СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как правильно организовать режим дня младшего школьника?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как правильно организовать режим дня младшего школьника?»

Как правильно организовать режим дня младшего школьника?

Соблюдение режима дня очень важно в повседневной жизни школьника. Режим дисциплинирует, помогает быть собранным. Особенно это актуально для первоклассников, так как помогает школьнику привыкать к новой жизни и правильно сочетать отдых и учёбу.

Правильно организованный режим дня позволит предотвратить раздражительность, возбудимость и сохранит трудоспособность ребёнка в течение дня.

Если вы заметили, что ваш ребёнок сильно устаёт, к концу дня становится вялым и нервным, а успеваемость страдает, постарайтесь правильно организовать его режим, и негативные симптомы, скорее всего, исчезнут сами.

Сон

Наибольшее влияние на состояние здоровья школьника оказывают количество и качество сна, питание и двигательная активность.

Человеку необходимо удовлетворять соответствующую возрасту потребность во сне, потому что в противном случае создаются условия для возникновения заболеваний. У детей при недостатке сна может нарушаться поступление в кровь специфических гормонов, что отрицательно сказывается на их росте и развитии. При недосыпании страдает удельный вес той стадии сна (так называемый «быстрый сон»), от которой зависит способность к обучению и его успешность. Школьникам показано увеличивать обычную продолжительность сна (хотя бы на 1 час) на время экзаменов, перед контрольными работами и при всякой напряжённой умственной деятельности. У детей, недосыпающих 2–2,5 часа, уровень работоспособности на уроках снижается на 30 % по сравнению с детьми, «высыпающими» свою норму.

Для преодоления проблем с засыпанием следует соблюсти некоторые условия: ложиться спать в одно и то же время; ограничивать после 19 часов эмоциональные нагрузки (шумные игры, просмотр фильмов и т. п.); сформировать собственные полезные привычки («ритуал»): вечерний душ или ванна, прогулка, чтение и т. п.

Кровать у ребёнка должна быть ровной, не провисающей, с невысокой подушкой. Комнату нужно хорошо проветривать.

Примерные нормы ночного сна для школьников:

В 1–4 классе — 10–10,5 часа, 5–7 классы — 10,5 часа, 6–9 классы — 9–9,5 часа, 10–11 классы — 8–9 часов. Первоклассникам рекомендуется организовывать дневной сон продолжительностью до 2 часов.


Рабочий стол

Правильно организуйте рабочее место школьника — условия, в которых обучается и выполняет домашние задания ребёнок, ощутимо влияют на его успеваемость и здоровье.

Стол, за которым занимается ребёнок, должен стоять так, чтобы дневной свет падал слева (если ребёнок — левша, то наоборот), аналогично должно быть налажено полноценное искусственное освещение. Свет от настольной лампы не должен бить в глаза, избежать этого позволяет специальный защитный козырёк, абажур.

Оптимальное соотношение высоты стола и стула таково: сидя прямо, опершись локтем о стол и подняв предплечье вертикально (как поднимают руку для ответа на уроке), ребёнок должен доставать кончиками пальцев до наружного угла глаза. Для этого бывает достаточно отрегулировать высоту стула. Ноги ребёнка при правильной посадке должны упираться в пол или подставку, образуя прямой угол как в тазобедренном, так и в коленном суставе. Стул должен иметь невысокую спинку.

Работая в таких условиях, ребёнок будет меньше уставать. Кроме того, правильно подобранная мебель — один из важных факторов предупреждения нарушений осанки. Контроль соответствия мебели росту ребёнка следует проводить не реже 2 раз в год.

Школьный ранец

Очень важно (особенно в младших классах) также правильно подобрать школьный ранец. Основные критерии: широкие, регулируемые по длине ремни с амортизирующими прокладками, жёсткая недеформируемая спинка. Портфели и ранцы ученические должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.

Вес ранца не должен превышать: для учащихся начальных классов — 700 г, для учащихся средних и старших классов — 1000 г.

Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1–2 классов — 1,5 кг, 3–4 классов — 2 кг, — 5–6 — 2,5 кг, 7–8 — 3,5 кг, 9–11-х — 4 кг.

В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один — для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй — для приготовления домашних заданий.

Питание

Правильно организованный режим питания основывается на выполнении определённых требований. Прежде всего, это соблюдение времени приёмов пищи и интервалов между ними. Промежутки между приёмами пищи у школьников не должны превышать 3,5–4 часов.

Для школьников рекомендуется 4–5-разовое питание.

При этом рацион должен быть сбалансированным по составу, содержать необходимое количество белков, жиров, углеводов, пищевых волокон, витаминов и минералов.

Принимать пищу ребёнок должен не спеша, в спокойной обстановке, внешний вид и запах блюд, сервировка стола должны вызывать у него положительные эмоции.

Игры и прогулки

Особое внимание следует уделить двигательной активности ребёнка и прогулкам на свежем воздухе. Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3–3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Как правило, грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ РЕЖИМ ПЕРВОКЛАССНИКА? 


Об этом подробно в своей статье пишет Степанова Мария Исаковна, д.м.н., зав. лабораторией гигиены обучения и воспитания НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН


Согласитесь, всем нам приятно иметь дело с людьми организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит и ценить свое время и в срок выполнять порученную работу. В настоящее время эти качества становятся еще более актуальными. Люди, наделенные ими, гораздо более устойчивы к стрессовым ситуациям, они в большей степени способны сохранять доброе расположение духа. А это значит, что у них гораздо больше шансов сохранить и свое здоровье, т. к. ученые считают, что более 80 % заболеваний у человека связаны со стрессами.

Читатель вправе спросить, какое отношение это имеет к довольно скучному, как кажется некоторым, словосочетанию «режим дня»? На наш взгляд — самое прямое. Ведь режим дня — это не что иное, как рациональное чередование видов деятельности и отдыха в течение суток с учетом возрастных возможностей и особенностей человека.

От того, как строится наш день, как сочетается работа и отдых, достаточен ли сон, вовремя ли завтракаем, обедаем и ужинаем, зависит не только наша дееспособность, но и самочувствие, работоспособность, настроение, здоровье. В правильности этого наблюдения люди убедились давно. Так, например, более 900 лет назад древнетюркский поэт Юсуф Баласагунский писал:

«Всему свой устав и законный уклад. Блажен, кто блюдет их, цветет его взгляд. С невеждой, ведущим себя неумело, Не знающим правил — не сделаешь дело!»

Системой, насквозь пронизанной ритмами, называют человеческий организм. Главный дирижер этой системы — суточный ритм. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца и частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает ребенка на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложится спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением уроков, его работоспособность выше.

Наш организм нуждается в поступлении пищевых веществ в определенном ритме. Существует суточный ритм выделения пищеварительных соков и активности ферментов. С полной уверенностью можно говорить о том, что: «Человек — это не только то, «что он ест», но и «когда он ест». Дети, приученные есть в одно и тоже время, реже страдают плохим аппетитом или его отсутствием, ведь к определенному времени организм готовится к приему пищи. Благодаря этому, пища усваивается наилучшим образом, оказывается более полезной и даже кажется вкуснее. Это наблюдение точно и красиво зарифмовано А. С. Пушкиным в «Евгении Онегине»:

«… Люблю я час Определять обедом, чаем, И ужином. Мы время знаем В деревне без больших сует: Желудок — верный наш брегет».

Начало школьной биографии меняет привычный уклад жизни малыша. Может в меньшей степени это происходит у детей, посещавших детский сад. И от того, насколько родители, бабушки и дедушки организованы сами и готовы помочь ребенку: вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать у ребенка положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, зависит не только успешность учебы ребенка, но и его здоровье. Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт» — т. е. запас времени в соблюдении режимных моментов.

И, если мы осознаем важность правильной организации жизни ребенка, мы постараемся сделать так, чтобы это осознали наши дети. Что для этого нужно сделать? Во-первых, очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если ваш ребенок не отличается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Как же должен строится режим дня первоклассника? Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час-полтора до начала занятий, т. е. в 7–7.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от школы находится ваш дом. Чтобы встряхнуть остатки сонливости, настроить на рабочий лад, утренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Во многих семьях сегодня есть магнитофоны или проигрыватели. Советуем подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Проверено: дело пойдет веселей и с большей охотой. Не забудьте при этом открыть форточку или проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час, особенно, если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае ваша настойчивость накормить ребенка не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между вами и ребенком. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем может быть заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15–20 минут может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжих дорог.

Если вы не оставляете ребенка на продленный день и забираете его из школы после занятий, то очень важно помочь ему организовать вторую половину дня. Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Специальными исследованиями установлено, что достаточно большая часть первоклассников — 37,5 % заканчивает учебный день с признаками сильного и выраженного утомления, а среди посещающих школы с углубленным изучением предметов, гимназии количество таких детей достигает 40 %. Еще больше детей — от 68 % до 75 %, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляется в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т. д.). Вывод напрашивается сам — учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом.

Одна из частых родительских ошибок — усаживание ребенка за уроки сразу после обеда. Чем нехороша эта настойчивость? Во-первых, ребенок еще «не стряхнул» с себя утомление от уроков в школе. Утомление — закономерный результат любой работы или деятельности и не должно нас пугать. А вот его накопление, кумуляция чревато неприятностями. Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. А если речь идет о первоклассниках-шестилетках, то для тех из них, кто остается в группе продленного дня, врачи настаивают на обязательной организации дневного сна. Другой способ восстановления сил — прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми.

Во-вторых, работоспособность человека и ребенка в том числе — одна из почти 50 функций, которые ритмически меняются на протяжении дня. Как правило, она повышается в утренние часы, достигая своего максимального значения в 10–13 часов, а затем к 14 часам обычно снижается. Далее, к 16 часам у большинства снова происходит повышение работоспособности, которая затем снижается к 20 часам. Необходимо учитывать это обстоятельство, чтобы время приготовления уроков совпало с подъемом работоспособности, т. е. с 16 часов.

Продолжительность занятий не должна быть более часа, причем после 25–30 минут работы необходим перерыв для небольшой разминки на 3–5 минут. Приучить детей работать без отвлечений, собрано задача непростая даже, если речь идет о способных и хорошо успевающих в школе детях. Здесь очень важны ваше терпение и доброжелательность. Оно обязательно будет вознаграждено успехами вашего сына или дочери.

Интервалы между приемами пищи у ребенка 6–7 лет должны быть не более 3–4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00–13.30, то примерно в 16.30 — время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его еще и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком, компьютером и т. д., или что тоже нередкость — одновременно несколько различных кружков или секций. И тогда, получается ситуация, хорошо знакомая всем нам в том числе и по стихотворению А. Барто:

«Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, — За кружок по рисованью Тоже все голосовали …»

Эти полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития вашего малыша. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для вашего ребенка. Результаты специальных исследований гигиенистов позволяют с большим основанием говорить о том, что внешкольные занятия на первом году обучения весьма утомительны для детей, даже, казалось бы такие полезные, как спортивные. Ведь утомляют не только сами занятия, но и дорога, зачастую неблизкая, а также пребывание в коллективе сверстников. Возможно, имеет смысл перенести эти занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Но если вы все-таки решили, что дополнительные занятия необходимы вашему ребенку, то их продолжительность для 7-летнего ребенка не должна быть более 1 часа.

Врачам давно известно, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию ребенка, прекрасно снимают «учебное» утомление. Ежедневное пребывание ребенка на воздухе должно быть не менее 3,5 часов. Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления — важная составляющая жизни маленького человека. Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач — обязательная составляющая вечернего времяпрепровождения. Невольно в этот процесс втягиваются и дети. Хотим предостеречь, что для ребенка столь продолжительное созерцание телепередач далеко небезразлично. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребенка возможность общения с родителями, друзьями, самостоятельной деятельности (игры, помощи по дому), заменяет ее мало что дающей для развития «жвачкой для глаз». Содержание и длительность просмотра телепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2–3 раза в неделю не более 30 минут. Современное телевидение не слишком щедро на передачи для детей. В тех семьях, где имеется возможность просмотра видеофильмов, необходимо подобрать специальный детский репертуар фильмов и ограничить продолжительность однократного его просмотра.

Вечером просто необходимо выкроить время для общения с ребенком, поинтересоваться как обстоят дела в школе, проверить как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже если успехи вашего первоклашки пока еще невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Будьте доброжелательны, ведь от вашего поведения тоже зависит с каким настроением ребенок завтра пойдет в школу. А чтобы утро не омрачим, суматохой избавить ребенка от досадных забываний необходимых дли школы вещей, приучите вашего малыша приготовить с вечера нее необходимое для школы.

Кроме будних, учебных дней есть еще и выходные. Несколько слов о том, каким должен быть распорядок дня в эти дни. Утренний подъем может быть в более позднее время, особенно если в обычные дни ребенок недосыпает. Если у ребенка два выходных дня, то постарайтесь, чтобы хотя бы один из них был полностью освобожден от уроков. Если этого избежать не удается, то организуйте занятия только в первую половину дня, когда работоспособность ребенка наиболее высока. Их продолжительность не должна быть более часа. Если у ребенка те или иные проблемы, связанные с учебой в школе, то имеет смысл уделить время, чтобы помочь ребенку преодолеть их, например, потренироваться в чтении или решении задач. Но помните, во всем нужна мера. Прекрасно, если вам удастся найти занимательную, игровую форму для этих занятий, создать у малыша положительный настрой, ведь интерес — мощный стимул для работы.

Необходимо, чтобы в эти дни ребенок побольше времени был на воздухе. Продолжительность прогулки в выходные дни следует увеличить до 5–6 часов. Если есть возможность, организуйте совместные прогулки, лыжные вылазки или катание на коньках, санках. Посещение музея, театра, кино или гостей лучше приурочить к выходному дню. Но помните, что время приема пищи и отхода ко сну должно быть таким как обычно.





















ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕЖИМА ДНЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оз­доровительное и воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологиче­ского равновесия организма со средой, в которой осуществля­ются воспитание и обучение, так как он основан на всесторон­нем учете особенностей роста, развития, условий жизни ребен­ка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический ха­рактер, регулярность отдельных элементов режима и их чере­дование способствуют нормальному функционированию и чет­кому взаимодействию всех органов и систем. Режим — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высо­кую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повы­шает общую сопротивляемость организма, создает благоприят­ные условия для физического и психического развития.

Для младших школьников соблюдение режима дня имеет осо­бое значение. С одной стороны, их нервная система еще далеко не зрелая и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны — новые условия жизни, необходимость адап­тации к нелегким для организма ребенка физическим и психиче­ским нагрузкам, связанным с систематическим обучением, лом­ка старых стереотипов поведения и деятельности и создание но­вых предъявляют повышенные требования ко всем физиологи­ческим системам. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адапта­ции к условиям школы с минимальными физиологическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьезным от­клонениям в здоровье ребенка, и прежде всего к неврозам.

Если у ребенка отмечаются раздражительность, беспо­койство, плохой аппетит, нарушения сна, отставание в физи­ческом развитии, то причина чаще всего заключается именно в несоблюдении режима дня. Рационализация режима — одна из самых эффективных мер профилактики заболеваний и оз­доровления детей.

С гигиенических позиций четко нормируются все виды деятельности и отдыха детей. Чрезвычайно важно, чтобы все элементы режима осуществлялись строго последовательно и в одно и то же время. Когда предыдущий этап дневного ритма яв­ляется условным сигналом для осуществления последующего, это способствует закреплению системы устойчивых условных рефлексов. Школьники, неукоснительно соблюдающие режим дня, быстрее втягиваются в работу, эффективнее трудятся, быстрее засыпают и меньше устают.

Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные иг­ры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома (со второго полугодия), отдых по собственному выбору (свободное вре­мя), прием пищи, личная гигиена.

п/п

Режимные элементы

Время

ПРИМЕЧАНИЕ / КОММЕНТАРИЙ

Подъем

7.30

Наиболее благоприятное время подъема ребенка после ночно­го сна — 7—7.30 ч утра, таким образом, общая продолжитель­ность ночного сна первоклассника — 10,5—11 ч.

Гигиенические процедуры,

утренняя гимнастика

7.30-7.45

Начинать свой день первокласснику следует с утренней гимнастики. Она не должна занимать много времени. Утренняя гимнастика позволяет организму перейти от сна к бодрствованию, она улучшает кровоснабжение головного мозга, укрепляет нервную систему, создаёт бодрое, хорошее настроение. После зарядки желательно принять душ. После этого одеться, убрать постель и позавтракать.

Завтрак

7.45-8.00

Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям необходимо соблюдение режима питания. Изменения интервалов между едой часто приводит к нарушению аппетита у детей. Приём пищи без аппетита вызывает расстройство работы органов пищеварения, способствует развитию хронических заболеваний желудочно- кишечного тракта.

Пребывание в школе

(урочное время)

8.30-12.20


Очень полезно перед началом занятий совершить прогулку в течение 20 – 30 мин, это повышает умственную работоспособность и обеспечивает продуктивность усвоения учебного материала.

В школу ученик должен приходить за 10—15 мин. до начала занятий и готовиться к уроку. Это поз­волит сконцентрировать внимание на материале предстоящей учебной деятельности.


Предобеденное

пребывание на воздухе (прогулка, игры,

развлечения)


12.20-13.00

Пребывание на открытом воздухе – наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий организм после утомительных занятий, повышающий его работоспособность до уровня, необходимого для полноценного приготовления домашних заданий. Во время прогулок повышение крови кислородом, улучшаются обменные процессы. Пребывание на воздухе способствует закаливанию организма, профилактике ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

Длительность прогулки должна составлять 40 мин. – 1,5 часа.

Обед

13.00-13.30

Для учащихся начальной школы образовательных учреждений предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника (обязательно для групп продлённого дня).

Сон для учащихся

первых классов

и детей с ослабленным здоровьем

14.00-15.00

Детям с ос­лабленным здоровьем, быстро утомляющимся, с повышенной возбудимостью нервной системы необходим также дневной сон продолжительностью 1—1,5 ч. Дневной сон вообще показан всем первоклассникам. При возрастании умственных и физических нагрузок (в период острой адаптации к условиям школьного обучения) продолжи­тельность сна целесообразно увеличивать примерно на 1 ч.

Подвижные игры, развлечения

на открытом воздухе

15.00-15.45

Наилучшим сочетанием видов деятельности детей является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры и танцы, хореография, хор (дыхательная гимнастика) в хорошо проветриваемом помещении, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Продолжительность (общая) пребывания на открытом воздухе должна составлять для первоклассников – 3- 3,5 ч.


Полдник

15.45-16.00

Для младших школьников предусматривается организация двухразового питания. Оно предполагает организацию обеда и полдника.

Самостоятельные

учебные занятия

(со второй половины учебного года)

16.00-17.00

Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы. Существующее сегодня мнение «больше занятий — больше успехов» ошибочно. Ни в коем случае не следует превышать рекомен­дуемое время подготовки уроков, а при возможности лучше его сокращать. Дело в том, что к домашним учебным заняти­ям во второй половине дня ребенок приступает с уже сни­женной работоспособностью после всей предшествующей учебной деятельности и относительная интенсивность на­грузки для учащихся значительно повышается. Общая дневная нагрузка у ребенка не долж­на быть чрезмерной. В противном случае организму школь­ника, особенно больного или ослабленного, будет нанесен вред, а качество выполнения задания при этом неизбежно снизится. Приготовление домашних заданий следует начинать всегда в определенные часы. Привычка за­ниматься в одно и то же время способствует настрою всего ор­ганизма к напряженной умственной работе. Наиболее продук­тивному труду помогают создание рабочей обстановки, рацио­нальная организация рабочей зоны (письменный стол с опре­деленным порядком расположения необходимых принадлеж­ностей, удобный, подобранный по росту стул, достаточная яр­кость освещения и др.).

Самоподготовку учащимся рекомендуется начинать с зада­ний средней трудности, затем переходить к наиболее сложно­му и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Такой порядок приготовления уроков способствует постепенному вхождению в работу, максимально сложные задания будут выполняться на фоне высокой работо­способности, а легкие — во время спада продуктивности дея­тельности. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным.

Напряженная умственная работа не может долго быть эф­фективной. Поэтому через каждые 15—20 мин. выполнения домашних заданий необходимо делать короткие перерывы с выполнением физических упражнений (психофизпаузы, физ­культминутки) и снятием зрительного напряжения (путем фиксации взора на дальних предметах, круговых движений глаз и т. п.). Это способствует быстрому восстановлению работоспособности и предупреждает развитие утомления. Через 40—45 мин. работы следует устроить более длительный пере­рыв продолжительностью около 10 мин.

Ужин

19.00-19.30

В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком. А на ужин – молочно – растительные продукты.

Работа по дому

19.30-20.00

В свободное время дети должны оказывать посильную по­мощь семье, выполняя определенную работу по дому. Первоклассники привлекаются к уборке комнаты, мытью по­суды, уходу за комнатными растениями и домашними живот­ными и т. п. Подобный труд способствует не только правиль­ному воспитанию ребенка, но и его физическому развитию, укреплению здоровья.

Вечерняя прогулка

20.00-20.30

В вечернее время дети также могут играть на открытом воз­духе. Особенно полезна прогулка после ужина, перед сном, продолжительностью около 30 мин. Она снимает утомление, накапливающееся к концу дня, снижает возбуждение нервной системы, способствует быстрому засыпанию в дальнейшем. В общей сложности первоклассники должны проводить на свежем воздухе 3—3,5 ч в день. К сожалению, в современных условиях у детей нередко нарушается именно этот очень важный компонент режима дня, что отрицательно сказывается на их здоровье и работоспособности.

Гигиенические процедуры, приготовления ко сну

20.30-21.00

В режиме дня школьника достаточное время предусматри­вается для гигиенических процедур. Личная гигиена включает в себя утренний и вечерний туалет, утреннюю гимнастику с последующими водными процедурами, переодевание после школы и прогулок

и т. п.


Ночной сон

21.00

Общая продолжитель­ность ночного сна младшего школьника —10,5—11 ч.