Как учились на Руси
- Ребята, как вы думаете, было ли время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу? (ответы детей)
- Да, верно. Такое время на Руси было. Ученые предполагают, что до Х века в Древней Руси школ не было, а дети учились дома тому ремеслу, которым владели их родители или их отдавали в ученики к взрослому мастеру. Помогая ему, подросток обучался различным умениям: шить, обрабатывать кожу, столярничать, печь хлеб. Часто дети владели тем ремеслом, каким владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей. Дети не знали грамоты, не имели книг. Они не умели ни читать, ни писать, и даже среди взрослых в те времена тоже было много безграмотных людей. И это доставляло много трудностей.
Ведущий1: В древние времена, когда не было письменности на Руси, люди передавали послания предметным письмом. (Заходит ученик, одетый в древнерусский костюм. У него стрела, мешочек и вырезанный след.).
Ведущий2: Однажды молодой князь получил от своего отца предметное письмо:
Входит гонец и вручает стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.
Ведущий2: Сын понял послание отца так:
Ученик1: - Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне.
Ведущий2: - Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына.
Ученик2: Отец ходит и взволновано говорит: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце".
Ведущий1: Трудно было людям без письменности. Славянская письменность зародилась ещё до принятия христианства на Руси, но, умеющих писать и читать на Руси было мало, грамотными были духовенство, выучились писать князья.
Ведущий2: Два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку. И научили славян грамоте, перестали посылать люди друг другу предметные письма.
Ведущий 1. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил крестить Русь и обратить в христианскую веру всех своих подданных. Вот как об этом говорится в летописи:
Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное.
Ведущий 2. Коллектив учеников назывался дружиной. Дети сидели все вместе, но занимался учитель с каждым отдельно.
Ведущий1: Ярослав Мудрый хотел, чтобы на Руси было больше грамотных людей, он повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.
Ведущий2: Давайте заглянем в древнерусскую школу.
Ведущий 1. Вот он положил свою шапку на «грядку» - общую полку, поклонился образам, учителю и всей ученической дружине. Здесь ему предстоит провести целый день, до звона к вечерней службе, что служило сигналом к концу учения. По этому поводу были наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.
Ученики хором
В доме своём, ото сна восстав, умыйся,
Прилучившимся плата краем добре утрися.
В поклонении святым образам продолжися.
Отцу и матери низко поклонися.
В школу тщательно иди и товарища своего веди.
В школу с молитвой входи, тако же вон исходи.
Ведущий 2. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным столом – каждый на своё место, указанное учителем, соблюдая при этом следующие наставления:
Учитель: Мали в вас и велицыи все равны,
Учений же ради вящих местом да будут знатны.
Не потесняй ближнего твоего,
И не называй прозвищем товарища своего.
Тесно друг к другу не сочитайтеся,
Коленями и локтями не присвояйтеся.
Данное тебе учителем кое место,
Тут житие твоё да будет вместно.
Учитель: Теперь, наставив ко вниманию ухо, тихо слушайте. Начинается первый урок. Сидите смирно, не празднословьте, не смейтесь, глазами не поводите туда и сюда, точно зачумлённые.
(Учитель на доске углём пишет букву А.) Первым начинается вам сей зримый знак Аз. Потом и на прочие пойдёт вам мой указ. Как зовётся сей зримый знак? Скажите!
Дети хором Аз!
Учитель: А этот другой зримый знак есть Буки. (Пишет рядом Б).И с этим знаком Буки вы одолеете хитрость науки. Повторите громогласно за мной: Буки и Аз изрекаются БА!
Дети хором повторяют. Один мальчик дремлет, сосед его щиплет, тот вскакивает и громко кричит.
Учитель громко: Слышу я шум и крик неполезный, а за сие будет ваш плач слезный! Кто урока данного не изучит, таковой свободного выхода из школы не получит. А кто упирается во зле, тот на школьном полежит скамье!
Учитель Из угла выдвигает скамейку.
Учитель: Ну-ка иди сюда. Спусти ноги, руки тоже спусти и теперь обхвати скамейку.
Учитель стегает мальчика розгами, засучив рукава.
Мальчик кричит:
«Ой, маменька», извивается.
Учитель: Внимайте, отроки. Закричал раз, закричал два,- просветлела голова. А коли молчит, значит, упорствует во зле. Старые люди мудро учили: За одного битого двух небитых дают, и то не берут. Раны, мною нанесённые, добро детям приносят.
Ведущий 1. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:
«Если кто урока не учит,
Таковой из школы свободного отпуска не получит…»
Ведущий 2. Первые шаги в чтении ученики делали по богослужебным книгам: Часовнику, Псалтири и Священному писанию.
Ведущий1: Вот дети учат азбуку со своим старым учителем-дьяконом. Учились писать на бересте - коре березы. Буквы процарапывали писалом-острой костяной или металлической палочкой.
Ведущий2: В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писали текст.
Ведущий1: Но большинство книг написано на пергамене, который делали из телячьей кожи. Пергамен был очень дорогим материалом. На пергамене писали пером.
Ведущий 2. В детских прописях можно было прочесть такую молитву:
Чтец 1. Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати.
Ведущий 1 Обучение на Руси начиналось осенью, в день Козьмы и Демьяна, 14 ноября, а через месяц, 14 декабря, в день Наума Грамотника, ученики могли уже показать свои успехи. Этот день отмечали как праздник посвящения в ученики.
Ученик 1: А кто такой Наум? И почему его называют Грамотником?
Ученица: Наум – это один из ветхозаветных пророков, он жил в 7 веке до Рождества Христова. Подробности его жизни неизвестны, но сохранилась «Книга пророка Наума».
Ученик 2: Издревле русский народ почитал Святого Наума помощником во всякого рода умственных занятий. Люди верили, что он помогает постичь грамоту, то есть научиться читать и писать.
Ведущий2: Ребята, а как вы думаете, почему именно Наума русский народ выбрал покровителем грамотеев?
Ученик 1: его имя созвучно– ум и Наум.
Ведущий1: Но есть и ещё одна причина. Именно в день Наума ученики демонстрировали свои успехи в учении.
Ученик 1: Вот здорово! На целых два месяца учебный год позже начинался! Вот бы нам так! А почему так поздно дети в школу шли?
Ученица: Как ты не понимаешь?! Ребятишки-то крестьянские шли грамоте учиться. Осенью крестьяне урожай собирали, а дети помогали и в поле, и в доме. А зимой работы было поменьше, а времени для освоения грамоты – больше.
Ученик 2: Вот пророк Наум и обрёл второе имя – Грамотник.
Ученик 1: А какой была школа в Древней Руси?
Ученица: Да уж не такой, как сейчас. Для семьи день начала учёбы был особым праздником, к нему готовились заранее, договаривались с учителем – приходским дьячком, то есть помощником сельского священника.
Ученик 2: Поднимали ребятишек в этот день рано, приговаривали:
Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!
Богу помолитесь –
До всего дойдёте:
Святой Наум наставит на ум.
Ученица: Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословения на учение мальчишек.
Ученик 1: А почему только мальчишек благословляли? А девчонок как же?
Ученик 2: А вот девочки вообще грамоте не учились. Считалось, что женщинам грамота не нужна, да и не способны девчонки её постигнуть. Недаром ведь сложилась пословица - «У женщины волос долог, да ум короток».
Ученик 1: Какая несправедливость! Ну, а дальше что делали?
Ученица: После службы в церкви дома у ученика встречали с почётом учителя, сажали его на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму, а за леность угощать побоями.
Ученик 2: А мать должна была плакать, иначе худая молва пойдёт. Сын отвешивал три земных поклона учителю, а учитель трижды ударял ученика по спине плёткой…
Ученик 1: Как это? Учитель – и бил плёткой? А за что?
Ученица: Пока ни за что. Заранее, чтобы отрок не озорничал, а учился прилежно, чтобы ценил серьёзность и пользу учёбы.
Ученик 2: На другой день ученика отправляли к учителю с азбукой и указкой, а мать с сыном передавали подарок для учителя – курицу, лукошко яиц или горшок с гречневой кашей. А перед уроком дети читали молитву : «Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати».
Ученица: Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, добро.
Ученик 1: Это ты сейчас что сказала? Какой глаголь, что значит веди?
Ученик 2: Так раньше буквы назывались. Буквы русского алфавита а, бэ, вэ, гэ, дэ, а раньше были аз, буки, веди… Поэтому каждую букву учили целую неделю, а то и две. Тогда-то и сложилась пословица: «Азбука наука, а ребятам мука».
Чтец 1 . Много люди пословиц про обучение сложили. Например,
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Грамоте учиться – всегда пригодиться.
Ученик 2: В древнерусской школе не было ни переменок, ни директора, и всего один учитель. Ученье шло с утра до вечера; в середине дня – перерыв, чтобы ученики пообедали.
Ученик 1: Это сколько у них уроков было, до вечера-то?
Ученица: У них не было отдельных уроков, как у нас. Каждый ученик получал индивидуальное задание, в зависимости от того, что он уже успел изучить. Один только делает первые шаги, зубрит азбуку, другой пытается складывать из букв слоги, третий уже вслух читает слова… Шум стоит невообразимый!
Ученик 2: Недаром сложилась пословица: «Азбуку учат – на всю избу кричат».
Ученик 1: А как же дьячок-учитель им оценки ставил?
Ученица: А никак не ставил. Выучил урок – молодец, ступай домой. А не выучил – вот плётка, вот розги, то есть прутья.
Ученик 1: Да вы шутите! Разве можно учеников плёткой или розгой?
Ученица: Можно и не розгой. Кто учителя не слушается – поставят того в угол на колени. Или без обеда оставят. Ты ещё завидуешь отрокам, что они не с первого сентября в школу шли, а позже?
Ученик 1: Нет, я уж лучше сейчас учиться буду.
Чтец 2.
В старину учились дети –
Их учил церковный дьяк, -
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б как Аз да Буки,
В – как Веди, Г – Глаголь,
И учитель для науки
По субботам их порол.
Трудно грамота давалась
Нашим предкам в старину,
А девицам полагалось
Не учиться ничему.
Обучались лишь мальчишки.
Дьяк с указкою в руке
Нараспев читал им книжки
На славянском языке.
Ведущий 1. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах. Это подтверждает существование книг под названием Азбуковник. Эта книга состояла из азбуки, кратких сведений по русской грамматике и религиозно – нравственных поучений.
Ведущий 2. В Азбуковнике мы находим подтверждение одного важного факта: образование на Руси не было привилегией богатых и знатных. В рукописи одного Азбуковника содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков «для обучения прехитрой словесности».
Чтец 1. «Сего ради присно глаголю и глаголя не перестану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».
Ведущий 1. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, часть букв заимствовал из греческого алфавита, а часть специально создана для передачи тех звуков славянского языка, которых не было в греческом языке. Это буквы: Б, Ж, Ц, Ч, Ш, У, Ю, Я. В алфавите было 45 букв. Этот алфавит назывался кириллицей в честь основавшего его одного из братьев.
Ведущий 2. Мы с вами тоже читаем и пишем, пользуясь буквами кириллицы. На протяжении многих веков одни буквы изменили свой облик, а другие и вовсе исчезли из русского алфавита.
Ведущий 1. Нелегко давалась Азбука детям, обучавшимся чтению. Сначала нужно было вызубрить названия букв, Аз, Буки, Веди, Глаголь Добро, Есть. Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать именем каждую букву слова, пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно начиналось! Представьте себя учениками в Древней Руси. Сложите из букв слова:
Добро, Он, Мыслете,
Ша, Како, Он, Люди, Аз.
Ведущий 2. В 1574 году диакон Иван Фёдоров составил первую азбуку для школьников. По ней дети учились до 1634 года, то есть 70 лет. А в 1634 году был издан первый букварь.
Ведущий 1. В 1692 году знаменитый поэт Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый Букварь с картинками. Вместо церковных текстов в нём широко были представлены стихи нравоучительного характера.
Вот ,например, какие стихи были представлены на букву К:
Чтец 1 Како кто хощит видом си познати,
В первых вещей сих будет то писати,
Киты суть в морях, кипарис на суши,
Юный, отверзай, в разум твоя уши.
В колесницу сядь, копиём борися,
Конём поежай, ключом отоприся,
Корабль на воде, а в дому корова.
И кокошь в требу, и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
Колокол слушай, твори в небе други.
Ведущий 2. Существовали определённые правила при работе с книгой , которые школьники должны были неукоснительно выполнять. Вот как о них записано в Азбуковнике:
Чтец 2. Книги ваши добре храните
И Опасно на место кладите.
Книгу кладя, печатью вверх закрывай.
Книги свои не вельми разгибайте,
И листов в них тож не пригибайте.
Книг на седалищном месте не оставляйте,
Но на уготованном столе добре поставляйте.
Книг аще кто не бережёт, таковый души своей не бережёт.
Ведущий 1. За неаккуратность и за школьные шалости секли розгами, ставили на несколько часов на колени на горох, оставляли без обеда. Розга в ряду наказаний была последней. Шалуна могли отправить в карцер.
Ведущий 2. Но не нужно думать, что учитель пользовался своей властью сверх всякой меры – хорошее учение искусной поркой не заменишь. В книге «Стоглав», бывшей руководством для учителей, говорилось:
Чтец 1. «не яростью, не жестокостью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».
Теперь вы многое узнали о школе древней Руси. Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?
Учитель: «Как учили на Руси». Этой теме мы посвящаем наше интеллектуальное состязание. Сегодня мы предлагаем вам проверить свои способности. Квест - это игровое приключение, в течение которого участникам нужно преодолеть препятствия и испытать свои силы в различных конкурсах на тему игры.
Правила игры таковы:
- Отправиться на игру по команде, строго следуя маршруту.
- На станции внимательно выслушать заданные вопросы.
- Отнестись к заданиям максимально серьёзно и внимательно.
- На станцию не заходить, если там есть другая команда. На каждой станции вы должны выполнить задания по теме квеста, взять карточку со словом, по возвращении к началу маршрута сложить из карточек предложение.
- После окончания прохождения предметных станций участникам сдать маршрутный лист для подведения итогов.
Станция «Грамматическая»
Слово учителя:
Черные, кривые, от рожденья немые,
Станут в ряд — сразу заговорят… Что это? (Буквы)
Ребята, я приветствую вас на станции «Грамматическая».
Задание 1
-Переведите на современный русский язык слова из древнерусского языка: Ланиты, очи, уста, чело, душегрейка, мокроступы, себятник, самоподымальщик, перст, чета, выя, ратник, чадо, трапеза, вежды.
Слова для справок: щёки, глаза, лоб, калоши, лифт, кофта, эгоист, губы, палец, воин, веки, дитя, шея, обед, пара.
Ответы: Ланиты - щёки, очи - глаза, уста - губы, чело - лоб, душегрейка -кофта, мокроступы - калоши, себятник - эгоист, самоподымальщик – лифт, перст-палец, ратник-воин, выя-шея,трапеза-обед, чета-пара.вежды-веки, чадо-дитя,
Задание 2. Кроссворд
| | | | | | 7 Б |
| 2 К | | 4 П | | | Е |
| И | | Е | 5 Б | 6 К | Р |
| Р | 3 М | Р | У | И | Е |
| И | Е | Г | К | Р | С |
1А | Л | Ф | А | В | И | Т |
З | Л | О | М | И | Л | А |
Б | | Д | Е | Ц | Л | |
У | | И | Н | А | И | |
К | | Й | Т | | Ц | |
А | | | | | А | |
По вертикали:
Книга, по которой вы научились читать. (Азбука)
Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)
Имя его брата и помощника. (Мефодий)
Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)
Название красивой заглавной буквы. (Буквица)
Название русской азбуки (Кириллица)
Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)
По горизонтали:
Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)
Задание 3. Расшифруйте фразу.
Задание 4. Вопросы викторины.
Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? ( Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)
В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).
Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).
Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).
Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).
Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).
Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).
Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).
Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).
«Чтение – вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).
Кто такой книгочей? (Любитель чтения).
Букинист – это… (Торговец старыми книгами).
2.Станция «Математическая»
Слово учителя:
Не имели наши предки
Ни линейки, ни рулетки.
Но могли предмет любой
Измерять самим собой.
Ткани мерили локтями,
Землю мерили лаптями,
И имели пальцев пять –
Щели в доме измерять.
В общем, жили не тужили,
Не хлебали лаптем щей…
И всему на свете были
Люди – мерою вещей!
В древние времена, еще до возникновения современных измерительных приборов, люди использовали для определения массы, длины и объема части тела. Так, расстояние от кончика среднего пальца руки до локтя называлось «локоть», а до плеча — аршин. Вес монеты под названием «златник» обозначил новую меру веса — около 4,3 г. А пядью (расстояние от растянутого указательного пальца до большого) долгое время измеряли иконы, толщину снежного покрова и т.д. Метрическая система мер была введена только в 20 веке.
Сегодня старинные меры, такие как сажень, вершок, золотник, аршин, не используются на практике. Но слова, обозначающие их, остались жить в русском языке, в пословицах и поговорках. Пословицы о старинных мерах массы, длины и объема мы активно используем в разговорной речи.
Старинные меры веса в России Золотник =4г Лот =3 золотника=12г Фунт=96 золотников=384г Пуд=40 фунтов=16кг Берковец=10 пудов=160кг Кадь=14 пудов=224кг | |
Задание 1. Задачи из пословиц и поговорок. (задача -1 балл)
За семь вёрст киселя хлебать. Найдите расстояние в метрах, которое необходимо преодолеть. (1070м*7=7490м)
Семь пядей во лбу. Каков лоб у этого человека? (7*18=126см)
На аршин борода, да ума на пядь. Найдите длину бороды и величину ума. (борода-71 см; ум-18 см)
Косая сажень в плечах. Найдите ширину плеч богатыря. (248 см)
На три аршина в землю видит. Найдите, на какую глубину видит этот человек? (3*71=213см)
Сто верст молодцу не крюк. Сколько это километров? (1 км 70 м*100=107 км)
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли съешь. Сколько надо съесть соли, чтобы узнать человека? (16 кг)
Задание 2. Прочитайте пословицы и поговорки и выпишите все старинные меры. Определите, какая из них лишняя. Запишите значения старинных русских мер метрическими единицами измерения.
Зернышко пуд бережет.
Аршин да кафтан, да два на заплатки.
Для молодца семь верст не околица.
Ты от правды на пядень, а она от тебя – на сажень
Задание 3. Решите математическую задачу Магницкого
Некто купил 3/4 аршина сукна и заплатил за них 3 алтына. Сколько надо заплатить за 100 аршин такого же сукна? Стоимость сукна перевести в рубли.
2. Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса.
ССтанция 3.
Перед вами русская азбука.
Для обучения грамоте на первых порах использовали деревянную дощечку с четырехугольной выемкой, заполненной мягким воском. Называлась такая дощечка «цера».
Буквы процарапывались при помощи писала – металлического стержня, один конец которого заостряли (этим концом выцарапывали текст), другой же конец расплющивали (получалась маленькая лопаточка, которой можно было разглаживать воск, когда хотели стереть написанное).
Неправильные записи или неровные буковки быстро стирались широким кончиком писала. Его называли скребло. Оно заменяло современный ластик.
На чём ещё могли писать школьники?.
Конечно, на бересте! Берестяные грамоты. Их нашли в Киевской области. Они относятся к 10-12 векам.
Также на Руси писали на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. На пергаменте писали четко и красиво. Так как пергамент был довольно дорогой, кое-как на нем писать никто не решался
Несколько пергаментных листов составляли книгу. Одну книгу писали многие месяцы иногда и годы.
“Розга ум вострит, память возбуждает и волю злую в благо преломляет”.
Я перевела для вас на наш современный язык: “Если тебя высекут – сразу захочешь учиться, память к тебе вернется и даже мысли не будет о том, чтобы не сделать домашнее задание”.
Задание 1. Возьмите в руки гусиные перья, обмакните в чернила и на-пишите на древнеславянском «Азбуку знай и говори хорошо»
Задание 2. Вы получаете в конвертах слова, из них вам надо быстро составить пословицы.
Сперва Аз да Буки, а потом и науки.
Красна птица перьем, а человек – ученьем.
Пословицы и поговорки
Азбуку учат – на всю избу кричат.
Азбука – наука, а ребятам – мука.
Учи сына, пока поперёк лавки лежит, а как вдоль ляжет, так поздно будет.
«Видит око далеко, а ум ещё дальше»
Батюшка Наум, наведи меня на ум.
«Книги суть те же реки, наполняющие вселенную»
Задание 3. Отгадайте загадки . (Олимпиада «Наше наследие»)
ЛОГИКА
1. Из пословицы выпали 12 гласных и три пробела. Восстановите и запишите её:
Пчтйчтл,ккрдтл
____________________________
_________________________________
2. Решите изограф. (Изображение сделано из букв; используя все буквы, из них надо составить слово, которое проиллюстрировано изображением.)
___________________________________
3. Вставьте гласную букву так, чтобы можно было прочитать слово. НАПИШИТЕ это слово.
___________________________________
4. Если
урок – 134,
учёба – 1225,
перемена – 22228,
то
отдых –_____________
5. Какой рисунок отличен от трёх других (обведите цифру)?
6. Решите ребус:
________________________________
7. Вспомнив порядковые номера букв в алфавите, разгадайте зашифрованное слово.
10192016181033 = ___________________
8. Найдите в таблице 3 слова из 6 букв каждое, так, чтобы все буквы были использованы только один раз. Слова могут изгибаться только под прямым углом, а буквы в слове должны соприкасаться сторонами. Все три слова необходимо выписать под таблицей.
А | Д | А | А | Н | И |
Ч | П | З | Е | Р | Т |
А | Р | И | М | И | С |
__________________________