СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие бывают тексты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Какие бывают тексты»

ФИО участника: Бондарева Марина Михайловна

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: «Какие бывает тексты»

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся знаний о видах текстов - повествование, описание, рассуждение и  развивать умения распознавать их.

Задачи:

Дидактические

  1. Познакомить учащихся с разными видами текстов;

  2. Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение.

Развивающие

  1. Способствовать развитию внимания, мышления, орфографической зоркости;

  2. Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные

  1. Воспитывать у учащихся культуру речи;

  2. Воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации на всех этапах урока;

  3. Воспитывать доброжелательность, активность, инициативность.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. различать типы текстов и обосновывать свое суждение;

  2. уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;

  3. научиться определять характерные признаки текстов;

Метапредметные:

-познавательные:

  • умение ставить и формулировать проблему, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи  в зависимости от конкретных условий;

  • умение выполнять операции анализа, сравнения, вычленения, обобщения, синтеза;

  • умение искать, выделять, преобразовывать  информацию при работе с текстом;

  • умение формулировать связное высказывание в устной и письменной речи.

-коммуникативные:

  • умение учитывать позиции других, обосновывать собственную позицию, координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;

  • умение осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

-регулятивные:

  • Самостоятельно формулировать тему урока, после предварительного обсуждения;

  • умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности.

Личностные:

  • Формирование познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся;

  • Развитие самостоятельности в приобретении новых ЗУНов;

  • Формирование понимания значения знаний о русском языке в собственной жизни.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята. Подравняйте спинки.

У: Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.





2. Мотивация к учебной деятельности.

У: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

3. Актуализация знаний.

У: Ребята, какая тема была на прошлом уроке?

О: Текст.

У: Давайте с вами сейчас проведем грамматическую разминку. На экране будут появляться утверждения, а вы должны будет сказать, верно оно или нет. Если оно верно, будем отмечать его плюсом.

Предложения в тексте объединены одной темой (+)

В тексте предложения не связаны между собой по смыслу.

В тексте можно выделить главную мысль(+)

Текст не имеет заголовка

У: Молодцы, ребята! Вы ответили правильно.

У: Оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей и вы правильно выполнили задание, то поставьте плюс.

4. Самоопределение к деятельности.

Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. (Л. Толстой.)

У: Докажите, что вы прочитали текст.

О: Это текст, потому в нём все предложения связаны по смыслу.

У: Можем ли мы определить тип текста

О: Нет.

У: У нас с вами возникло затруднение.

У: Почему мы не можем назвать его тип?

О: Потому что мы не знаем, какие бывают типы текстов.

У: Ребята, да к как вы думаете, какая тема нашего урока?

О: Какие бывают тексты

У: Какую цель мы с вами поставим на уроке?

О: Узнать, какие бывают типы текстов

У: Ребята, у нас есть план урока, но пункты расставлены не верно. Нужно поставить пункты в правильном порядке.

У: Маша, выйди, пожалуйста, к интерактивной доске и расставь пункты плана в правильном порядке.

У: Давайте вспомним правила пользования интерактивной доской.

1. Не давить и не стучать по интерактивной панели, не прислоняться к ней.

2. Работайте только тыльной стороной стилуса.

3. Не дотрагивайтесь до оборудования сырыми руками.

План:

1) Узнать какие бывают типы текстов

2) Научится определять тип текста

3) Применить полученные знания на практике.

У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей и вы определили тему урока, поставили цель и правильно расставили пункты плана, то поставьте плюс.

5. Изучение нового материала.

У: Начинаем работать по первому пункту плана. Итак, что мы должны узнать? О: Узнать какие бывают типы текстов

У: Давайте посмотрим на слайд. Кто изображён на нём? (Кот)

У: Какого он цвета? Какого он размера? Какой он пушистый или гладкошёрстный? Какого цвета у него глаза?

У: Что сейчас мы с вами делали? (Описывали внешность кота)

У: Предположите, как может называться тип текста.

У: Первый тип текста называется описание. В нём описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие.

Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

У: Саша прочитай текст.

У сороки есть прозвище – белобока. Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.

У: Это текст -описание. Потому что в этом тексте описывается её внешний вид.

У: Обратите внимание на слайд. Что делает кот на этих рисунках? (Умывается, кушает, спит)

У: Текст, в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий, называется повествование.

У: Как вы думаете, к этому тексту какие можно задать вопросы: что случилось? что произошло? Когда произошло?

У: Сколько картин мы можем представить на основе этого текста? Правильно, на основе текста можно представить несколько последовательных картин. В центре повествования всегда стоит действие. Это действие развивается активно, поэтому в повествовании всегда много глаголов.

У: Лиза прочитай текст. У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мыши, то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.

У: На какой вопрос отвечает этот текст? Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы?

У: Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий, называется - рассуждение.

О: Ребята, давайте проверим, правильно ли мы с вами определили типы текстов. Для этого посмотрите на 13 страницу учебника и посмотрите на схему.

У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей в изучении нового материала, то поставьте плюс.

6. Первичная проверка понимания нового материала.

У: Работа по второму пункту плана. Что мы должны сделать?

О: Научится определять тип текста.

Работа в парах.

У: Я подготовила для вас задание, вы будете работать в парах. У вас на столе лежит листок с текстом. Вам необходимо определить его тип.


Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой)

У: Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой.

У: Какой тип текста ?

О: Повествование.

У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей в определении типа текста, то поставьте плюс.

7. Практическая деятельность

Индивидуальная работа

Перед вами три вида текста. Прочитайте их.

1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.

2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.

3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?

8. Рефлексия.



9. Итог урока.

У: Какая тема урока была сегодня?

У: Какую цель мы ставили?

У: Какое открытие вы сделали на уроке?

1 группа.

Текст – повествование.

Что? когда? где? произошло, случилось

Сообщается о последовательных действиях.

Обилие глаголов.

Слова-связки: однажды, потом, наконец.

  1. когда, где, с кем …

  2. что произошло, как развивались события.

  3. чем все закончилось

2 группа.

Текст-описание.

Какой? какая? какое? какие?

Использование образных выражений, ярких сравнений.

Описание предмета, состояния, явления, места.

Изображение «замерло».

Обилие имен прилагательных.

3 группа.

Текст-рассуждение

Почему? зачем?

Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.

Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как

  1. утверждение

  2. доказательство, объяснение

  3. вывод, итог, результат

Отчёт групп, дополнения ответа другими группами.

Учитель. Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.