Просмотр содержимого документа
«Какие свойства присущи личности учителя?»
Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами , но в большей степени, чем любой другой человек. С этим можно согласиться. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащегося, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и
3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Однако все эти качества, прежде всего, должны сочетаться с любовью к детям, которая часто граничит с самоотверженностью, а иногда и с самопожертвованием, как это было с великим польским педагогом Янушем Корчаком.
Любовь к детям обязательно предполагает терпимость и уважение к ним , такт, эмоциональную культуру педагога, доброту и отзывчивость.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету (что всегда передается ученикам), смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом деле служит вера учителя в успех учеников. Только безнравственный учитель заявляет: « С меня и этого хватит». И только бездушный аполитичный учитель говорит об ученике: « С него и тройки достаточно!»
И наконец - общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. « Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».
А вот какие правила составил для себя великий педагог К.Д. Ушинский. Их стоит запомнить будущему учителю:
- совершенное спокойствие, по крайней мере, внешнее;
- прямота в словах и поступках;
- обдуманность действий;
-решительность;
-не говорить о себе без нужды ни единого слова;
- не проводить времени бессмысленно, делать то, что хочешь и надо, а не то, что случится;
- ни разу не хвастаться ни тем, что было , ни тем, что есть, ни тем, что будет.
За строками этих «заповедей» сразу угадывается личность человека. Не правда ли?