Тема: Как животные питаются. Как животные передвигаются.
Цели:
Образовательные:
Создать условия для формирования умения классифицировать животных по способу питания, выявить приспособления, характерные для каждого вида питания, составлять цепи питания и объяснять их взаимосвязь.
Развивающие:
Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, природе в целом.
Формирование УУД:
Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные – умение определять и формировать цель урока; проговаривать, формулировать выводы; высказывать и аргументировать своё мнение.
Коммуникативные – умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и принимать чужую точку зрения, совместно договариваться.
Познавательные – умение ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке.
Предметные:
- знать растительноядных, всеядных животных и хищников
- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию
- уметь группировать животных по существенным признакам
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно — иллюстративный.
Формы организации: групповая, фронтальная.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор;
- схемы классификации;
- карточки с заданием;
- учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока.
1.Орг.момент
Что жизнь без неба, где родился зной?
Без дальних гор, где снежные седины?
И дерева цветущего весной,
Глядящего на белые вершины?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
Жизнь не полна без широты полей,
Жизнь без примера и свободы вечной.
- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?
(Жизнь без природы, без окружающего нас мира не имеет смысла.)
− Сегодня мы с вами оправимся в очередное путешествие в мир природы: загадочный и интересный. А путешествовать мы с вами будем по материкам нашей планеты.
2. Проверка домашнего задания.
- Перед тем, как отправиться, посмотрим, насколько вы готовы.
- Возьмите кроссворды и впишите ответы.
- Поменяйтесь карточками со своим соседом.

Загадки о животных
Колючий, а не кактус,
Плавает, а не рыба,
Катится, а не колобок,
Колется, а не роза,
Пыхтит, а не чайник. (ёжик)
Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля...(енот)
Что за зверь опасный
Ходит в шубке красной,
Снег разгребает,
Мышек хватает?( лиса)
Стройный, быстрый,
Рога ветвисты,
Пасётся весь день.
Кто это?...(лось)
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется...медведь
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной, рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись, ждёт добычу.
Не робей, но берегись,
Потому что это...рысь
Зимой голоден, а летом сыт. (волк)
По веткам скачет,
Да не птица.
Рыжая, да не лисица.( белка)
- Если вы правильно разгадали кроссворд, то у вас в красном прямоугольнике должно быть слово «животные».Проверьте выполненное вашим соседом задание и поставьте оценку (взаимопроверка).
- Поднимите руки, у кого задание выполнено без ошибок. Молодцы! Вы хорошо усвоили предыдущие темы. И самое время продолжить дальше.
3. Вводная беседа о животных. .
- Ребята, чтобы говорить о животных давайте вспомним некоторых из них.
- Вспомните, с какими группами животных мы знакомы?
(Звери, птицы, рыбы, насекомые.)
- На доске плакат с изображением животных. Рассмотрите их.
а) - Животные какой группы изображены на рисунке? (Звери)
- Назовите их признаки. (Тело покрыто шерстью, имеют по 4 лапы, своих детенышей вскармливают молоком).
- Как называют их еще? (Млекопитающие)
- Назовите следующих животных (Крот, кит, летучая мышь). Эти животные тоже относятся к группе зверей, хотя у летучей мыши вместо лап крылья, у кита вместо ног плавники и тело не покрыто шерстью, а у крота лапы превратились в лопаты. Но эти животные детенышей вскармливают молоком, поэтому они тоже млекопитающие. В группе зверей – кит самое большое животное.
б) Птицы
-Назовите следующую группу животных ( Птицы)
-По какому признаку вы их определили? (Варианты ответов: тела покрыты перьями, летают)
- Все ли птицы летают? (Нет)
- Назовите птицу, которая не летает, но быстро бегает. (Страус)
- Назовите птиц, у которых вместо крыльев лапы-ласты, и они хорошо плавают. (Пингвины)
в) Рыбы
- А сейчас я перечислю основные признаки животных следующей группы, а вы догадайтесь как эта группа называется.
- Эти животные живут в воде, тело покрыто чешуей, передвигаются с помощью плавников, дышат жабрами. (Рыбы)
-Мир рыб многообразен. Каких рыб вы знаете?
г) Земноводные
-Перечислите следующих животных.(Лягушки, жабы, тритоны)
-Эти животные могут жить на земле и в воде.
-Как можно назвать эту группу? (Земноводные)
д) Пресмыкающиеся
-Следующая группа, о которой пойдет речь, обитает на суше, но и в воде чувствует себя прекрасно. К ним относятся змеи, ящерицы, крокодилы и черепахи. Эти животные всю жизнь ползают – пресмыкаются, поэтому их называет пресмыкающиеся.
е) Насекомые
-Как называют эту группу животных? (Насекомые)
-Попытайтесь назвать их признаки. (Три пары ног, одна пара усов, одна-две пары крыльев)
з) Паукообразные
-К паукообразной группе относятся пауки, скорпионы, сенокосцы. Все они имеют 4 пары ног.
- Вы знаете, что растения – живые. А животные?
– Почему? (Все животные дышат, растут, питаются, передвигаются, приносят потомство, умирают.)
Итак, животные – живые существа.
На доске к концу беседы: насекомые, рыбы, птицы, звери
4. Работа в группах. Создание цепей питания.
- Следующее задание будем выполнять группами. Давайте вспомним правила работы в группе.
1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно
2. Выслушать мнение каждого
3. Найти общее решение
4. Выбрать выступающего
- – Рассмотрите карточки с заданием. Составьте цепь питания.
1 группа. В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы, гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться непарный шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Высохли могучие дубы. (Дубы - шелкопряд – птицы.)
2 группа. В крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съели молодые деревца. (Молодые деревца-козы – волки.)
3 группа. Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало ещё хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы .но и барсуки , и ежи. В этих условиях расплодились мыши, которые погубили молодые саженцы. (Деревца-мыши-ежи, барсуки.)
- Так что же необходимо животным для жизни? (Пища.)
- Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Питание животных.)
- Какие цели поставим перед собой? Что нам нужно узнать? (Какую пищу едят животные, как добывают и как поедают её?)
Физ. минутка
Жили-были зайчики
(подпрыгиваем на месте, руки перед грудью, кисти опущены)
На лесной опушке,
(прямые руки вверх, пальцы врозь- «дерево» и качаемся)
Жили-были зайчики
(подпрыгиваем на месте)
В беленькой избушке.
(соединили руки над головой «домик»)
Мыли свои ушки,
( изображаем как моем уши)
Мыли свои лапочки,
(потираем правой рукой левую и наоборот)
Наряжались зайчики,
(приседаем с поворотами в сторону, руки на пояс)
Надевали тапочки.
(поочерёдно вытягиваем вперёд и ставим на пятку
то левую, то правую ногу)
5 . Работа в группах с иллюстрированными книгами (из серии «Кто живет в России», « Кто живет в Африке»и т.д., в ней дается краткое описание каждого животного).
Исследование «Как животные питаются»
Целевая установка: прочитайте тексты, подготовьте ответы по данному плану.
- На каком материке обитает животное?
- Что является пищей?
- К какой группе можно отнести?
Вывод: Пища животных разнообразна. Животных, которые предпочитают только один вид пищи очень мало. Гораздо больше животных, используемых разную пищу. Животных, которые питаются в основном растениями, называют растительноядными. Растительная пища также разнообразна. Поэтому среди растительноядных животных выделяют травоядных, зерноядных, листоядных.
Животные, которые используют в пищу других животных, называют плотоядными.
Среди плотоядных животных особо выделяют насекомоядных и хищных.
Животные, которые питаются в одинаковой мере растительной и животной пищей, называют всеядными. (Все новые слова прикрепляются на доску)
6. Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу, воду для себя и своего потомства? (Передвигаться.)
(Вывешивается карточка с картинкой и надписью – "передвигаются".)
С помощью чего разные животные могут передвигаться?
- Животные передвигаются разными способами. Способы передвижения животных зависят от строения их конечностей ( ног и крыльев) и среды обитания.
- Ваша задача назвать животных, которым принадлежат эти части тела.
Работа в рабочей тетради
- Какому животному принадлежит часть тела на первой картинке? (Хоровой ответ.)
- Как называется эта часть тела? (крыло)
- Покажите, как животное пользуется крыльями.
Такая же работа проводится с другими картинками.
Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают.
7. Исследовательская работа. (Учащиеся работают в пяти группах, каждая исследует животных разных материков)
Исследование : «Как животные передвигаются»
Проблема «От чего зависит способ передвижения»
План.
1. Название животного
2. Где живет
3. Чем питается
4. Кого опасается
Вывод: В отличие от растений, которые живут на одном месте, большинство животных передвигаются в поисках пищи, воды или спасаясь от врагов.
8. Проектная работа
– Мы с вами обсудили животных всех материков, кроме тех, которые живут в России. Перед вами на доске нарисован растительный мир, но в нём не хватает животного мира. Каждый из вас должен раскрасить картинку с изображением животного (они лежат на столах детей) и прикрепить на доску с учетом способа их передвижения. Например, если это птица, то прикрепляем её туда, где изображено небо. Вместе с вами мы создадим картину « Как передвигаются животные нашей страны».
- Какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться?
9. Домашнее задание.
- Понаблюдайте за поведением какого – нибудь домашнего животного. Составьте о нем рассказ. Обратите внимание, какие движения совершает животное и зачем он это делает. Нарисуйте своего питомца или принесите фотографии с его изображением, по желанию.
10. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке:
Было интересно, считаете, что усвоили новый материал – прикрепляете цветочки.
Не очень довольны своей работой на уроке, были ошибки в работе - прикрепляете грибочки
Недовольны своим результатом, многого не поняли и не усвоили - прикрепляете тучку.
(Дети прикрепляют картинки на доску, где создавался проект «Как животные передвигаются»)





