Пояснительная записка по курсу« Физическая культура» для 2 класса на 102 часа
Рабочая программа по физической культуре разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы В. И. Лях «Физическая культура», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Цель программы:
1.Спланировать работу достижения предметных и метапредметных результатов из категории: ученик научится, ученик получит возможность научиться.
2. Развитие личности ученика средствами предмета.
Концепция (основная идея) программы
В соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная активность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.
Место курса в учебном плане
Учебный предмет изучается во 2 классе рассчитан на 102 часа. Третий час на преподавание был введен приказом Мин. Обр. науки от 30 августа 2010 года №889. В МБОУ «Каратузская СОШ» третий час за счет внеурочной деятельности «Путешествие по тропе здоровья»
Сроки реализации программы
Результаты освоения учебного предмета
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
· – формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
· – формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
· – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· – развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
· – формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· – развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
· – формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Метапредметные результаты:
· – овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
· – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
· – формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
· – определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
· – готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
· – овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты:
· – формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
· – овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
· – формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости)
· – взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
· – выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
· – выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Распределение учебного времени по разделам программы.
2 класс
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Знания о физической культуре | 9 |
2 | легкая атлетика | 24 |
3 | гимнастика с основами акробатики | 18 |
4 | подвижные игры, элементы спортивных игр | 30 |
5 | Внутрипредметный модуль «Путешествие по тропе здоровья» | 21 |
Количество уроков в неделю | 3 |
Количество учебных недель | 34 |
Итого | 102 |
Содержание тем учебного курса
2 класс
Знания о физической культуре Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).
Способы физкультурной деятельностиВыполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.
Гимнастика с основами акробатики Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».
Акробатические упражнения: из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях. Гимнастические упражнения прикладного характера танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.:
Легкая атлетика равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов .Метание. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой. Метание: малого мяча на дальность из-за головы
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка».
На материале раздела «Спортивные игры».Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне». Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».
Система мер здоровьесберегающего характера
Для того чтобы дети не уставали на уроке, проводятся физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, точечный массаж для повышения иммунитета, точечный массаж для профилактики простудных заболеваний, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения, комплекс физических упражнений для профилактики заболеваний органов дыхания.
В начале каждого мы проговариваем с комментированием пословицы и поговорки о здоровье. Например, Береги платье снову, а здоровье смолоду. Болен — лечись, а здоров — берегись. Здоровье дороже денег: здоров буду — и денег добуду и т.п
Уровень физической подготовленности
Уровень физической подготовленности 2 класс
Контрольные упражнения | Уровень |
| Мальчики | Девочки |
| высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз | 14 – 16 | 8 – 13 | 5 – 7 | 13 – 15 | 8 – 12 | 5 – 7 |
Прыжок в длину с места, см | 143 – 150 | 128 – 142 | 119 – 127 | 136 – 146 | 118 – 135 | 108 – 117 |
Наклон вперед, не сгибая ног в коленях | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,0 – 5,8 | 6,7 – 6,1 | 7,0 – 6,8 | 6,2 – 6,0 | 6,7 – 6,3 | 7,0 – 6,8 |
Бег 1000 м | Без учета времени |
Целью внутрипредметного модуля «Крепыши» является формирование у учащихся 2 класса основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, что соответствует цели физического воспитания учащихся по базовому компоненту. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактику плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию, выработку устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;
овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;
выработку представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
В основу структуры вариативной части рабочей программы для кружка Спортландия, положена программа, рекомендованная Департаментом образования г. Москвы. Автор доктор педагогических наук В.И. Лях.
В данной программе использованы следующие методы и формы обучения:
Знания о физической культуре. Групповые и игровые формы работы.
Ползание, ходьба на лыжах, как жизненно важные способы передвижения человека.
Фронтальная форма работы. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Физические упражнения. Групповые и игровые формы работы, фронтальная форма работы. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Игровые формы работы. Самостоятельные занятия. Составление режима дня.
Групповые и индивидуальные формы работы. Выполнение простейших комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Планируемые результаты:
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
-приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
-воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
-воспитание нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности.
- воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности,
формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств,
формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения
Календарно - тематический план
1.Вводный урок. Знакомство с техникой безопасности 1 ч.
2.Освоение строевых упражнений. 1 ч.
3.Организация команды и приёмы строевых упражнений.1 ч.
4.Упражнения для развития быстроты 1 ч.
5.Упражнения для развития силы (мышц ног, рук, туловища) 1 ч.
6.Упражнения для развития ловкости 1 ч.
7.Прыжки на двух ногах на месте, с поворотами на 90 1 ч
8.Прыжки на двух ногах на месте, с поворотами на 90, с продвижением вперёд ч.1
9.Упражнения и прыжки со скакалкой1 ч.
10.Лазание по канату. Отработка навыка.1 ч.
11.Упражнения в висе на малой перекладине. Подвижные игры1 ч.
12.Прыжки в высоту на месте с касанием подвешенных ориентиров.1 ч.
13.Упражнения для развития гибкости 1 ч.
14.Упражнения на гимнастической стенке в сгибании и выпрямлении рук.1 ч.
15.Упражнения для развития выносливости 1 ч.
16.Упражнения на расслабление 1 ч.
17.Упражнения для формирования осанки 1 ч.
18.Преодоление гимнастической полосы препятствий1 ч.
19.Упражнения на развитие статического и динамического равновесия1 ч.
20.Преодоление гимнастической полосы препятствий1 ч.
21.Игры эстафеты с различными предметами.1 ч.
Календарно – тематическое планирование по физической культуре во 2 классе
№ урока | Тема урока | Часы | План | Факт | Примечание |
1 | Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 03.09 | | |
2 | .Развитие силовых способностей и прыгучести. Прыжки. | 1 | 04.09 | | |
3 | Высокий старт, прыжок в длину с места и с разбега. | 1 | 06.09 | | |
4 | Развитие координационных способностей Эстафеты. | 1 | 10.09 | | |
5 | Развитие скоростных способностей. | 1 | 11.09 | | |
6 | Развитие скоростной выносливости. | 1 | 13.09 | | |
7 | Развитие скоростно-силовых способностей, метание. | 1 | 17.09 | | |
8 | Развитие координационных способностей. | 1 | 18.09 | | |
9 | Развитие силовой выносливости. Преодоление полосы препятствий с использованием бега | 1 | 20.09 | | |
10 | Развитие координационных способностей. | 1 | 24.09 | | |
11 | Развитие скоростно-силовых способностей, метание. | 1 | 25.09 | | |
12 | Развитие координационных способностей. | 1 | 27.09 | | |
13 | Развитие силовой выносливости. Кроссовая подготовка | 1 | 01.10 | | |
14 | Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. | 1 | 02.10 | | |
15 | Мозг и нервная система | 1 | 04.10 | | |
16 | Развитие координационных способностей при передаче мяча. | 1 | 08.10 | | | | |
17 | Развитие умения передачи мяча в различных направлениях | 1 | 09.10 | | | |
18 | Закрепление и совершенствование навыков в прыжках. | 1 | 11.10 | | | |
19 | Закрепление навыков в прыжкахна двух ногах, с продвижением вперед. | 1 | 15.10 | | | |
20 | Развитие ориентирования в пространстве. | 1 | 16.10 | | | | |
21 | Совершенствование навыков в прыжках. | 1 | 18.10 | | | |
22 | Совершенствование метания на точность. | 1 | 22.10 | | | |
23 | Метание. Развитие внимания. | 1 | 23.10 | | | |
24 | Развитие скоростно – силовых способностей. | 1 | 25.10 | | | |
25 | Скоростной бег на скорость | 1 | 29.10 | | | |
26 | Эстафеты с передачей малого мяча. | 1 | | | | |
27 | Комплексное развитие координационных способностей. | 1 | | | | | |
28 | Перебрасывание мяча через сетку в парах | 1 | | | | |
29 | Закрепление и совершенствование перебрасывания мяча ч/з сетку | 1 | | | | |
30 | Овладение элементарными умениями при прыжках ч/з скакалку. | 1 | | | | |
31 | Закрепление Элементарных умений при прыжках ч/з скакалку | 1 | | | | |
32 | Комплексное развитие координационных способностей. | 1 | | | | |
33 | Упражнения на развитие координации | 1 | | | | |
34 | Ведение мяча. | 1 | | | | |
35 | Ловля и передача мяча. | 1 | | | | | |
36 | Реакция на летящий мяч. | 1 | | | | |
37 | Развитие кондиционных и координационных способностей. | 1 | | | | |
38 | Упражнения на развитие кондиционных способностей. | 1 | | | | |
39 | Развитие ловкости при броске мяча в корзину. | 1 | | | | |
40 | Совершенствование навыка ловли и передачи мяча в парах | 1 | | | | |
41 | Игровые задания на овладение командными навыками. | 1 | | | | |
| |
42 | Совершенствование умений в ведении мяча. | 1 | | | | | |
43 | Совершенствование умений в ловле. | 1 | | | | |
44 | Совершенствование умений в передачах и ведении мяча. | 1 | | | | |
45 | Пища и питательные вещества | 1 | | | | |
46 | Знания о физической культуре. | 1 | | | | |
47 | Вводный урок. Знакомство с техникой безопасности | 1 | | | | |
48 | Упражнения для развития ловкости | 1 | | | | |
49 | Освоение строевых упражнений. | 1 | | | | | |
50 | Организация команды и приёмы строевых упражнений. | 1 | | | | |
51 | Упражнения для развития быстроты | 1 | | | | |
52 | Упражнения для развития силы (мышц ног, рук, туловища) | 1 | | | | |
53 | Прыжки на двух ногах на месте, с поворотами на 90 | 1 | | | | |
54 | Прыжки на двух ногах продвижением вперёд, на месте с | 1 | | | | |
55 | Упражнения и прыжки со скакалкой. | 1 | | | | |
| |
56 | Лазание по канату. Отработка навыка. | 1 | | | | | |
57 | Упражнения в висе на малой перекладине. | 1 | | | | |
58 | Подвижные игры. | 1 | | | | |
59 | УУ Упражнения на гимнастической стенке в сгибании и выпрямлении рук. | 1 | | | | |
60 | Упражнения развития гибкости для | 1 | | | | |
61 | Упражнения для развития выносливости. | 1 | | | | |
62 | Упражнения на расслабление. | 1 | | | | |
| | |
63 | Упражнения для формирования осанки | 1 | | | | | |
64 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. Расширение знаний по теме | 1 | | | | |
65 | Упражнения на развитие статического и динамического равновесия. | 1 | | | | |
66 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | 1 | | | | |
67 | Преодоление гимнастической полосы препятствий. | 1 | | | | |
68 | .Вода и питьевой режим | 1 | | | | |
69 | Режим дня и личная гигиена. | 1 | | | | |
70 | Техника безопасности на уроках гимнастики с элементами акробатики. | 1 | | | | | |
71 | Освоение навыков акробатических упражнений. | 1 | | | | |
72 | Акробатические упражнения. Совершенствование | 1 | | | | |
73 | Развитие координационных способностей при лазании, перелезании и переползании. | 1 | | | | |
74 | Развитие координационных способностей при переползании. | 1 | | | | |
75 | Освоение висов | 1 | | | | |
76 | Освоение висов и упоров. | 1 | | | | |
77 | Освоение строевых упражнений. | 1 | | | | |
78 | Освоение навыков равновесия. | 1 | | | | |
79 | Упражнения на освоение навыков равновесия | 1 | | | | |
80 | Освоение танцевальных элементов. | 1 | | | | |
81 | Освоение танцевальных элементов, координационных и силовых способностей | 1 | | | | |
82 | Развитие силы. | 1 | | | | |
83 | Развитие гибкости. | 1 | | | | |
84 | Развитие координационных способностей. | 1 | | | | | |
85 | Развитие силы и ловкости. | 1 | | | | |
86 | Заключительный урок по гимнастике. | 1 | | | | | |
87 | «История спортивных игр». | 1 | | | | |
88 | Техника безопасности на уроках лёгкой атлетики. | 1 | . | | | |
89 | Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей. | 1 | | | | |
90 | Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей. | 1 | | | | |
| | |
91 | Развитие скоростно-силовых способностей. | 1 | | | | | |
92 | Развитие координационных способностей . | 1 | | | | |
93 | Совершенствование скоростно-силовых способностей, метание. | 1 | | | | |
94 | Развитие координационных способностей. | 1 | | | | |
95 | Развитие силовой выносливости. | 1 | | | | |
96 | Кроссовая подготовка | 1 | | | | |
97 | Развитие выносливости. | 1 | | | | |
98 | Развитие координационных способностей в прыжках | 1 | | | | | |
99 | Развитие координационных способностей. Прыжок в длину. | 1 | | | | |
100 | Кроссовая подготовка Развитие выносливости. | 1 | | | | | |
101 | Кроссовая подготовка Развитие выносливости. | 1 | | | | |
102 | Режим дня. Безопасные подвижные игры на улице. | 1 | | | | |