подпись Ф.И.О.
№п урока | Содержание, (разделы, темы) | Кол-во час | Дата | Материально- техническое оснащение | Универсальные учебные действия (УУД), проекты, ИКТ-компетенции, межпредметные понятия |
План | факт |
Введение (1 ч) |
1 | Земля отцов - моя земля. | 1 | 2.09-7.09.2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Называть основные события истории Кубани в древности и в Средние века. Приводить примеры зависимости уровня развития общества, хозяйства, культуры народов, проживающих в регионе, от окружающей среды. Объяснять разницу между природным территориальным комплексом и народнохозяйственным. |
РАЗДЕЛ I. ПРИРОДА КУБАНИ. ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ РЕГИОНА (10 ч) |
Тема 1. Степи |
2 | Природно-хозяйственные комплекс Азово – Кубанской равнины. | 1 | 9.09-14.09.2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий степь, галофит, сопка. Характеризовать расположение степной зоны на территории Краснодарского края. Показывать на карте Азово-Кубанскую равнину, Азовское море, Приазовскую низменность. Характеризовать особенности природы степной зоны. Показывать на карте степные реки Понуру, Кочеты, Кирпипи, Бейсуг, Челбас, Албаши, Ясени, Ею; лиманы Курчанский, Ахтанизовский; озёра Ханское, Голубицкое, Солёное. Характеризовать природные особенности Таманского полуострова и Закубанской равнины. Показывать на карте реки Абин, Иль, Хабль. Комментировать высказывание: «Чернозёмные почвы - богатство Краснодарского края». Называть представителей растительного и животного мира степи. |
3 | Природа таманского полуострова и Закубанской равнины. | 1 | 16.09-21.09.2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий Сопка, галогофиты, грязевой вулкан, лиман, плавни. Характеризовать природные комплексы Таманского полуострова и Закубанской равнины, объяснять причины сходства и различий, показывать на карте реки: Абин, Иль, Хабль, Адагум, Афипс, а также озера: Соленое, Голубицкое, Объяснять происхождение географических названий, рассказывать об, особенностях животного и растительного мира Закубанья и Таманского полуострова. |
4 | Освоение человеком степной зоны. | 1 | 23.09-282019.09. | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Объяснять понятия ветровая эрозия, структура почвы, севооборот, мелиорация. Называть причины изменения естественного облика степей. Рассказывать о влиянии человека на природу Азово-Кубанской равнины, Таманского полуострова и Закубанья. Объяснять причины угасания степных рек. Рассказывать о мерах, которые необходимо принимать для сохранения природных комплексов степной зоны. |
Тема 2. Предгорья и горы Западного Кавказа. |
5 | Особенности природных условий предгорий Западного Кавказа. | 1 | 30.09-5.10. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Объяснять понятия эндемик, реликт. Рассказывать об особенностях природы предгорий и гор Кавказа. Показывать на карте Кубань и её притоки: Белую, Пшиш, Уруп, Лабу. Называть и показывать на карте самую высокую точку в пределах края - гору Цахвоа (3345 м), реку Мзымту, озеро Кардывач. Называть представителей животного и растительного мира (в том числе реликты и эндемики) предгорий и гор. |
6 | Природа горной части края. | 1 | 7.10.-12.10. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий Эндемики, реликты, злаки. Объяснять , в чеи заключается своеобразие природных условий горной части Краснодарского края. Называть высотные пояса в горах кавказа. Показывать на карте гору Цахвоа. Характеризовать живой мир; приводить притеры эндемичных и реликтовых видов растений и животных. Анализировать влияние природных условий горной местности на образ жизни и здоровье человека. |
7 | Влияние деятельности человека на природу предгорий и гор. | 1 | 14.10-19.10. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Приводить примеры влияния хозяйственной деятельности на природу предгорий и гор. Сравнивать занятия жителей степной зоны и горной части края. Приводить примеры влияния высоты гор на занятия и образ жизни людей. Предлагать варианты разумного использования природных богатств. |
Тема 3. Природа Азовского и Черноморского побережий Краснодарского края. |
8 | Природно-хозяйственный комплекс Азовского побережья . | 1 | 21.10-26.10. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Объяснять понятия лиманы, плавни, нерестилища, щели, бонсай Характеризовать природные особенности Азовского побережья. Называть и показывать на карте наиболее крупные косы и лиманы наберегу Азовского моря. Определять роль лиманов в формировании природного комплекса Приазовья. Давать оценку Хозяйственной деятельности на территории Приазовья. Показывать на карте административные районы и крупные населенные пункты Краснодарского края, расположенные на Азовском побережье. Учится прогнозировать изменение природно – хозяйственных комплексов во времени на примерах территории Приазовья. |
9 | Черноморское побережье. Природа и хозяйственное освоение. | 1 | 4.11-9.11. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий пляжная полоса, бонсай Характеризовать географическое положение и природные особенности Черноморского побережья в пределах Краснодарского края. Называть и показывать на карте реки Мзымту, Псоу, Сочи, Туапсе, Пшаду, Вулан, озёра Абрау, Чембурка. Рассказывать о происхождении некоторых географических названий. Называть представителей животного и растительного мира морских побережий. Характеризовать занятия жителей Приазовья и Черноморского побережья. |
Тема 4. Моря |
10 | Чёрное море. | 1 | 11.11-16.11. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Объяснять понятия буны, конвенция, конвенция. Характеризовать природные особенности и географическое положение Черноморского бассейна. Сравнивать черное море с другими морями России; устанавливать черты сходства и различия. Раскрывать роль и значение Черного моря в развитии кубанского региона. Рассказывать об обитателях Черноморского побережья .Называть основные причины нарушения природного равновесия в Азово- Черноморском бассейне. Предлагать меры по сохранению экосистемы. |
11 | Азовское море. | 1 | 18.11-23.11. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий биомасса, планктон. Характеризовать природные особенности Азовского моря. Объяснять в чем состоит е уникальность и своеобразие водоема. Раскрывать роль и значение Азовского моря в развитии кубанского региона. Готовить проект об экологических проблемах и охране природы Азово – Черноморского бассейна |
Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час. |
12 | Природно-хозяйственные комплексы, сформировавшиеся на территории Краснодарского края. | 1 | 25.11-30.11. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Называть основные природно хозяйственные комплексы, Сформировавшиеся на территории Краснодарского края. Знать в чем заключается своеобразие каждого из них. Характеризоватьсовременное состояние природных компонентов равнин и горной части края. Оцениватьроль деятельности человека в изменении природного облика кубанского региона. |
РАЗДЕЛ П. ИСТОРИЯ КУБАНИ В КОНЦЕ XVI – XVII В. (13 Ч.) |
Тема 5. Турецкие и крымско -татарские поселения на Кубани |
13 | Турецкие и крымско-татарские поселения в Прикубанье и Северо Восточном Причерноморье. | 1 | 2.12-7.12. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Рассказывать о турецких и крымско-татарских городах на территории Кубани. Показывать на карте Тамань, Темрюк, Ачу, Агджи, Суджук и Каплу (Копыл). Характеризовать особенности быта населения, торговых отношений в турецких крепостях. |
Тема 6. Население кубанских земель в конце XVI – XVII В |
14 | Население кубанских земель в конце XVI – XVII В | 1 | 9.12-14.12. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Характеризовать образ жизни народов, населявших Кубань. Устанавливать связь между природными условиями прожирания и хозяйственной деятельностью. Определять территорию проживания народов по исторической карте. Представлять проект по изучаемой теме. |
15 | Адыги в конце 16 - 17 веков Традиционные занятия адыгского населения | 1 | 16.12.-21.122019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать особенности хозяйственной деятельности адыгов. Рассказывать о традиционных занятиях населения. Объяснять почему торговля была меновой и что препятствовало развитию денежных отношений. |
16 | Материальная культура и быт адыгов. | 1 | 23.12-28.12. 2019 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятия аул. Составлять описание жилища черкесов. Называть традиционные блюда адыгейской кухни. Описывать одежду и оружие черкесов. Объяснять, каким образом оружие и одежда отражали социальное неравенство среди адыгов. |
17 | Военизированный уклад жизни черкесов | 1 | 13.01-18.01. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий наездничество, система набегов. Называть факторы, способствовавшие формированию военизированного уклада жизни адыгов. Раскрывать цели набегов и рассказывать, как распределялась добыча. Делать вывод о роли набегов в жизни адыгского общества. |
18 | Обычаи и традиции адыгов. Гостеприимство, куначество, взаимопомощь. Аталычество. | 1 | 20.01-25.01. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятий куначество, кунацкая. Рассказывать об особенностях обычаев гостеприимства и куначества у горцев. Объяснять, в чём проявлялась главенствующая роль старших в адыгском обществе. Высказывать своё отношение к обычаям горцев. |
19 | Духовная культура Адыгов. Устное народное творчество, обряды и праздники | 1 | 27.01-1.02. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Определять значение нартского эпоса. Называть и характеризовать основные жанры адыгского фольклора. Раскрывать своеобразие религиозных верований адыгов. |
20 | Ногайцы – кочевники Прикубанья. | 1 | 3.02.-8.02. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Раскрывать значение понятия Ногайская Орда. Характеризовать ее отношения с Россией и крымским ханством. Показывать на карте территории кочевий ногайцев. |
21 | Традиционные занятия и материальная культура ногайцев. | 1 | 10.02-15.02. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Характеризовать повседневную жизнь кубанских ногайцев. Сравнивать жилища кочевников с жилищами соседних народов. Рассказывать, как выглядели постоянные жилые дома оседлых ногайцев. Описать мужской и женский костюм ногайцев, описывать традиционные блюда ногайской кухни.Готовить проекты по изученной теме. |
22 | Духовная культура ногайцев. | 1 | 17.02-22.02. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | .Раскрывать значение понятий «Эдиге» хаджи, зякат, ураза, шариат. Характеризовать особенносчти устного навродного творчества ногайцев. Рассказывать о героическом эпосе «Эдиге» и отражения в нем истории ногайского народа. |
Тема 6. Освоение Кубани русскими переселенцами в XVII |
23 | Начало освоения Кубани русскими переселенцами. | 1 | 24.02-29.02. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея» | Рассказывать о первых этапах освоения Кубани русскими переселенцами. Показывать на карте места проживания казаков-некрасовцев. Комментировать взаимоотношения некрасовцев и царской администрации Объяснять понятия обычное право, батог, богохульство, святотатство. Рассказывать о демократических порядках в обществе некрасовцев и «Заветах Игната». Называть основные виды хозяйственной деятельности. |
24 | Борьба России за укрепление южных рубежей. Осада Азова и ее уроки. | 1 | 2.03-7.03. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея» | Объяснять значение понятия Османская империя. Раскрывать основные задачи внешней политики Российского государства на юге России в конце 17 века. Рассказыватьоб Азовском походе 1695г, назвать причины неудач русской армии. |
25 | Подвиг донцов и хоперцев | 1 | 9.03-14.03. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея» | Рассказывать о героических действиях донцов и хоперцев в битве с турецкой эскадрой, и при взятии Азова. Раскрывать роль казаков в решении внешнеполитических задач Росссии на южном направлении. Объяснять каким образом история Хоперского полка связана с историей Кубанского казачьего войска. |
Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час. |
26 | Население Кубани в конце XVI – XVII В | 1 | 16.03-21.03. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея» | Показывать на карте территорию проживания адыгов и места кочевий ногайцев. Характеризовать материальную и духовную культуру и быт народов, населявшихкубанские земли в конце 16 = 17 века. Комментировать обычаи и традиции адыгов. Иметь представление об устном народном творчестве. |
РАЗДЕЛ III. КУБАНЬ В « КНИГЕ БОЛЬШОМУ ЧЕРТЕЖУ» В ЗАПИСКАХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, В ТРУДОХ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ, В ДОКУМЕНТАХ. (3 часа) | |
27 | Кубанская тематика в книге «Большому чертежу» | 1 | 30.03-4.04. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея». | Рассказывать о первых картах Российского государства. Знать историю создания «Книги Большому чертежу», называть имяее автора – А. Мезенцева. Делать вывод о значении его работы для изучения географии Кубани |
28 | Кубанская тематика в записках католических миссионеров, в документах. | 1 | 6.04-11.04. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея», | Объяснять значение понятий миссионер, миссионерская деятельность. Рассказывать о католических миссионерах конца 16 -17 века, побывавших на территории Кубани. Называть их произведения, содержащие сведения о кубанской земле. |
29 | Кубанские страницы «Книги путешествия «Эвлии Челеби. | 1 | 13.04-18.04. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея» | Рассказывать о начале новой Русско-турецкой войны и разгроме армии Батал-паши. На основе текста учебника составлять рассказ о взятии Анапы. Комментировать итоги Ясского мирного договора. |
Итоговое повторение и проектная деятельность 1 час. |
30 | Кубань в конце XVI – XVII В | 1 | 20.04-25.04. 2020 | | Рабочие тетради, карта «Краснодарский край, республика Адыгея» | Характеризовать основные события, проихошедшие на территории Кубани в конце 15 -16 века. Раскрывать особенности быта, традиций, материальной и духовной культуры народов проживавших на кубанской земле в этот период. |
РАЗДЕЛ V. ДУХОВНЫЕ ИСТОКИ КУБАНИ (4 ЧАСА) |
31 | Освоение черноморскими казаками земель Кубани. Казак без веры не казак. | 1 | 27.04-2.05. 2020 | | Видео фильм. | Усвоение и принятие обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Формирование мышления при работе с текстом. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом. Воспитание бережного отношения к духовному и историческому прошлому родного края. Описывать возрождение Православия на Кубани после переселения черноморских казаков. Рассказывать о православной вере казачества, походных церквях казачества, учреждении епархии Кавказской и Черноморской. Называть Иеремия (Соловьев), Иоаникий (Образцов), свт. Игнатий (Брянчанинов). |
32 | Духовные покровители казачества | 1 | 4.05-9.05. 2020 | | Презентация «Духовные покровители казачества» | Называть почитаемых святых и небесные покровителей казачества: Святой великомученик Георгий Победоносец и Святитель Николай Мир Ликийских чудотворец. Свято-Георгиевские и СвятоНикольские храмы на Кубани. |
33 | Старейшие храмы на Кубани. | 1 | 11.05-16.05. 2020 | | Видео фильм «Старейшие храмы на Кубани» | Описывать Свято-Покровский храм в Тамани – один из первых храмов на Кубани. Знать историю его возникновения и особенности устройства, образ Богородицы в культурных традициях и храмовом строительстве Кубанских казаков, богородичные праздники и их отражение в названиях храмов и станиц Кубани. Находить на карте и описывать старейшие деревянные храмы Кубани. |
34 | Духовный подвиг русского воинства. | 1 | 18.05-22.05. 2020 | | Видео фильм «Духовный подвиг русского воинства» | Характеризовать духовный облик русского воина (жизнь, отданная Богу, царю и Отечеству). Знать покровителей казаков: Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Кубанского казачьего войска. Димитрий Донской; святой воин Феодор Ушаков; святой праведный Иоанн Русский. Называть полкового священника Кубанского казачьего войска Константина Образцова, рассказывать о духовном подвиге воина Евгения Родионова. |