ФИО участника: Бондарева Марина Михайловна
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тема урока: «Какие бывает тексты»
Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся знаний о видах текстов - повествование, описание, рассуждение и развивать умения распознавать их.
Задачи:
Дидактические
Познакомить учащихся с разными видами текстов;
Формировать умение распознавать текст описание, повествование, рассуждение.
Развивающие
Способствовать развитию внимания, мышления, орфографической зоркости;
Способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные
Воспитывать у учащихся культуру речи;
Воспитывать творческую личность, стремящуюся к самореализации на всех этапах урока;
Воспитывать доброжелательность, активность, инициативность.
Планируемые результаты:
Предметные:
различать типы текстов и обосновывать свое суждение;
уметь озаглавливать текст, учитывая тип текста;
научиться определять характерные признаки текстов;
Метапредметные:
-познавательные:
умение ставить и формулировать проблему, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий;
умение выполнять операции анализа, сравнения, вычленения, обобщения, синтеза;
умение искать, выделять, преобразовывать информацию при работе с текстом;
умение формулировать связное высказывание в устной и письменной речи.
-коммуникативные:
умение учитывать позиции других, обосновывать собственную позицию, координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
умение осуществлять взаимный контроль, оказывать помощь;
умение оформлять свои мысли в устной форме;
уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.
-регулятивные:
Самостоятельно формулировать тему урока, после предварительного обсуждения;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль своей деятельности.
Личностные:
Формирование познавательного интереса, интеллектуальных способностей учащихся;
Развитие самостоятельности в приобретении новых ЗУНов;
Формирование понимания значения знаний о русском языке в собственной жизни.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
У: Здравствуйте, ребята. Подравняйте спинки.
У: Отправляемся мы снова
В мир родного языка,
Мы разгадывать готовы
Его тайны до звонка.
2. Мотивация к учебной деятельности.
У: Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
3. Актуализация знаний.
У: Ребята, какая тема была на прошлом уроке?
О: Текст.
У: Давайте с вами сейчас проведем грамматическую разминку. На экране будут появляться утверждения, а вы должны будет сказать, верно оно или нет. Если оно верно, будем отмечать его плюсом.
Предложения в тексте объединены одной темой (+)
В тексте предложения не связаны между собой по смыслу.
В тексте можно выделить главную мысль(+)
Текст не имеет заголовка
У: Молодцы, ребята! Вы ответили правильно.
У: Оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей и вы правильно выполнили задание, то поставьте плюс.
4. Самоопределение к деятельности.
Собака и её тень. Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидала она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, – бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло. И осталась собака ни с чем. (Л. Толстой.)
У: Докажите, что вы прочитали текст.
О: Это текст, потому в нём все предложения связаны по смыслу.
У: Можем ли мы определить тип текста?
О: Нет.
У: У нас с вами возникло затруднение.
У: Почему мы не можем назвать его тип?
О: Потому что мы не знаем, какие бывают типы текстов.
У: Ребята, да к как вы думаете, какая тема нашего урока?
О: Какие бывают тексты
У: Какую цель мы с вами поставим на уроке?
О: Узнать, какие бывают типы текстов
У: Ребята, у нас есть план урока, но пункты расставлены не верно. Нужно поставить пункты в правильном порядке.
У: Маша, выйди, пожалуйста, к интерактивной доске и расставь пункты плана в правильном порядке.
У: Давайте вспомним правила пользования интерактивной доской.
1. Не давить и не стучать по интерактивной панели, не прислоняться к ней.
2. Работайте только тыльной стороной стилуса.
3. Не дотрагивайтесь до оборудования сырыми руками.
План:
1) Узнать какие бывают типы текстов
2) Научится определять тип текста
3) Применить полученные знания на практике.
У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей и вы определили тему урока, поставили цель и правильно расставили пункты плана, то поставьте плюс.
5. Изучение нового материала.
У: Начинаем работать по первому пункту плана. Итак, что мы должны узнать? О: Узнать какие бывают типы текстов
У: Давайте посмотрим на слайд. Кто изображён на нём? (Кот)
У: Какого он цвета? Какого он размера? Какой он пушистый или гладкошёрстный? Какого цвета у него глаза?
У: Что сейчас мы с вами делали? (Описывали внешность кота)
У: Предположите, как может называться тип текста.
У: Первый тип текста называется описание. В нём описывается внешний вид человека, животного, картина природы, событие.
Отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
У: Саша прочитай текст.
У сороки есть прозвище – белобока. Голова, крылья, хвост у нее — черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
У: Это текст -описание. Потому что в этом тексте описывается её внешний вид.
У: Обратите внимание на слайд. Что делает кот на этих рисунках? (Умывается, кушает, спит)
У: Текст, в котором рассказывается, сообщается о последовательности событий, называется повествование.
У: Как вы думаете, к этому тексту какие можно задать вопросы: что случилось? что произошло? Когда произошло?
У: Сколько картин мы можем представить на основе этого текста? Правильно, на основе текста можно представить несколько последовательных картин. В центре повествования всегда стоит действие. Это действие развивается активно, поэтому в повествовании всегда много глаголов.
У: Лиза прочитай текст. У котов 24 уса, по 12 с каждой стороны. Зачем они коту? Усы помогают котам получать информацию обо всём, что их окружает. С их помощью коты, не видя или не касаясь предметов, различают их размер и форму. Усы помогают котам и в охоте. Ими коты определяют расстояние до мыши, то, как её удобнее схватить. Вот почему усы не только украшение, но и жизненно важный орган всех котов и кошек.
У: На какой вопрос отвечает этот текст? Этот текст отвечает на вопрос: зачем коту усы?
У: Тип текста, в котором объясняется, доказывается что-либо; говорится о причинах явлений, событий, называется - рассуждение.
О: Ребята, давайте проверим, правильно ли мы с вами определили типы текстов. Для этого посмотрите на 13 страницу учебника и посмотрите на схему.
У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей в изучении нового материала, то поставьте плюс.
6. Первичная проверка понимания нового материала.
У: Работа по второму пункту плана. Что мы должны сделать?
О: Научится определять тип текста.
Работа в парах.
У: Я подготовила для вас задание, вы будете работать в парах. У вас на столе лежит листок с текстом. Вам необходимо определить его тип.
Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом — лоб, потом — глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (А. Толстой)
У: Если вы закончили выполнять задание, то покажите правильной посадкой.
У: Какой тип текста ?
О: Повествование.
У: Ребята, оцените, пожалуйста, свою деятельность на данном этапе урока. Если у вам не возникло трудностей в определении типа текста, то поставьте плюс.
7. Практическая деятельность
Индивидуальная работа
Перед вами три вида текста. Прочитайте их.
1.Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
2. Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
3.Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
8. Рефлексия.
9. Итог урока.
У: Какая тема урока была сегодня?
У: Какую цель мы ставили?
У: Какое открытие вы сделали на уроке?
1 группа.
Текст – повествование.
Что? когда? где? произошло, случилось
Сообщается о последовательных действиях.
Обилие глаголов.
Слова-связки: однажды, потом, наконец.
когда, где, с кем …
что произошло, как развивались события.
чем все закончилось
2 группа.
Текст-описание.
Какой? какая? какое? какие?
Использование образных выражений, ярких сравнений.
Описание предмета, состояния, явления, места.
Изображение «замерло».
Обилие имен прилагательных.
3 группа.
Текст-рассуждение
Почему? зачем?
Содержит объяснение свойств, явлений, доказательство чего-либо.
Слова-связки: потому что, поэтому, значит, не случайно, во-первых, так как
утверждение
доказательство, объяснение
вывод, итог, результат
Отчёт групп, дополнения ответа другими группами.
Учитель. Мы вспомнили изученный материал, который вам необходим для выполнения заданий.