№ п/п | Тема урока | Универсальные учебные действия | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. |
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные |
1 | Что изучает история Древнего мира | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. | 1 | 03.09-07.09 | |
2 | Летоисчисление | Решать исторические задачи и проблемные ситуации на счёт времени. | Уметь определять историческое время по ленте времени. | Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха, исторический период. | 1 | 03.09-07.09 | |
3 | Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди | Изображать в рисунке собственное представление о первобытном человеке и его образе жизни. | Показывать на карте места расселения древнейших людей. | Устно описывать первые орудия труда. Сравнивать первобытного и современного человека. Характеризовать достижения первобытного человека, его приспособление к природе. | Комментировать и формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. | 1 | 10.09-14.09 | |
4 | Родовые общины | Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, любовь к природе | Разрабатывать сценарии охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины | Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для охоты. Характеризовать новые способы охоты | Исследовать на исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию расселения первобытных людей | 1 | 10.09-14.09 | |
5 | Возникновение искусства Первобытные верования | Освоение общемирового культурного наследия. | Охарактеризовать первобытные верования людей. | Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождения. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах | Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних художников. | 1 | 17.09-21.09 | |
6 | Древнейшие земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. | Уважение к труду, ценностям семьи, любовь к природе. Ориентация в системе моральных норм и ценностей. | Охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства. Обозначить последствия появления гончарного и ткацкого ремёсел в жизни общины. Охарактеризовать религиозные верования древнего человека | Рассказать о переходе от собирательства к мотыжному земледелию. Выделить и прокомментировать промыслы (лесные) и освоенные древним человеком ремёсла. | Исследовать географию районов первичного земледелия на исторической карте. Схематически изобразить и прокомментировать управление родовой общиной и племенем. | 1 | 17.09-21.09 | |
7 | Появление неравенства и знати | Ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями. | Находить на карте районы, где предположительно появилась металлургия. | Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской общин. | Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, дружина, знать. Характеризовать изменения отношений в общине с выделением в ней знати. | 1 | 24.09-28.09 | |
8 | Обобщение по теме: «Жизнь первобытных людей» | Решать проблемные и развивающие задачи с использованием мультимедиа ресурсов. | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. | Использовать электронные ресурсы для виртуального исторического путешествия. | Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщать понятия, создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | 1 | 24.09-28.09 | |
9 | Древний Египет. Государство на берегах Нила | Самостоятельно подготовить тематическое сообщение к уроку по выбору. | Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян. | Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и её легенды. | Раскрывать значение понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, ил, рельеф, фараон. | 1 | 01.10-05.10 | |
10 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | Воспитывать экологическое сознание | Оценивать достижения культуры | Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. | Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги, шадуф, и самостоятельно формулировать их. | 1 | 01.10-05.10 | |
11 | Жизнь египетского вельможи | Ориентация в особенностях и ценностей и их иерархизации. отношений и взаимодействий, в системе моральных норм | Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления страной. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. | Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | 1 | 08.10-12.10 | |
12 | Военные походы фараонов | Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III | Анализировать завоевание египтян и давать им соответствующую оценку. | Работать с картой в малых группах по единому заданию. Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического персонажа в инсценировке. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства и территории походов фараонов. | 1 | 08.10-12.10 | |
13 | Религия древних египтян | Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. | Характеризовать религию древних египтян. | Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. | Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. | 1 | 15.10-19.10 | |
14 | Искусство Древнего Египта | Освоение общекультурного наследия древних египтян. | Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства. Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. | Подготовить презентации в PowerPoint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). | 1 | 15.10-19.10 | |
15 | Письменность и знания древних египтян | Составлять короткое сообщение о древнеегипетских иероглифах. | Осуществлять познавательную рефлексию. | Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе изготовления папируса. | Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним египтянам. | 1 | 22.10-26.10 | |
16 | Обобщение по теме «Древний Египет» | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов. | Анализировать достижения в земледелии. | Сравнивать образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. | Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания | 1 | 22.10-26.10 | |
17 | Древнее Междуречье | Экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех проявлениях жизни. | Характеризовать природно-климатические условия Древнего Двуречья. | Использовать электронное издание с целью виртуального путешествия по музею. | Прокомментировать письменность Двуречья и выделить её особенные признаки. | 1 | 29.10-02.11 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | Ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к личности и ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим | Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как законы богов. | Работа в группах по изучению законов вавилонского царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением их значения. | Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть. Характеризовать свод законов Хаммурапи. | 1 | 29.10-02.11 | |
19 | Финикийские мореплаватели | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Использовать историческую карту, определять причины развитой торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. | Подготавливать короткое сообщение о достижениях финикийских ремесленников. | Рассказывать с помощью карты о местоположении Финикии и занятиях её жителей | 1 | 12.11-16.11 | |
20 | Библейские сказания | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения древнееврейских племен | Проводить аналогию и устанавливать какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям | Объяснять значение принятие единобожия древнееврейскими племенами | 1 | 12.11-16.11 | |
21 | Древнееврейское царство | Формировать уважение к истории других народов, культурным и историческим памятникам. | Дать оценку поступков Давиду и Самсону | Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и второстепенное (работа в группах) | Уметь обобщать информацию и делать выводы о том, каким представляли своего царя иудеи | 1 | 19.11-23.11 | |
22 | Ассирийское царство | формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия. | Уметь самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе «Рукописи не горят» | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала | Определять причины падения Ассирийской державы | 1 | 19.11-23.11 | |
23 | Персидская держава «Царя царей» | Составить свое личное отношение к изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских царях | Работать с исторической картой и дополнительным источниками по вопросу расширения территории державы | Систематизировать учебную информацию о достижениях персидских царей. | Установить причины возникновения Персидской державы | 1 | 26.11-30.11 | |
24 | Природа и люди Древней Индии | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Показывать на карте основные географические объекты Древней Индии | Выяснить, каких животных почитали индийцы и почему (работа в группах) | Выделять ключевые понятия, характеризующие индийскую историю и культуру | 1 | 26.11-30.11 | |
25 | Индийские касты | Формировать уважение к истории Индии культурным и историческим памятникам индийского народа | Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять простой план пунктов параграфа по плану | Подготовить сообщение о жизни Будды | Доказывать, что брахманы – хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма и буддизма | 1 | 03.12-07.12 | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Работать по специально разработанным рабочим картам в соответствии с регламентом | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая | Определять и формировать особенности китайской религии | 1 | 03.12-07.12 | |
27 | Первый властелин единого Китая | Формировать уважение к истории Китая культурным и историческим памятникам китайского народа | Дать собственную оценку своеобразию древней китайской цивилизации | Составлять кроссворды по тематике урока | Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять причины возведения Великой Китайской стены | 1 | 10.12-14.12 | |
28 | Обобщение по теме «Древний Восток» | Формировать уважение к другим народам и принятие их культуры, традиций и обычаев | Перечислять наиболее известные сооружения, называть материалы для письма в Египте, Индии, Китае | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала по группам | Искать дополнительную информацию, используя ресурсы библиотек и Интернета | | 10.12-14.12 | |
29 | Греки и критяне | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Работать с картой, заданиями рабочей тетради | Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его нравственный контекст (работа в группах) | Называть отличительные признаки критской культуры | 1 | 17.12-21.12 | |
30 | Микены и Троя | Определить вклад микенской культуры в развитие греческой цивилизации | Показывать по карте местоположение Микен | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте времени обозначать разные события и даты | Выделять различия между микенской и критской культурой | 1 | 17.12-21.12 | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | Развивать интерес к истории Древнего мира, к памятникам античной литературы, греческой цивилизации. | Характеризовать образы основных героев «Илиады» | Принимать участие в ролевой игре. | Раскрывать кратко суть поэмы Гомера | 1 | 24.12-28.12 | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | Воспитывать уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на примере поэмы Гомера «Одиссея» | Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и составить план его путешествия | В группах соотносить с картой путь Одиссея домой, в Итаку, выделяя основные вехи пути Одиссея домой | Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события | 1 | 24.12-28.12 | |
33 | Религия древних греков | Дать оценку влияния греческой мифологии на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего времени. | Давать нравственную оценку героическим поступкам героям древних мифов (работа в группах) | Выполнять задания по технике диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка» | Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами | 1 | 14.01-18.01 | |
34 | Земледельцы Аттики теряют свободу | Сформировать личностное отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции | Дать собственную оценку борьбе земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную жизнь | Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению с финикийским (работа в группах) | Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий демос, общество в целом | 1 | 14.01-18.01 | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | Выразить свое собственное отношение к демократическим процессам, происходящим в древней Греции | Дать собственную оценку поступкам Солона | Вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем | Показывать на примере реформ Солона смысл понятия «демократия», ее роль в улучшении жизни основной массы населения | 1 | 21.01-25.01 | |
36 | Древняя Спарта | Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев, определять свое отношение к спартанскому воспитанию | Показывать на карте расположение Спарты | Составлять рассказ о жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников. | Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты | 1 | 21.01-25.01 | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | Осознавать принадлежность греков к единой культуре | Описывать места возникновения греческих колоний, используя легенду карты | Составлять план «Причины переселения греков» | Объяснять причины и значение возникновения колоний | 1 | 28.01-01.02 | |
38 | Олимпийские игры в древности | Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать положительное влияние спорта на человека | Описывать основные правила проведения Олимпийских игр | С опорой на текст учебника составлять рассказ от имени участника или зрителя | Раскрывать значение Олимпийских игр в жизни Греции | 1 | 28.01-01.02 | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | Понимать причины героических усилий греков отстоять независимость своего государства | Описывать ход боевых действий между персами и греками | Делать выводы о значении победы греков в Марафонской битве | Объяснять причины победы греков в Марафонской битве | 1 | 04.02-08.02 | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | Описывать чувства человека-защитника своего государства | Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени участника сражения | Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника | Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства | 1 | 04.02-08.02 | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей | Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин», «гражданский поступок» | Устно описывать торговый порт Афин | Сравнивать положение различных слоев афинского общества, на основе анализа документа | Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции | 1 | 11.02-15.02 | |
42 | В городе богини Афины | Объяснять за что афиняне любили свой город, какими постройками и статуями гордились Описывать собственные представления о важности образования | Объяснять в чем состоит вклад древнегреческого общества в мировое культурное наследие Описывать особенности древнегреческого воспитания | Описывать произведения древнегреческой архитектуры Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия жителей. Рассказывать о развитии наук в Древней Греции | 1 | 11.02-15.02 | |
43 | В афинских школах и гимнасиях | Описывать собственные представления о важности образования | Описывать особенности древнегреческого воспитания | Сравнивать воспитание в Афинах и Спарте | Рассказывать о развитии наук и образовании в Древней Греции | 1 | 18.02-22.02 | |
44 | В театре Диониса | Высказывать суждения о роли театра в жизни греков | Объяснять отличия трагедий и комедий | Сравнивать современный театр и древнегреческий | Рассказывать о развитии древнегреческого тетра | 1 | 18.02-22.02 | |
45 | Афинская демократия при Перикле | Объяснять значение участия граждан в управлении государством | Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле | Сравнивать различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте | Характеризовать афинскую демократию при Перикле | 1 | 25.02-01.03 | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | Описывать значение потери Грецией независимости | Показывать на карте места сражений | Характеризовать македонское войско | Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии | 1 | 25.02-01.03 | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | Рассказывать о важности личных качеств для достижения поставленных целей | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра македонского | Составлять исторический портрет(характеристику)Александра Македонского | Объяснять причины гибели Персидского царства и образование державы Александра Македонского | 1 | 04.03-08.03 | |
48 | В Александрии Египетской | Описывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока | Определять сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней | Составлять рассказ- описание города Александрия | Объяснять причины распада державы Александра Македонского | 1 | 04.03-08.03 | |
49 | Обобщение по теме «Древняя Греция» | Формировать уважение к истории древней Греции культурным и историческим памятникам греческого народа | Планирование последовательности действий | Называть самое известное в древней Греции: имя поэта, название храма, место сражения. | Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. | 1 | 11.03-15.03 | |
50 | Древний Рим | Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию | Планирование последовательности действий | Участие в обсуждении проблем и сотрудничество со сверстниками | Сравнивать природные условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты. Характеризовать общественный строй, занятия | 1 | 11.03-15.03 | |
51 | Завоевание Римом Италии | Формирование мотивации к обучению и познанию | Планирование последовательности действий | Организация и планирование работы в группе | Исследовать по карте территории, завоёванные Римом. Характеризовать Римскую республику и причины её возникновения. | 1 | 18.03-22.03 | |
52 | Устройство Римской республики | Формирование активной позиции в учебной деятельности | Организация самоконтроля и самооценивания | Овладение средствами решения коммуникативных задач | Сравнивать устройство римской республики с греческим полисом | 1 | 18.03-22.03 | |
53 | Вторая война Рима с Карфагеном | Характеризовать цели и поступки Ганнибала | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Анализировать ответы одноклассников | Называть причины и характер карфагенских войн. Формирование умений работы с исторической картой. | 1 | 01.04-05.04 | |
54 | Установление господства Рима во всем Средиземно-морье | Формирование осознанного, уважительного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере | Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | Работать с картой в процессе изучения событий. | Формирование умений сообщать отдельные события, формулировать выводы по теме | 1 | 01.04-05.04 | |
55 | Рабство в Древнем Риме | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Составление плана и последовательности действий | Определение цели, функций участников и способы взаимодействия в группах | Формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника | 1 | 08.04-12.04 | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формирование умений анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных групп | 1 | 08.04-12.04 | |
57 | Восстание Спартака | Давать характеристику событиям и их участникам. Познакомить с героической личностью Спартака | Участие в коллективном проекте темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» | Составлять рассказ от имени Спартака, Красса. Участвовать в ролевых играх. | Понимание причин начала восстания Спартака и причин его поражения | 1 | 15.04-29.04 | |
58 | Единовластие Цезаря | Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Умение работать в группе | Подвести учащихся к пониманию характера власти, установленной Цезарем в Риме. | 1 | 15.04-29.04 | |
59 | Установление империи в Риме | Рассказывать о судьбах знаменитых римлян | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Организация и планирование работы в группе | Формирование умений работать с исторической картой | 1 | 22.04-26.04 | |
60 | Соседи Римской империи | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другим народам | Умение составлять простой план | Обмениваться в группе результатами поиска | Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и структурирование информации | 1 | 22.04-26.04 | |
61 | В Риме при императоре Нероне. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем | Планирование и организация деятельности | Планирование учебных действий | Уметь самостоятельно составлять рассказ, работать с текстом учебника и его иллюстрациями, давать оценку государственному деятелю | 1 | 29.04-03.05 | |
62 | Первые христиане и и их учение | Комментировать и оценивать комплекс моральных норм христиан | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями | Формировать умения составлять рассказ, работать с текстом учебника и историческими документами | 1 | 29.04-03.05 | |
63 | Расцвет империи во 2-м веке. | Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях | Формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, обобщать отдельные факты | Умение слушать и вступать в диалог | Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание способов решения творческого характера | 1 | 06.05-10.05 | |
64 | Вечный город и его жители | Развитие эстетического сознания | Умения составлять рассказ, делать самостоятельные выводы | Анализировать ответы одноклассников | Изучение культурной жизни в Древнем Риме | 1 | 06.05-10.05 | |
65 | Римская империя при Константине | Умение выражать и отстаивать свою позицию | Осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в конкретных условиях | 1 | 13.05-17.05 | |
66 | Взятие Рима готами | Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции общечеловеческих ценностей | Организация самоконтроля и самооценивания | Интегрироваться в группу и продуктивно взаимодействовать со сверстниками и учителем | Умение структурировать знания, строить речевые высказывания | 1 | 13.05-17.05 | |
67 | Обобщение по теме: «Древний Рим». | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | Рефлексия способов и условий действия | 1 | 20.05-24.05 | |
68 | Обобщение по теме «Древний мир» | Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом и ради чего она осуществляется | Осознание учащимися качества и уровня усвоения | Планирование учебных действий | Рефлексия способов и условий действия | 1 | 20.05-24.05 | |
зам. директора по УВР
________/И.В. Наметкина/
«___»_____________20__г.