СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какой он, современный читатель?

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются проблемы современного читателя и пути их решения.

Просмотр содержимого документа
«Какой он, современный читатель?»

Какой он, современный читатель?

«Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать!» - всего лишь тридцать лет назад эти строки из стихотворения Валентина Берестова были девизом каждого дошкольника, а младшие школьники становились активными читателями.

Современность диктует свои условия и создает свои реалии…

Тридцать лет назад родители в первую очередь учили ребенка читать, так как чтение, наряду со спортивными секциями, составляло основу досуга ребенка. Читали все, читали все, читали запоем. Книги были в каждом доме, домашние библиотеки собирали, книгами обменивались…

Поликлиника, очередь, все утомлены, многие нервничают. В ожидании приема сидят мамы и дети разных возрастов. Подростки смотрят в телефон, не отрываясь, двухлетним-пятилетним ребятишкам мультики включают сами мамочки: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»…

Вечер, дом, взрослые пришли с работы, дети из садика и школы. У взрослых бесконечное «надо»: надо приготовить ужин, надо помыть, надо подготовиться к завтрашнему дню, надо проверить, хоть как-то, уроки у старших… А младшие, они же дети, у них же детство – у них бесконечные мультики. Опять же, «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало…» Потом все наверстаем… А потом начинаются сетования на то, что ребенка книгу не заставишь в руки взять.

Вопрос напрашивается сам собой: «А почему заставлять-то надо? Раньше сами же как-то брали…»

Все просто: культ книги сменил культ гаджетов.

Телевизор, планшеты, ноутбуки, телефоны стали полноправными членами семьи. Они обрушили на головы своих владельцев лаву бесконечной и легко доступной разнообразной информации. Удобно и трудиться не надо…

Так кто же такой читатель и что включает в себя читательская грамотность?

Совсем недавно, отвечая на эти вопросы, мы использовали классические формулировки из толковых словарей. Мы четко знали, что читатель – тот, кто читает, кто занят чтением каких-либо произведений, к нему обращены произведения письменности, а читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Отметьте, ключевым словосочетанием этих понятий является словосочетание «письменные тексты».

С понятием «современный читатель» не все так однозначно и определенно. Пока и понятия, как такового, нет, оно формируется и оформляется вместе с самим читателем, оно вариативно, пока лишь четко определяет неравнодушность человека и желание общаться.

Сами же современные читатели (учащиеся 9 классов) дают себе различные варианты определения, но многие из них сводятся к тому, что это затянутый рутиной человек, очень редко находящий время, чтобы взять в руки книгу и насладиться ее прочтением. Настоящий ценитель литературы при этом может послушать произведение в онлайн варианте, в данном случае, хоть и нельзя почувствовать запах книжных страниц, зато можно включить литературный текст фоном и заняться повседневными делами.

О, ужас, включить литературное произведение фоном!!!

Современная жизнь с ее технологиями и неправильным их использованием переворачивает все с ног на голову…

Если бы ребенок начинал читать с раннего детства, а не проводил часы свободного времени у телевизора, планшета или ноутбука, то, безусловно, не появлялась бы та жизненная рутина, о которой говорят девятиклассники, подразумевая постоянную подготовку к выпускным экзаменам, чтение учебной литературы и посещение бесконечных курсов, все бы происходило естественным путем.

Самое неприятное в этой истории с онлайн текстами, что у современного читателя в данном случае не работает зрительная память, не остается образа слова перед глазами, он не видит и не чувствует построение предложения.

Да, у всех разные вкусы, общество перенасыщено информацией и рекламой.

Именно по этому, безусловно, «нимфазориями» и «досадными укушетками» современности являются гораздо более прозаичные вещи, чем сказы Н.С. Лескова, тексты былин и древнерусская литература.

К сожалению, словарный запас становится меньше, зрительная память не всегда работает над анализом слова, часто она анализирует качество, структуру и «начинку» гаджета.

Что делать, спросите вы… Не запрещать же использование гаджетов в жизни человека?

Нет, не запрещать, мы и не сможем этого сделать, слишком основательно они вошли в нашу жизнь…

Мы, взрослые, сами даем детям этот аналог питательной смеси, так давайте же анализировать ее качество, не действовать по принципу «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало», плакать же потом мы начинаем…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!