Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству для учащихся 3-его класса составлено на основе рабочей программы по учебному предмету «Изобразительное искусство», разработанной на уровень начального общего образования.
Учебник: Горяева Н.А., Гуров Г.Е., Кобозев ««Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас»». 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, - М.: Просвещение, 2014
КТП рассчитано на 34 ч.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
3 класс
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
представление о своей гражданской идентичности через принятие образа Родины, представление о ее богатой истории, о культурном наследии России;
основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными произведениями разных эпох, стилей и жанров;
первоначальные навыки оценки и самооценки художественного творчества.
Учащийся получит возможность для формирования:
умения реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач;
Регулятивные УУД
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную, в том числе художественно-творческую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и собственным замыслом работы, различая способ и результат собственных действий;
выполнять действия в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах коллективной деятельности.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы с учетом характера сделанных ошибок;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебной (художественной) задачи
Познавательные УУД
Учащийся научится:
осуществлять поиск информации в справочном материале учебника и в дополнительных источниках;
использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
использовать примеры иллюстраций при обсуждении особенностей творчества того или иного художника;
представлять информацию в виде небольшого сообщения;
выбирать способы решения художественной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
самостоятельно расширять свои представления о живописи;
соотносить различные произведения по настроению и форме;
строить свои рассуждения о воспринимаемых свойствах искусства;
работать со схематическим изображением, соотносить его с рисунком, картиной;
сравнивать средства художественной выразительности в разных видах искусства
Коммуникативные УУД
Учащийся научится:
выражать свое мнение о произведении живописи;
принимать активное участие в различных видах совместной деятельности;
понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;
принимать мнение, отличное от своей точки зрения, стремиться к пониманию позиции другого человека.
Учащийся получит возможность научиться:
понимать значение изобразительного искусства в передаче настроения и мыслей человека, в общении между людьми;
продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми на уроке и во внеурочной деятельности;
использовать речь для передачи информации, для регуляции своего действия и действий партнера;
проявлять творческую инициативу в коллективной творческой деятельности.
Предметные результаты
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Учащийся научится:
передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
расширять свои представления о русских и зарубежных художниках;
различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер и эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;
расширять свои представления о ведущих музеях России и музеях своего региона.
Учащийся получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств;
различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления художественной культуры вокруг себя: музеи, архитектура, зодчество, скульптура, декоративное искусство в театре, дома, на улице, в быту;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу, человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Учащийся научится:
изображать несложные композиции передачи пространства на плоскости;
использовать вертикаль и горизонталь для построения главных предметов композиции;
понимать на доступном уровне роль белой и черной красок; света, полутени, тени и рефлекса в живописи;
пользоваться перспективой и пропорциями предметов при их построении;
распознавать разнообразие природных форм и передавать их на плоскости;
различать контрасты в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
передавать движение предмета на плоскости;
изображать построение архитектурных форм;
смешивать краски, разбеляя или затемняя их, для создания множества новых оттенков.
передавать образ человека в разных культурах;
выполнять простые рисунки с помощью компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Учащийся научится:
выбирать художественные материалы и средства художественной выразительности для создания образа природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике, скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, ускоренные способы действия
представлять и изображать быт, жилище, одежду и окружение в русской народной традиции
изображать узоры и орнаменты других народностей.
Учащийся получит возможность научиться:
эмоционально и личностно воспринимать шедевры мирового и русского искусства;
работать с разнообразными художественными материалами, в том числе в смешанной технике.
Содержание учебного предмета
3 класс
Раздел учебной программы | Основное содержание раздела рабочей программы | Количество часов |
Виды художественной деятельности (содержание учебного материала) | Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). - Представления народа о женской и мужской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа Образ человека в традиционной культуре. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. | 14ч. |
Азбука искусства. Как говорит искусство? (обучение основам художественной грамоты) | Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. Простые геометрические формы. Природные формы. - Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт | 4ч |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? (эмоционально-ценностная направленность тематики заданий) | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Единство декоративного строя в украшении костюма. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых и удобных видов транспорта. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Художественное конструирование и оформление помещений. Связь изобразительного искусства с былинами, сказаниями, сказками Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами Образ человека в традиционной культуре Образ человека в искусстве разных народов Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек Жанр-пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Представление человека о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. | 16ч |
Опыт художественно-творческой деятельности (виды и условия деятельности) | Участие в различных видах изобразительной, декоративно- прикладной и художественно‑ конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно ‑ прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Содержание данного раздела реализуется на каждом уроке в комплексе с содержанием предыдущих разделов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сокращения в тематическом планировании:
Виды худ деятельности - виды х.д.
Азбука искусства - азб.иск
Значимые темы искусства - зн.темы
3 класс
№ п/п | Раздел | Тема, элементы содержания | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1 четверть (9 часов) Азбука искусства- 2ч; Виды художественной деятельности - 3ч., Значимые темы искусства - 4ч. Опыт художественно-творческой деятельности |
| Виды х.д. | Твои игрушки. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. | 1 | | |
| Виды х.д. | Посуда у тебя дома. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). | 1 | | |
| Зн темы | Обои и шторы у тебя дома. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта. | 1 | | |
| Виды х.д. | Мамин платок. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение костюма) | 1 | | |
| Зн темы | Твои книжки. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. | 1 | | |
| Аз.иск | Открытки. Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. | 1 | | |
| Зн темы | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма | 1 | | |
| Зн темы | Памятники архитектуры. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. | 1 | | |
| Аз.иск | Парки, скверы, бульвары. Композиционный центр. Главное и второстепенное в композиции. | 1 | | |
2 четверть (7 часов) Азбука искусства- 2ч; Значимые темы искусства - 4ч. Виды художественной деятельности - 1ч Опыт художественно-творческой деятельности |
| Аз.иск | Ажурные ограды. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. | 1 | | |
| Аз.иск | Волшебные фонари. Простые геометрические формы. Природные формы. | 1 | | |
| Зн темы | Витрины. Единство декоративного строя в украшении костюма. | 1 | | |
| Зн темы | Удивительный транспорт. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых и удобных видов транспорта. | 1 | | |
| Зн темы | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. | 1 | | |
| Зн темы | Художник в цирке. Художественное конструирование и оформление помещений. | 1 | | |
| Виды х.д. | Художник в театре. Представления народа о женской и мужской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях | 1 | | |
3 четверть (10 часов) Виды художественной деятельности - 5ч.; Значимые темы искусства - 5ч. Опыт художественно-творческой деятельности |
| Зн темы | Театр на столе. Связь изобразительного искусства с былинами, сказаниями, сказками | 1 | | |
| Зн темы | Театр кукол. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами | 1 | | |
| Виды х.д. | Мы – художники кукольного театра. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа | 1 | | |
| Зн.темы | Конструирование сувенирной куклы. Образ человека в традиционной культуре. | 1 | | |
| Зн темы | Театральные маски. Образ человека в искусстве разных народов | 1 | | |
| Зн темы | Конструирование масок. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек | 1 | | |
| Виды х.д. | Афиша и плакат. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа | 1 | | |
| Виды х.д. | Праздник в городе. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека, в организации его материального окружения | 1 | | |
| Виды х.д. | Школьный карнавал (обобщение темы) Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. | 1 | | |
| Виды х.д. | Музей в жизни города. Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства | 1 | | |
4 четверть (8 часов) Виды художественной деятельности - 5ч.; Значимые темы искусства - 3ч. Опыт художественно-творческой деятельности |
| Виды х.д. | Картина — особый мир. Особенности художественного творчества: художник и зритель. | 1 | | |
| Зн темы | Картина-пейзаж. Жанр-пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. | 1 | | |
| Зн темы | Картина-портрет. Жанр портрета. Образ человека в разных культурах мира. Представление человека о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. | 1 | | |
| Зн темы | Картина - натюрморт. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. | 1 | | |
| Виды х.д. | Картины исторические и бытовые. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. | 1 | | |
| Виды х.д. | Скульптура в музее и на улице. Объем - основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры | 1 | | |
| Виды х.д. | Скульптура в музее и на улице. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа. | 1 | | |
| Виды х.д. | Художественная выставка (обобщение темы). Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. | 1 | | |