Центр профессионального образования «Развитие»
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
«Система защиты семьи и несовершеннолетних в Ростовской области»
Итоговая аттестация.
Исполнитель:
Каратаева Анна Евгеньевна
МБОУ СОШ (военвед)
г. Зернограда
Ростовская область
2018г.
Тема: «Какие мероприятия могут проводиться в школе в целях правового просвещения участников образовательного процесса»
Выдающиеся ученые и философы еще в прошлые века считали: единственное средство сделать народ счастливым - просветить его, показать ему пользу законов, гражданских прав и свобод, поэтому одним из направлений, осуществляемых ОДОД, является правовое просвещение, направленное на понимание учащимися, родителями и педагогами ценностей и принципов, лежащих в основе правовой системы.
Под правовым просвещением зачастую понимается особая деятельность по распространению знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека и о способах их реализации. Но к правовому просвещению следует относить и деятельность по формированию и повышению правового сознания, правовой культуры, умений в реализации прав и свобод.
Такое понимание представлено в документе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утв. 28.04.2011 № Пр-1168), утвержденном Президентом РФ. Основными целями государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых норм.
Таким образом, под содержанием правового просвещения понимается часть социального опыта в области правовой культуры и выделяется следующие ее составляющие: правовая грамотность, правовое мышление и правовая умелость.
Правовая грамотность: знакомство с сущностью понятий (закон, конституция, законодательство, нормативный акт, норма права, право); законодательными документами по социальной защите детей международного, федерального и регионального уровней. Развитие правовой грамотности осуществляется в ходе сравнительно-сопоставительного анализа документов.
Правовое мышление и умелость основываются на правовых знаниях и представляют собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Для развития правового мышления предусматривается разбор ситуаций, которые могут иметь место в реальной жизни. В ходе решения данных ситуаций люди учатся подключать правовые знания, проектировать свои действия на действительность, осознавать ценность личности, ее прав, свобод и обязанностей перед собой, обществом и государством, понимать естественную свободу человека и свободу человека в обществе.
Участниками образовательного процесса в системе образования являются обучающиеся, родители и педагоги.
Правовое просвещение детей особенно актуально в подростковом и юношеском возрасте, когда формируются личностные установки человека, но должно начинаться с более раннего возраста. Правовое просвещение способствует формированию социальной активности обучающихся, дают возможность правильно ориентироваться в жизни. Знание своих прав дает возможность детям чувствовать себя увереннее, помогает отстаивать свои интересы в образовании и личной жизни.
При участии различных специалистов в ОДОД может быть организована системная деятельность, ориентированная на становление личности обучающегося как сознательного носителя правовой свободы и обязанностей, правопослушного свободного гражданина, творческого соучастника развития демократического гражданского общества. В этом случае деятельность по правовому просвещению обучающихся включает:
- анализ нормативно-правовых документов различного уровня, обеспечивающих реализацию прав и свобод детей,
- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения интересов, прав, свобод детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации,
- разработку и реализацию комплексной программы освоения правовых основ всеми участниками образовательной деятельности,
- создание специальных право ориентированных программ развития детей на базе учебных дисциплин,
- формирование партнерских отношений ОДОД с организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей,
- разработку и реализацию системы мониторинга правовой развитости, воспитанности детей,
- и так далее.
Правовое просвещение родителей нацелено на повышение правовых знаний родителей, ориентированных на обеспечение защиты прав ребенка и обеспечение его безопасности. Деятельность по правовому просвещению родителей учащихся может быть предполагать:
- формирование у родителей учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения, личностных установок, основанных на современных правовых и моральных ценностях общества;
- профилактику социального сиротства и семейного неблагополучия, формирование культуры семейных отношений, актуализацию чувства родительской ответственности перед обществом и государством;
- на освещение актуальных вопросов становления правового пространства России, развитие интереса к вопросам правового образования, определение ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- развитие компетенции для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации гражданской позиции, и тому подобное.
Правовое просвещение педагогов направлено на повышение компетентности в области прав ребенка, в частности, в образовании, чтобы не допускать их нарушения в ходе организации педагогического процесса. Деятельность по правовому просвещению педагогов может включать:
- последовательное, осознанное принятие педагогическим коллективом ОДОД идеалов демократического гражданского общества и правового государства,
- активное творческое включение коллектива ОДОД в процесс демократического реформирования образования на основе освоения международных, федеральных, региональных документов о развитии гуманистического образования,
- приведение всей нормативно-правовой базы общественно-административного управления ОДОД в соответствие с демократическими принципами и положениями Конвенции о правах ребёнка,
- систематический поиск путей и механизмов наилучшего обеспечения приоритетности интересов детей в образовательной деятельности и устранения всех форм дискриминации их прав, развитие демократического, диалогического стиля общения и воспитания в ОДОД.
Правовое просвещение в образовательном учреждении - многоаспектная система деятельности, включающая различные формы деятельности:
- пропаганду права с использованием средств массовой информации (журналы, радио, телевидение, интернет),
- издание печатных материалов по юридической проблематике (стенгазеты, информационные листы, брошюры, комментарии законов и правовой практики);
- совместное изучение произведений литературы и искусства, посвященных правовым проблемам - кинофильмов, театральных постановок, романов и повестей российских и зарубежных писателей,
- устная правовая пропаганда – лекции, беседы, консультации, вечера вопросов и ответов, дискуссии и так далее,
- проведение ролевых и деловых игр, создание проектов, экскурсии в государственные учреждения.
Новый этап развития общества диктует необходимость переоценки и многих традиционных форм правового просвещения. Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать его развитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В следующей таблице приведены варианты организации правового просвещения участников образовательного процесса в ОДОД:
№ | Участники образовательного процесса | Содержание деятельности | Формы работы |
1 | Обучающиеся | Знакомство с локальными актами ОДОД (Устав, Правила поведения обучающихся, Правила аттестации т.п.). | Беседы, консультации. Издание печатных материалов (брошюры, информационные листы, стенгазеты). Лекции. Проведение ролевых и деловых игр и т.д. |
Реализация специальных правоориентированных программ развития детей на базе клубов, творческих объединений. | Все формы, предусмотренные общеобразовательной программой, в том числе в рамках сетевого взаимодействия с партнерскими организациями, осуществляющими деятельность по вопросам правового воспитания детей. |
| | Организация правового просвещения обучающихся образовательных учреждений поселка, города, района. | |
Привлечение обучающихся к государственно-общественным формам управления | Деятельность Управляющего совета ОДОД. |
2 | Родители | Знакомство с локальными актами ОДОД (Устав, Правила поведения обучающихся, Правила аттестации т.п.). | Родительские собрания. Беседы, консультации. Издание печатных материалов (брошюры, информационные листы, стенгазеты). Лекции. |
Привлечение родителей к государственно-общественным формам управления | Деятельность Попечительского совета, Управляющего совета ОДОД, родительского комитета творческого объединения и т.д. |
3 | Педагоги | Изучение нормативных актов, регламентирующих деятельность в конкретной образовательной организации (Устав, коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка и т.д.). | Самостоятельное изучение. Посещение курсов повышения квалификации. Консультации со специалистами. Педагогические советы. Учебно-практические семинары. Деловые игры и т.д. |
Изучение нормативных актов, регламентирующих педагогическую деятельность в целом (федеральных, региональных, муниципальных законов, приказов, распоряжений и т.д.). | |
| | Привлечение педагогов к государственно-общественным формам управления | Деятельность педагогического совета, методического совета, аттестационной комиссии, Попечительского совета, Управляющего совета ОДОД и т.д. |
В завершение отметим, что правовое просвещение, организованное в образовательном учреждении, служит росту общей юридической культуры и образованности педагогов, детей и их родителей, направлено на становление гражданского общества.