Просмотр содержимого документа
«Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?»
«Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?»
Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.
Аристипп
Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.
Возникла потребность в подготовке активного, думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач, понимать и формулировать смыслы человеческой деятельности, обладающего установкой на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, ведущего здоровый и безопасный для себя и окружающих образ жизни, способного на эффективное социальное сотрудничество в условиях глобализации. Главное в образовательном процессе – это перспектива формирования нового типа человека, ориентированного в своих мнениях и действиях на диалог сотрудничества и взаимопонимания. В результате этого значительно возрастают требования к качеству образовательной подготовки обучающихся. Учитель в таких условиях стоит перед необходимостью совершенствования всех сторон обучения, но на первое место выходят проблемы совершенствования урока – основного процесса образовательного взаимодействия учителя и ученика.
Современный урок должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся, задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения обучающихся, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом.
Ключевые особенности ФГОС основного общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока в условиях реализации новых стандартов.
Специфика проектной деятельности обучающихся в значительной степени связана с ориентацией на получение проектного результата, обеспечивающего решение прикладной задачи и имеющего конкретное выражение. Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон: продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся, что соответствует ФГОС.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности является «приращение» в компетенциях обучающегося. Ценность учебно-исследовательской работы определяется возможностью обучающихся посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, занимающихся научным исследованием.
Учебно-исследовательская работа учащихся может быть организована по двум направлениям:
урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки; семинары; практические и лабораторные занятия, др.;
внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: научно-исследовательская и реферативная работа, интеллектуальные марафоны, конференции и др.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся может проводиться в том числе по таким направлениям, как:
исследовательское;
инженерное;
прикладное;
информационное;
социальное;
игровое;
творческое.

Учащийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а должен быть субъектом познавательной деятельности. Образовательный процесс должен быть направлен на поиск и развитие задатков, способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя должна быть активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции.
В деятельности учителя ведущую роль отводим проектной технологии, предполагая что, если метод проектов применять спланированной и постоянной составляющей частью образовательного процесса, то будут созданы условия для:
формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
развития индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
изменения роли учителя в образовательной среде;
более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.