Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
Учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Задачи предмета
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Цель предмета
Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Актуальность программы
В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.
Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Адаптация программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Перечень и название раздела и тем курса
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Школа.
5
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы и материалы вокруг нас.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Город.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Транспорт.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы быта.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Продукты питания.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Традиции и обычаи.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Повторение пройденного материала за год.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Итого
34
Место учебного предмета в учебном плане
Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.:Просвещение 2011.
Методическая литература
Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
Построение содержания учебного материала в системе коррекционного – развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами;
Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала
Базовые разделы коррекционной программы «окружающий социальный мир» для обучения в 4 классе являются:
Школа
Предметы и материалы вокруг нас
Город
Квартира, дом, двор
Транспорт
Предметы быта
Квартира, дом, двор
Продукты питания
Традиции и обычаи
Повторение пройденного материала за год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Освоение доступной социальной роли обучающихся. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. На основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я», социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты
узнавать изученные объекты неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Пояснительная записка
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
Учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Задачи предмета
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Цель предмета
Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Актуальность программы
В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.
Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Адаптация программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Перечень и название раздела и тем курса
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Школа.
5
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы и материалы вокруг нас.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Город.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Транспорт.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы быта.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Продукты питания.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Традиции и обычаи.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Повторение пройденного материала за год.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Итого
34
Место учебного предмета в учебном плане
Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.:Просвещение 2011.
Методическая литература
Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
Построение содержания учебного материала в системе коррекционного – развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами;
Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала
Базовые разделы коррекционной программы «окружающий социальный мир» для обучения в 4 классе являются:
Школа
Предметы и материалы вокруг нас
Город
Квартира, дом, двор
Транспорт
Предметы быта
Квартира, дом, двор
Продукты питания
Традиции и обычаи
Повторение пройденного материала за год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Освоение доступной социальной роли обучающихся. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. На основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я», социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты
узнавать изученные объекты неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Пояснительная записка
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
Учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Задачи предмета
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Цель предмета
Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Актуальность программы
В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.
Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Адаптация программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Перечень и название раздела и тем курса
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Школа.
5
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы и материалы вокруг нас.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Город.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Транспорт.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы быта.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Продукты питания.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Традиции и обычаи.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Повторение пройденного материала за год.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Итого
34
Место учебного предмета в учебном плане
Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.:Просвещение 2011.
Методическая литература
Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
Просмотр содержимого документа
«Календарный план по окружающему социальному миру»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 4 Г. УСТЬ-ДЖЕГУТЫ»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
МКОУ «Гимназия № 4
г. Усть-Джегуты»
Руководитель МО
___________ Гулевская Е. И.
Протокол № 1 от 28.08.2019г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
МКОУ «Гимназия № 4
г. Усть-Джегуты»
__________ Хубиева А.В.
29.08.2019г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МКОУ «Гимназия № 4
г. Усть-Джегуты»
___________ Байкулова А.М.
Приказ № 490 от 30.08.2019г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АОП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 2
Предмет:Окружающий социальный мир
Класс:4 коррекционный
Уровень образования:основное общее
Уровень изучения предмета:базовый
Учебный год:2019-2020
Срок реализации программы:2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному предмету:1 час в неделю, всего – 34 часа в год
Рабочую программу составила:Чотчаева Асият Максимовна, учитель начальных классов МКОУ «Гимназия №4 г.Усть-Джегуты»
Год составления:2019
г. Усть-Джегута
2019 г.
Пояснительная записка
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуальна в отношении детей и подростков с нарушением интеллекта, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Адаптированная программа по предмету «Окружающий социальный мир» 4 класс разработана на основе следующих нормативных документов:
С Законом «Об образовании в РФ» №273- ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки РФ №1599 от 19 декабря 2014года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
.Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений », 26.12.2000 г.
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 №1599),
Конвенция о правах ребенка (одобрено Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
Примерной программой 2 варианта для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Окружающий социальный мир 4 класс» под редакцией В.В.Воронковой, М.: Просвещение 2013г.
Учебным планом школы на 2018 – 2019 учебный год.
Общая характеристика учебного курса
Задачи предмета
Накопление и развитие представлений об окружающем мире – обществе, в котором живёт ученик. Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Цель предмета
Формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.
Актуальность программы
В данной программе представлено содержание изучаемого материала в специальном (коррекционном) 4 классе 2 варианта.
Реализация комплексного подхода к воспитанию нравственных свойств личности особенно актуально в отношении детей и подростков с умственной недостаточностью, так как они являются полноправными членами общества и, как все граждане, имеют право на создание семьи, воспитание детей, право на личную и частную собственность.
Вместе с тем надо учесть, что в школе обучаются дети из неполных семей или социально неблагополучных семей, сироты не имеющие необходимых нравственно-этических знаний и практических навыков.
Задачи занятий по «окружающему социальному миру» - формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения; взаимоотношений со и сверстниками и взрослыми. Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения. Формирование положительного отношения ребенка к занятиям. Развитие собственной активности ребенка. Формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий. Формирование и развитие целенаправленных действий. Развитие планирования и контроля деятельности.
Формировать первоначальные «грамматические» понятия и развивать коммуникативно-речевые навыки. Развивать навыки устной коммуникации. Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах.
При обучении по данной программе так же следует применять следующие специфические методы: моделирования реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения, экскурсии, широко использовать наглядные средства обучения. Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.
Адаптация программы
Адаптация программы происходит за счет сокращения сложных понятий терминов, основные сведения в программе даются дифференцированно. Темы изучаются таким образом, чтобы ученики могли опознавать их, опираясь на существенные признаки. По другим вопросам учащиеся получают только общее представление. Ряд сведений познается школьниками в результате практической деятельности. Также новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения.
Содержание учебного предмета
Тематическое планирование
Перечень и название раздела и тем курса
Кол-во часов
Основные виды учебной деятельности
Школа.
5
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы и материалы вокруг нас.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Город.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Транспорт.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Предметы быта.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Квартира, дом, двор.
4
Овладение новыми знаниями практические работы
Продукты питания.
3
Овладение новыми знаниями практические работы
Традиции и обычаи.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Повторение пройденного материала за год.
2
Овладение новыми знаниями практические работы
Итого
34
Место учебного предмета в учебном плане
Окружающий социальный мир в 4 классе изучается в рамках образовательной области «окружающий социальный мир» Федерального компонента учебного плана.
На изучение курса «окружающий социальный мир» в 4 классе отводится 34 часа. Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Распределение учебных часов по разделам курса осуществляется следующим образом: по программе 34 часа в год, по календарно-тематическому планированию 34 часа в год.
Материально – техническое обеспечение образовательной деятельности
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1-4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой М.:Просвещение 2011.
Методическая литература
Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
Построение содержания учебного материала в системе коррекционного – развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов:
Ориентация на внутренние связи в содержании изучаемого материала, как в рамках одного предмета, так и между предметами;
Необходимости и достаточности в определении объема изучаемого материала
Базовые разделы коррекционной программы «окружающий социальный мир» для обучения в 4 классе являются:
Школа
Предметы и материалы вокруг нас
Город
Квартира, дом, двор
Транспорт
Предметы быта
Квартира, дом, двор
Продукты питания
Традиции и обычаи
Повторение пройденного материала за год
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Освоение доступной социальной роли обучающихся. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. На основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах, развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций, основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я», социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности, овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты
узнавать изученные объекты неживой и живой природы;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
использовать различные источники для получения разного рода информации, опираясь на сохранные анализаторы;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме, на улице (игровой площадке);
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.