СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно тематическое планирование кубановедения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно тематическое планирование кубановедения»

СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

_______________ Р.В.Куликов

подпись Ф.И.О.

30 августа 2019 года









Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 4 г. Славянска-на-Кубани

муниципального образования Славянский район



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ


по _______Кубановедению_________

(указать учебный предмет, курс)


Класс ______7А,7Б, 7В______


Учитель Половцева А.Н.


Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час;


Планирование составлено на основе рабочей программы Вдовина А.С., утвержденной на педагогическом совете школы от «31» августа 2017г. протокол № 1


В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования



Учебник: Кубановедение: Учебное пособие для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Б.А. Трехбратов, ЮМ. Бодяев, В.В Бондарь.. – Краснодар: Перспективы образования, 2017 .












Календарно- тематическое планирование по кубановедению 7 класс. (34 часа)

п

урока

Содержание,

(разделы, темы)

Кол-во

час


Дата

Материально-

техническое

оснащение

Универсальные учебные действия (УУД),

проекты, ИКТ-компетенции,

межпредметные понятия

План

факт

Введение (1 ч)

1

Земля отцов - моя земля.

1

2.09-7.09.2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Называть основные события истории Кубани в древности и в Средние века. Приводить примеры зависимости уровня развития общества, хозяйства, культуры народов, проживающих в регионе, от окружающей среды. Объяснять разницу между природным территориальным ком­плексом и народнохозяйственным.

РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА КУБАНИ. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА (10 ч)

Тема 1. Степи

2

Природно-хозяйственные комплекс Азово – Кубанской равнины.

1

9.09-14.09.2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий степь, галофит, сопка. Характеризовать расположение степной зоны на территории Краснодарского края. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Азовское море, Приазовскую низменность. Харак­теризовать особенности природы степной зоны. Показывать на карте степные реки Понуру, Кочеты, Кирпипи, Бейсуг, Челбас, Албаши, Ясени, Ею; лиманы Курчанский, Ахтанизовский; озёра Ханское, Голубицкое, Солёное. Характеризовать природные особенности Таманского полуострова и Закубанской равнины. Показывать на карте реки Абин, Иль, Хабль. Комментировать высказывание: «Чернозёмные почвы - бо­гатство Краснодарского края». Называть представителей рас­тительного и животного мира степи.

3

Природа таманского полуострова и Закубанской равнины.

1

16.09-21.09.2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий Сопка, галогофиты, грязевой вулкан, лиман, плавни. Характеризовать природные комплексы Таманского полуострова и Закубанской равнины, объяснять причины сходства и различий, показывать на карте реки: Абин, Иль, Хабль, Адагум, Афипс, а также озера: Соленое, Голубицкое, Объяснять происхождение географических названий, рассказывать об, особенностях животного и растительного мира Закубанья и Таманского полуострова.

4

Освоение человеком степной зоны.

1

23.09-282019.09.


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Объяснять понятия ветровая эрозия, структура почвы, севооборот, мелиорация. Называть причи­ны изменения естественного облика степей. Рассказывать о влиянии человека на природу Азово-Кубанской равнины, Таманского полуострова и Закубанья. Объяснять причины угасания степных рек. Рассказывать о мерах, которые не­обходимо принимать для сохранения природных комплексов степной зоны.

Тема 2. Предгорья и горы Западного Кавказа.

5

Особенности природных условий предгорий Западного Кавказа.

1

30.09-5.10. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Объяснять понятия эндемик, реликт. Рассказывать об особенностях природы предгорий и гор Кавказа. Показывать на карте Кубань и её притоки: Белую, Пшиш, Уруп, Лабу. На­зывать и показывать на карте самую высокую точку в преде­лах края - гору Цахвоа (3345 м), реку Мзымту, озеро Кардывач. Называть представителей животного и растительного мира (в том числе реликты и эндемики) предгорий и гор.

6

Природа горной части края.

1

7.10.-12.10. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий Эндемики, реликты, злаки. Объяснять , в чеи заключается своеобразие природных условий горной части Краснодарского края. Называть высотные пояса в горах кавказа. Показывать на карте гору Цахвоа.

Характеризовать живой мир; приводить притеры эндемичных и реликтовых видов растений и животных. Анализировать влияние природных условий горной местности на образ жизни и здоровье человека.

7

Влияние деятельности че­ловека на природу предгорий и гор.

1

14.10-19.10. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу предгорий и гор. Сравнивать занятия жителей степ­ной зоны и горной части края. Приводить примеры влияния высоты гор на занятия и образ жизни людей. Предлагать варианты разумного использования природных богатств.

Тема 3. Природа Азовского и Черноморского побережий Краснодарского края.

8

Природно-хозяйственный комплекс Азовского побережья .

1

21.10-26.10. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Объяснять понятия лиманы, плавни, нерестилища, щели, бонсай Характеризовать природные особенности Азовского побережья. Называть и показывать на карте наиболее крупные косы и лиманы наберегу Азовского моря. Определять роль лиманов в формировании природного комплекса Приазовья. Давать оценку Хозяйственной деятельности на территории Приазовья. Показывать на карте административные районы и крупные населенные пункты Краснодарского края, расположенные на Азовском побережье. Учится прогнозировать изменение природно – хозяйственных комплексов во времени на примерах территории Приазовья.

9

Черноморское побережье. Природа и хозяйственное освоение.

1

4.11-9.11. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий пляжная полоса, бонсай Характеризовать географическое положение и природные особенности Черноморского побережья в пределах Краснодарского края. Называть и показывать на карте реки Мзымту, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшаду, Вулан, озёра Абрау, Чембурка. Рассказывать о происхождении некоторых географических названий. Называть представителей животного и растительного мира морских побережий. Характеризовать занятия жителей При­азовья и Черноморского побережья.

Тема 4. Моря

10

Чёрное море.


1

11.11-16.11. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Объяснять понятия буны, конвенция, конвенция. Характеризовать природные особенности и географическое положение Черноморского бассейна. Сравнивать черное море с другими морями России; устанавливать черты сходства и различия. Раскрывать роль и значение Черного моря в развитии кубанского региона. Рассказывать об обитателях Черноморского побережья .Называть основные причины нарушения природного равновесия в Азово- Черноморском бассейне. Предлагать меры по сохранению экосистемы.


11

Азовское море.

1

18.11-23.11. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий биомасса, планктон. Характеризовать природные особенности Азовского моря. Объяснять в чем состоит е уникальность и своеобразие водоема. Раскрывать роль и значение Азовского моря в развитии кубанского региона. Готовить проект об экологических проблемах и охране природы Азово – Черноморского бассейна

Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час.

12

Природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на территории Краснодарского края.

1

25.11-30.11. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Называть основные природно хозяйственные комплексы, Сформировавшиеся на территории Краснодарского края. Знать в чем заключается своеобразие каждого из них. Характеризоватьсовременное состояние природных компонентов равнин и горной части края. Оцениватьроль деятельности человека в изменении природного облика кубанского региона.

РАЗДЕЛ П. ИСТОРИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ XVIXVII В. (13 Ч.)

Тема 5. Турецкие и крымско -татарские поселения на Кубани

13

Турецкие и крымско-татар­ские поселения в Прикубанье и Северо Восточном Причерноморье.

1

2.12-7.12. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Рассказывать о турецких и крымско-татарских городах на тер­ритории Кубани. Показывать на карте Тамань, Темрюк, Ачу, Агджи, Суджук и Каплу (Копыл). Характеризовать особенности быта населения, торговых отношений в турецких крепостях.

Тема 6. Население кубанских земель в конце XVIXVII В

14

Население кубанских земель в конце XVIXVII В

1

9.12-14.12. 2019


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Характеризовать образ жизни народов, населявших Кубань. Устанавливать связь между природными условиями прожирания и хозяйственной деятельностью. Определять территорию проживания народов по исторической карте. Представлять проект по изучаемой теме.

15

Адыги в конце 16 - 17 веков Традиционные занятия адыгского населения


1

16.12.-21.122019




Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать особенности хозяйственной деятельности адыгов. Рассказывать о традиционных занятиях населения. Объяснять почему торговля была меновой и что препятствовало развитию денежных отношений.

16

Материальная культура и быт адыгов.


1



23.12-28.12. 2019





Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятия аул. Состав­лять описание жилища черкесов. Называть традиционные блюда адыгейской кухни. Описывать одежду и оружие чер­кесов. Объяснять, каким образом оружие и одежда отражали социальное неравенство среди адыгов.

17

Военизированный уклад жизни черкесов

1

13.01-18.01. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий наездничество, система набегов. Называть факторы, способствовавшие формированию военизированного уклада жизни адыгов. Раскрывать цели набегов и рассказывать, как распределялась добыча. Делать вывод о роли набегов в жизни адыгского общества.

18

Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначе­ство, взаимопомощь. Аталычество.


1


20.01-25.01. 2020





Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятий куначество, кунацкая. Рассказывать об особенностях обычаев гостеприимства и куначества у горцев. Объяснять, в чём проявлялась главен­ствующая роль старших в адыгском обществе. Высказывать своё отношение к обычаям горцев.

19

Духовная культура Адыгов. Устное народное творчество, обряды и праздники


1



27.01-1.02. 2020





Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Определять значение нартского эпоса. Называть и характеризовать основные жанры адыгского фольклора. Раскрывать своеобразие религиозных верований адыгов.

20

Ногайцы – кочевники Прикубанья.

1



3.02.-8.02. 2020



Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Раскрывать значение понятия Ногайская Орда. Характеризовать ее отношения с Россией и крымским ханством. Показывать на карте территории кочевий ногайцев.

21

Традиционные занятия и материальная культура ногайцев.

1

10.02-15.02. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Характеризовать повседневную жизнь кубанских ногайцев. Сравнивать жилища кочевников с жилищами соседних народов. Рассказывать, как выглядели постоянные жилые дома оседлых ногайцев. Описать мужской и женский костюм ногайцев, описывать традиционные блюда ногайской кухни.Готовить проекты по изученной теме.

22

Духовная культура ногайцев.


1

17.02-22.02. 2020



Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

.Раскрывать значение понятий «Эдиге» хаджи, зякат, ураза, шариат. Характеризовать особенносчти устного навродного творчества ногайцев. Рассказывать о героическом эпосе «Эдиге» и отражения в нем истории ногайского народа.

Тема 6. Освоение Кубани русскими переселенцами в XVII

23

Начало освоения Кубани русскими переселенцами.


1


24.02-29.02. 2020





Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»

Рассказывать о первых этапах освоения Кубани русскими переселенцами. Показывать на карте места проживания казаков-некрасовцев. Комментировать взаимоотношения некрасовцев и царской администрации Объяснять понятия обычное право, батог, богохуль­ство, святотатство. Рассказывать о демократических порядках в обществе некрасовцев и «Заветах Игната». Назы­вать основные виды хозяйственной деятельности.

24

Борьба России за укрепление южных рубежей. Осада Азова и ее уроки.

1

2.03-7.03. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»

Объяснять значение понятия Османская империя. Раскрывать основные задачи внешней политики Российского государства на юге России в конце 17 века. Рассказыватьоб Азовском походе 1695г, назвать причины неудач русской армии.

25

Подвиг донцов и хоперцев

1

9.03-14.03. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»

Рассказывать о героических действиях донцов и хоперцев в битве с турецкой эскадрой, и при взятии Азова. Раскрывать роль казаков в решении внешнеполитических задач Росссии на южном направлении. Объяснять каким образом история Хоперского полка связана с историей Кубанского казачьего войска.

Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час.

26

Население Кубани в конце XVIXVII В

1

16.03-21.03. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»

Показывать на карте территорию проживания адыгов и места кочевий ногайцев. Характеризовать материальную и духовную культуру и быт народов, населявшихкубанские земли в конце 16 = 17 века. Комментировать обычаи и традиции адыгов. Иметь представление об устном народном творчестве.

РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В « КНИГЕ БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ» В ЗАПИСКАХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, В ТРУДОХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, В ДОКУМЕНТАХ. (3 часа)


27

Кубанская тематика в книге «Большому чертежу»


1

30.03-4.04. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея».

Рассказывать о первых картах Российского государства. Знать историю создания «Книги Большому чертежу», называть имяее автора – А. Мезенцева. Делать вывод о значении его работы для изучения географии Кубани

28

Кубанская тематика в записках католических миссионеров, в документах.


1

6.04-11.04. 2020



Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»,

Объяснять значение понятий миссионер, миссионерская деятельность. Рассказывать о католических миссионерах конца 16 -17 века, побывавших на территории Кубани. Называть их произведения, содержащие сведения о кубанской земле.

29

Кубанские страницы «Книги путешествия «Эвлии Челеби.


1


13.04-18.04. 2020




Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»

Рассказывать о начале новой Русско-турецкой войны и раз­громе армии Батал-паши. На основе текста учебника состав­лять рассказ о взятии Анапы. Комментировать итоги Ясского мирного договора.

Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час.

30

Кубань в конце XVIXVII В

1

20.04-25.04. 2020


Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея»

Характеризовать основные события, проихошедшие на территории Кубани в конце 15 -16 века. Раскрывать особенности быта, традиций, материальной и духовной культуры народов проживавших на кубанской земле в этот период.

РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ЧАСА)

31

Освоение черноморскими казаками земель Кубани. Казак без веры не казак.

1

27.04-2.05. 2020


Видео фильм.

Усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Формирование мышления при работе с текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к духовному и историческому про­шлому родного края. Описывать возрождение Православия на Кубани после переселения черноморских казаков. Рассказывать о православной вере казачества, походных церквях казачества, учреждении епархии Кавказской и Черноморской. Называть Иеремия (Соловьев), Иоаникий (Образцов), свт. Игнатий (Брянчанинов).

32

Духовные покровители казачества

1

4.05-9.05. 2020


Презентация «Духовные покровители казачества»

Называть почитаемых святых и небесные покровителей казачества: Святой великомученик Георгий Победоносец и Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. Свято-Георгиевские и СвятоНикольские храмы на Кубани.

33

Старейшие храмы на Кубани.

1

11.05-16.05. 2020


Видео фильм «Старейшие храмы на Кубани»

Описывать Свято-Покровский храм в Тамани – один из первых храмов на Кубани. Знать историю его возникновения и особенности устройства, образ Богородицы в культурных традициях и храмовом строительстве Кубанских казаков, богородичные праздники и их отражение в названиях храмов и станиц Кубани. Находить на карте и описывать старейшие деревянные храмы Кубани.

34

Духовный подвиг русского воинства.

1

18.05-22.05. 2020


Видео фильм «Духовный подвиг русского воинства»

Характеризовать духовный облик русского воина (жизнь, отданная Богу, царю и Отечеству). Знать покровителей казаков: Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Кубанского казачьего войска. Димитрий Донской; святой воин Феодор Ушаков; святой праведный Иоанн Русский. Называть полкового священника Кубанского казачьего войска Константина Образцова, рассказывать о духовном подвиге воина Евгения Родионова.