, материализовать отношение в действиях, словах, мимике, жестах, деятельности и ее результатах; во-вторых, обнаружить за предметностью мира скрытые человеческие отношения , смысл предмета для жизни человека, его значение для жизни Человека на Земле.

«Здесь и сейчас»

Для осмысления жизни необходимо постоянное соединение двух аналитических операций:

  • во-первых, материализовать отношение в действиях, словах, мимике, жестах, деятельности и ее результатах;
  • во-вторых, обнаружить за предметностью мира скрытые человеческие отношения , смысл предмета для жизни человека, его значение для жизни Человека на Земле.
Распредмечивание - опредмечивание Распредмечивают вещь, событие, действие, материальный предмет, когда обнаруживают в нем человеческие отношения. (П осадить пироги в печь… Не засунуть, не запихнуть! – Уважение к хлебу, к хлебу – уважительно…) Опредмечиванию подлежат сами отношения, когда человек использует форму их проявления, высказывания, утверждения. ( Оценки детей ниже их способностей. Учитель предлагает дописать тезис «Я получаю оценки ниже своих способностей, потому что…» Затем обсуждают отношение к самому себе… оценки пошли вверх…)

Распредмечивание - опредмечивание

  • Распредмечивают вещь, событие, действие, материальный предмет, когда обнаруживают в нем человеческие отношения.

(П осадить пироги в печь… Не засунуть, не запихнуть! – Уважение к хлебу, к хлебу – уважительно…)

  • Опредмечиванию подлежат сами отношения, когда человек использует форму их проявления, высказывания, утверждения.

( Оценки детей ниже их способностей. Учитель предлагает дописать тезис «Я получаю оценки ниже своих способностей, потому что…» Затем обсуждают отношение к самому себе… оценки пошли вверх…)

Педагогическая технология дискурсивной деятельности О каком явлении идет речь? – необходим поиск и рассмотрение лексического значения понятий. Педагог не может вести рассуждение о предмете необозначенном, необходимо ввести само понятие, дать его определение. Правило малой дозировки – является основным как в работе с младшими школьниками, так и со старшими: заканчивать нужно тогда, когда дети просят «Давайте еще немного поговорим». Утомляемость рождает отстраненность. И для осмысления и присвоения ценностей нужно длительное время.

Педагогическая технология дискурсивной деятельности

  • О каком явлении идет речь? – необходим поиск и рассмотрение лексического значения понятий. Педагог не может вести рассуждение о предмете необозначенном, необходимо ввести само понятие, дать его определение.
  • Правило малой дозировки – является основным как в работе с младшими школьниками, так и со старшими: заканчивать нужно тогда, когда дети просят «Давайте еще немного поговорим».

Утомляемость рождает отстраненность. И для осмысления и присвоения ценностей нужно длительное время.

Педагогическая технология дискурсивной деятельности Какие условия нам нужны? – Уважительная тишина – обязательное условие дискурсивной деятельности – это следствие напряженной работы ума. Слушаем и слышим каждого – диалоговая форма дискурсивной деятельности необходима в современном воспитании: прямой диалог; опосредованный диалог (через какое-либо средство, например, портрет, письмо…); аутодиалог (с самим собой)

Педагогическая технология дискурсивной деятельности

  • Какие условия нам нужны?Уважительная тишина – обязательное условие дискурсивной деятельности – это следствие напряженной работы ума.
  • Слушаем и слышим каждого – диалоговая форма дискурсивной деятельности необходима в современном воспитании: прямой диалог; опосредованный диалог (через какое-либо средство, например, портрет, письмо…); аутодиалог (с самим собой)
Педагогическая технология дискурсивной деятельности Мы интересны друг другу, мы ценим друг друга – следует подчеркивать, что все что скажет каждый индивидуально окрашено, поэтому нельзя сказать «Я согласен со всеми», «Я не хочу повторяться», « Уже все сказали» - голос, мимика, интонации уникальны. Высокое отношение облечь в тонкие формы – форма рождается в ходе подбора содержания, ее не придумывают специально.

Педагогическая технология дискурсивной деятельности

  • Мы интересны друг другу, мы ценим друг друга – следует подчеркивать, что все что скажет каждый индивидуально окрашено, поэтому нельзя сказать «Я согласен со всеми», «Я не хочу повторяться», « Уже все сказали» - голос, мимика, интонации уникальны.
  • Высокое отношение облечь в тонкие формы – форма рождается в ходе подбора содержания, ее не придумывают специально.
Педагогическая технология дискурсивной деятельности Игровые методики особенно эффективны в организации духовной деятельности детей по осмыслению проблем жизни. Ребенок ставит себя в положение Другого. Игра дает свободу проявления своего «Я», обеспечивает психологическую раскрепощенность. Посредством письменной речи : дописать тезис; корзина вопросов; философские дневники и др.

Педагогическая технология дискурсивной деятельности

  • Игровые методики особенно эффективны в организации духовной деятельности детей по осмыслению проблем жизни. Ребенок ставит себя в положение Другого. Игра дает свободу проявления своего «Я», обеспечивает психологическую раскрепощенность.
  • Посредством письменной речи : дописать тезис; корзина вопросов; философские дневники и др.
Педагогическая технология дискурсивной деятельности Обращение к опыту детей – важное требование в технологии дискурсивной деятельности. Обращение к опыту одновременно цель и следствие дискурсии: размышляем, чтобы реально строить достойную жизнь, при этом обнаружили новые способы практического решения вопросов собственной жизни. Принцип: сегодня попробуем, завтра проверим и далее всегда так.

Педагогическая технология дискурсивной деятельности

  • Обращение к опыту детей – важное требование в технологии дискурсивной деятельности. Обращение к опыту одновременно цель и следствие дискурсии: размышляем, чтобы реально строить достойную жизнь, при этом обнаружили новые способы практического решения вопросов собственной жизни.

Принцип: сегодня попробуем, завтра проверим и далее всегда так.

Источники содержательного материала для дискурсии Повседневная действительность – каждая минута текущей жизни таит воспитательный потенциал и может стать фактором формирования личности школьника. Праздники – нужно только уяснить во имя чего устраивается праздник, каков ценностный смысл праздника (семейного, личного, группового, общественного). Актуальные потребности текущей реальности – источник содержания дискурсивной работы ( дети не умеют организовать выполнение домашнего задания)

Источники содержательного материала для дискурсии

  • Повседневная действительность – каждая минута текущей жизни таит воспитательный потенциал и может стать фактором формирования личности школьника.
  • Праздники – нужно только уяснить во имя чего устраивается праздник, каков ценностный смысл праздника (семейного, личного, группового, общественного).
  • Актуальные потребности текущей реальности – источник содержания дискурсивной работы ( дети не умеют организовать выполнение домашнего задания)
Источники содержательного материала для дискурсии Слушая других, становимся умнее и богаче – книги – источник самостоятельных размышлений о жизни ( педагог информирует о новых книгах, личных впечатлениях, пересказывая эпизоды, приводя примеры, обращаясь с личной просьбой: «Сделайте одолжение… Доставьте мне радость… Хотелось бы вступить с вами в дискуссию…» – инициируется чтение сегодняшних не читающих школьников )

Источники содержательного материала для дискурсии

  • Слушая других, становимся умнее и богаче – книги – источник самостоятельных размышлений о жизни ( педагог информирует о новых книгах, личных впечатлениях, пересказывая эпизоды, приводя примеры, обращаясь с личной просьбой: «Сделайте одолжение… Доставьте мне радость… Хотелось бы вступить с вами в дискуссию…» – инициируется чтение сегодняшних не читающих школьников )
Источники содержательного материала для дискурсии Художественный образ – искусство есть форма практически-духовного освоения действительности. Важно, чтобы детям была представлена вся палитра языка художественных образов: вербальный, изобразительно-графический, ритмико-звуковой, пластический, сюжетно-действенный . Искусство исследует мир нашей души. (Фильм «Титаник» – эпизод со скрипачом: в ситуации ужаса, отчаяния, борьбы за выживание, общей потери разума и человеческого достоинства, музыкант остается на палубе и продолжает играть. Почему? Что им движет? Как понимать такой поступок? – переориентируем внимание детей с гибели людей в ледяных волнах на душу человека.)

Источники содержательного материала для дискурсии

  • Художественный образ – искусство есть форма практически-духовного освоения действительности. Важно, чтобы детям была представлена вся палитра языка художественных образов: вербальный, изобразительно-графический, ритмико-звуковой, пластический, сюжетно-действенный . Искусство исследует мир нашей души.

(Фильм «Титаник» – эпизод со скрипачом: в ситуации ужаса, отчаяния, борьбы за выживание, общей потери разума и человеческого достоинства, музыкант остается на палубе и продолжает играть. Почему? Что им движет? Как понимать такой поступок? – переориентируем внимание детей с гибели людей в ледяных волнах на душу человека.)

Источники содержательного материала для дискурсии Сказочное зеркало жизни – обладает специфическим воспитательным потенциалом, вовлекая детей в мир нереальных героев.  Обсуждая сказку, мы осмысливаем себя, не замечая этого, скрываясь за рассуждением о сюжете и характеристиках сказочных персонажей. Сказка рассказывает про каждого из нас, не обижая нас.  Истории жизни выдающегося, великого человека – великий человек – это образец наших возможностей. Педагог свободен в выборе персоны, но не свободен в выборе тональности разговора – тональность высочайщего уважения всегда должна звучать, когда речь идет о Человеке.

Источники содержательного материала для дискурсии

  • Сказочное зеркало жизни – обладает специфическим воспитательным потенциалом, вовлекая детей в мир нереальных героев. Обсуждая сказку, мы осмысливаем себя, не замечая этого, скрываясь за рассуждением о сюжете и характеристиках сказочных персонажей. Сказка рассказывает про каждого из нас, не обижая нас.
  • Истории жизни выдающегося, великого человекавеликий человек – это образец наших возможностей. Педагог свободен в выборе персоны, но не свободен в выборе тональности разговора – тональность высочайщего уважения всегда должна звучать, когда речь идет о Человеке.
Источники содержательного материала для дискурсии Афоризм – оригинальная мысль в отточенной форме. Афористические высказывания могут служить опорой в понимании сложнейших вопросов жизни благодаря художественной форме выражения мысли. Опросник любого плана и содержания может предоставить очень интересный материал для осмысления проблем жизни и для их решения. ( Идеальный классный руководитель – молод, энергичен, умен, с чувством юмора, понимающий надежный, красивый, терпеливый, любящий и уважающий детей… Важно! Обладают ли сами дети теми качествами, которые хотят видеть в педагоге? – перекрестный опросник.)

Источники содержательного материала для дискурсии

  • Афоризм – оригинальная мысль в отточенной форме. Афористические высказывания могут служить опорой в понимании сложнейших вопросов жизни благодаря художественной форме выражения мысли.
  • Опросник любого плана и содержания может предоставить очень интересный материал для осмысления проблем жизни и для их решения. ( Идеальный классный руководитель – молод, энергичен, умен, с чувством юмора, понимающий надежный, красивый, терпеливый, любящий и уважающий детей… Важно! Обладают ли сами дети теми качествами, которые хотят видеть в педагоге? – перекрестный опросник.)