Пояснительная записка.
Рабочая программа «Технология» для 5 класса разработана на основе:
1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
3.Региональный учебный план для образовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
4.Учебный план МБОУ «СШ № 64» на 2015/2016 учебный год.
5.Программа «Технология» для учащихся 5-8 классов. Авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Под редакцией В.Д. Симоненко. Издательство: М., «Вентана-Граф» 2012 г.
Рабочей программе соответствует учебник «Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) по программе В.Д.Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Издательство М., «Вентана-Граф» 2013 год.
Программа «Технология» для учащихся 5 классов. Авторы А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Под редакцией В.Д. Симоненко Издательство: М., «Вентана-Граф» 2012 г. используется в данной рабочей программе без изменений и рассчитанана 68 часов в год (2 часа в неделю) в классе.
Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплектом:
«Технология. Индустриальные технологии» (ФГОС) - учебник по программе В.Д.Симоненко для учащихся 5 классов. Авторы: В.Д.Симоненко, А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. Издательство М., «Вентана-Граф» 2013 год.
Поурочное планирование по учебнику «Технология» под редакцией В.Д.Симоненко. Волгоград. Издательство «Учитель» 2011 г.
Цель:
Основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.
Задачи:
Овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
Развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
Приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;
Формировать эстетический вкус;
Прививать уважительное отношение к труду, навыки трудовой культуры, аккуратности;
Совершенствовать формы профориентации учащихся;
Развивать логическое мышление и творческие способности;
Научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять знания, полученные на уроках.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Основные виды контроля при организации работы:
- вводный
- текущий
- итоговый
- индивидуальный
- письменный
- контроль учителя
Формы контроля:
- наблюдение
- самостоятельная работа
- тест
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
должны знать/понимать:
что такое технический рисунок, эскиз и чертеж;
основные параметры качества детали: форма, шероховатость и размеры каждой элементарной поверхности и их взаимное расположение; уметь осуществлять их контроль;
пути предупреждения негативных последствий трудовой деятельности человека на окружающую среду и собственное здоровье;
особенности межсезонной обработки почвы, способы удобрения почвы;
о видах посадок и об уходе за растениями, о видах размножения растений;
что такое текстовая и графическая информация;
какие свойства материалов необходимо учитывать при их обработке;
общее устройство столярного верстака, уметь пользоваться им при выполнении столярных операций;
назначение, устройство и принцип действия простейшего столярного инструмента (разметочного, ударного и режущего) и приспособлений для пиления (стусла); уметь пользоваться ими при выполнении соответствующих операций;
основные виды механизмов по выполняемым функциям, а также по используемым в них рабочим частям;
виды пиломатериалов;
возможности и умения использовать микрокалькуляторы и ЭВМ в процессе работы для выполнения необходимых расчетов, получения необходимой информации о технологии обработки деталей и сборки изделий;
источники и носители информации, способы получения, хранения и поиска информации;
технику безопасности при работе с сельскохозяйственным инвентарем;
принципы ухода за одеждой и обувью.
уметь:
рационально организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при выполнении всех указанных работ;
выполнять основные операции по обработке древесины ручными налаженными инструментами, изготавливать простейшие изделия из древесины по технологическим картам;
обрезать штамповую поросль;
читать простейшие технические рисунки и чертежи плоских и призматических деталей и деталей типа тел вращения;
понимать содержание технологических карт и пользоваться ими при выполнении работ;
графически изображать основные виды механизмов передач;
находить необходимую техническую информацию;
осуществлять контроль качества изготавливаемых изделий;
читать чертежи и технологические карты, выявлять технические требования, предъявляемые к детали;
выполнять основные учебно-производственные операции и изготавливать детали на сверлильном станке;
соединять детали склеиванием, на гвоздях, шурупах;
владеть простейшими способами технологии художественной отделки древесины (шлифовка, выжигание, отделка поверхностей материалов красками и лаками);
применять политехнические и технологические знания и умения в самостоятельной практической деятельности;
набирать и редактировать текст;
создавать простые рисунки;
работать на ПЭВМ в режиме калькулятора.
Должны владеть компетенциями:
ценностно-смысловой;
деятельностной;
социально-трудовой;
познавательно-смысловой;
информационно-коммуникативной;
межкультурной;
учебно-познавательной.
Способны решать следующие жизненно-практические задачи:
вести экологически здоровый образ жизни;
использовать ПЭВМ для решения технологических, конструкторских, экономических задач и как источник информации;
планировать и оформлять интерьер: проводить уборку квартиры, ухаживать за одеждой и обувью, соблюдать гигиену, выражать уважение и заботу членам семьи, принимать гостей и правильно вести себя в гостях;
проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкционных и поделочных материалов.
Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.
Технология как учебный предмет способствует профессиональному самоопределению школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
В основной школе учащийся должен овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук.
Рабочая программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Изучение технологии призвано обеспечить:
• становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;
• развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
• формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
• приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности. Это навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Место предмета «Технология» в базисном учебном (образовательном) плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
Базисный учебный (образовательный) план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 170 учебных часов для обязательного изучения курса «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — по 68 ч., из расчета 2 ч. в неделю, в 7 классе — 34 ч., из расчета 1 ч. в неделю.
Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства), в данном случае - «Индустриальные технологии»,
Независимо от вида изучаемых технологий содержанием примерной программы предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующий раздел по учебному плану разделен на две части: первая часть выполняется в первом полугодии после прохождения тем по технологии обработки древесины и древесных материалов, вторая часть выполняется во втором полугодии и относится к темам технологии обработки металла и искусственных материалов. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).
Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в примерной программе направлены на освоение различных технологий.
Для практических работ в соответствии с имеющимися возможностями выбираются такие объекты, процессы или темы проектов для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом должна учитываться посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Использованная примерная программа для обучения школьников технологии с 5 по 7 класс разработана с учетом того, что на ее основе могут составляться авторские программы непосредственно учреждениями общего образования или авторами учебников.
Результаты изучения предмета «Технология»
Обучение в основной школе является второй ступенью пропедевтического технологического образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате обучающиеся должны научиться самостоятельноформулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Общие результаты технологического образования состоят:
• в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;
• в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;
• в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
• планирование образовательной и профессиональной карьеры;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
• расчет себестоимости продукта труда;
• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;
• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;
• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
Основное содержание курса ТЕХНОЛОГИИ
Направление «индустриальные технологии» 5 класс. Всего 68 часов.
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов |
1. | Раздел 1. Технологии обработки конструкционных материалов. Тема 1: «Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов» Тема 2 «Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов» Тема 3 «Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов»
Тема 4. «Технологии художественно-прикладной обработки | 48
20
18
2
8 |
2. | Раздел 2. Технологии исследовательской и опытнической деятельности. 8 часов Тема 1 «Исследовательская и созидательная деятельность» Тема 2«Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и уход за ними» | 20
12
8 |
Календарно-тематическое планирование предмета технологии 5 класс на 2015-2016 учебный год
№ уро-ка | Наименова-ние разделов и тем | Дата | Основные понятия (содержание) | Формирование информацион-ной компетентности | Требования к уровню подготовки обучающихся | Виды учебнойдеят-ти (на уровне УУД) | Кор-ректи-ровка |
план | факт | Предметные УУД | Метапредмет-ные УУД | Личностные УУД |
1-2 | Введение. Вводный инструктаж по технике безопас-ности. Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта | | | Технология как дисциплина и как наука. Цель и задачи изучения предмета «Технология» в 5 классе. Содержание предмета. Вводный инструктаж по охране труда. Определение творческого проекта. Выбор темы проекта. Этапы выполнения проекта | учебно-познавательная, информационнаякоммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершенствования.
| Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Алгоритмизи-рованное планирование процесса познаватель-но-трудовой деятельности. | Формирова-ние целостного мировоззре-ния | Программ-ное обучение, рассказ, беседа | |
| Технология ручной обработки древесины и древесных материалов (20ч) | | | | Учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуни-кативная,социально-трудовая, компетенция личностного совершенство-вания | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Алгоритмизированное планирование процесса познаватель-но-трудовой деятельности. | Формирова-ние способ-ности к саморазви-тию и самообразо-ванию | Знать техноло-гии обработки мате-риалов из древесины. | |
3-4 5-6 | Древесина как природный конструк-ционный материал, ее строение, свойства и области применения. | | | Древесина. Лиственные и хвойные породы древесины. Характерные свойства и признаки. Природные пороки древесины. | Учебно-познавательнаяинформа-ционная, коммуника-тивная,социально-трудовая, компетенция личностного совершенство-вания | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. Алгоритмизированное планирование процесса познаватель-нотрудовой деятельности | Формиро-вание целостного мировоз-зрения Формиро-вание способности ксаморазви-тию и самообра-зованию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Распозна-вать материалы по внешнему виду. | |
Пиломате-риалы. Древесные материалы | | | Виды древесных материалов: пиломатериалы, шпон, фанера. Области применения древесных материалов. Виды пиломатериалов. Отходы древесины и их рациональное использование. |
7-8 | Графическое изображение деталей и изделий | | | Понятие об изделии и детали. Типы географических изображений: технический рисунок, эскиз, чертеж. Масштаб. Основные сведения о линиях чертежа. Правила чтения чертежа. | учебно-познавательнаяинформацион-ная,коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Самооценка умственных и физических способ-ностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
9-10 | Рабочее место и инструменты для ручной обработки древесины | | | Устройство и назначение столярного верстака и столярных инструментов. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Комбинирование известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Овладение элементами организации умствен-ного и физического труда. | Програм-мноеобучение, рассказ, беседа | |
11-12 | Последова-тельность изготовления деталей из древесины. Технологи-ческая карта.. | | | Основные этапы технологического процесса. Технологическая карта, ее назначение. Основные технологические операции. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. | Организация учебногосотруд-ничества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Проявление познава-тельной активности. | Организо-вывать рабочее место. | |
13-14 | Разметка заготовок из древесины | | | Разметочные инструменты. Правила разметки. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Самооценка умствен-ных и физическихспособнос-тей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
15-16 | Пиление заготовок из древесины. | | | Устройство и назначение инструментов для пиления древесины. Пиление как технологическая операция. Правила безопасной работы ножовкой. Визуальный и инструментальный контроль качества выполненной операции. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Формирова-ние способности к саморазви-тию и самообразо-ванию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
17-18 | Строгание заготовок из древесины. | | | Строгание как технологическая операция. Устройство и назначение инструмента для строгания древесины. Правила безопасной работы при строгании. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
19-20 | Сверление отверстий в деталях из древесины. | | | Устройство и назначение инструментов для сверления древесины. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Формирова-ние способ-ности к саморазви-тию и самообразо-ванию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
21-22 | Соединение деталей из древесины с помощью гвоздей, саморезов. | | | Сборка изделий. Инструменты и материалы для сборки изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения | Формирова-ние целостного мировоззре-ния | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
23-24 | Соединение деталей из древесины клеем. | | | Сборка изделий с помощью клея. Инструменты и материалы для сборки изделий из древесины. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. | Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
| Технологии художест-венно - прикладной обработки материалов (8ч) | | | | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Проявление познава-тельной активности. | Выполнять работы ручныминстру-ментом. Соблюдать правила безопас-ного труда. | |
25-26 | Зачистка изделий из древесины. | | | Зачистка поверхностей деталей из древесины. Технология зачистки деталей. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Формирова-ние целостного мировоззре-ния | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
27-28 | Выпиливание лобзиком. | | | Устройство лобзика. Последовательность операций. ПОТ. Выпиливание изделий из древесины лобзиком. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Проявление познава-тельной активности. Формирова-ние способности к саморазви-тию и самообразо-ванию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Выполнять работы ручныминстру-ментом. Соблюдать правила безопас-ного труда. | |
29-30 | Выжигание по дереву. | | | Выжигатель: устройство, назначение, правила работы. ПОТ | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
31-32 | Отделка изделий из древесины выжиганием. | | | Отделка изделий из древесины выжиганием. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и техноло-гического творчества. | Развитие трудолюбия и ответствен-ности. | Выполнять работы ручныминстру-ментом. Соблюдать правила безопас-ного труда. | |
| «Технология машинной обработки металлов и искусствен-ных материалов»-2 часа. | | | | учебно-познавательная, информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовер-шенствования | Распознавания видов, назначение материалов, инструментов, оборудования в технологи- ческих процессах. | Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Проявление познава-тельной активности. | Знако-миться с механиз-мами, машинами, соедине-ниями, деталями. | |
33-34 | Понятие о машине и механизме. | | | Устройство и назначение машин и механизмов. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Формиро-вание целостного мировоззре-ния | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
| Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов (22 ч) | | | | | | | | | |
35-36 | Тонколисто-вой металл и проволока. | | | Металлы, искусственные материалы: назначение, применение, свойства. Ознакомление с образцами тонколистово-го металла, проволоки и пластмасс. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества Распознавания видов, назначение материалов, инструментов, оборудования в технологи- ческих процессах. | Алгоритми-зированноепланирова-ние процесса познава-тельно-трудовой деятельности. Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Формиро-вание способности к саморазви-тию и самообразо-ванию Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа Распозна-вать металлы, сплавы, искусст-венные материалы | |
37-38 | Рабочее место для ручной обработки металлов. | | | Устройство и назначение слесарного верстака и слесарных инструментов. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. | Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
39-40 | Ознакомле-ние с устройством слесарного верстака и тисков. | | | Слесарный верстак: его назначение и устройство. Устройство слесарных тисков. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками. | Развитие трудолю-бия и ответствен-ности. | Органи-зовывать рабочее место для слесарных работ. | |
41-42 | Графическое изображение изделий из металлов и искусствен-ных материалов. | | | Типы: технический рисунок, эскиз, чертёж. Чертёж (эскиз) деталей из металла, проволоки и искусственных материалов. Графичес-кое изображение конструктивных элементов деталей: отверстий, пазов и т. п. Чтение чертежа детали из металла и пластмассы. Развертка | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Формирование целостного мировоззрения | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
43-44 | Технология изготовления изделий из металлов и искусствен-ных материалов. | | | Виды операций при изготовлении изделий из металлов и искусственных материалов. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Формирова-ние способности к саморазви-тию и самообразо-ванию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
45-46 | Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусствен-ныхматериалов. | | | Разработка технологии изготовления деталей из металлов и искусственных материалов. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Организация учебногосотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками | Развитие трудолюбия и ответствен-ности. | Разраба-тыватьтехноло-гииизготовле-ния изделий из металлов. | |
47-48 | Правка и разметка заготовок из тонколисто-вого металла и проволоки. | | | Ручные инструменты для правки и разметки тонколистового металла и проволоки. Шаблон. Правила безопасной работы. Профессии, связанные с разметкой заготовок из металла и изготовлением шаблонов | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Самостоя-тельное определение цели своего обучения. | Формирова-ние целостного мировоззре-ния. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
49-50 | Резание и зачистка заготовок из тонколисто-вого металла, проволоки и искусствен-ных материалов. | | | Инструменты и приспособления для резания и зачистки заготовок из металла. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие моторики и координаци движений рук при работе с ручным инструментом. | Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Самооценка умственных и физических способнос-тей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
51-52 | Гибка заготовок из тонколисто-вого металла и проволоки. | | | Гибка тонколистового металла и проволоки как технологическая операция. | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. | Формирова-ние способности к саморазви-тию и самообра-зованию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
| Исследова-тельская и созидатель-ная деятель-ность(4 ч) | | | | учебно-познавательнаяинформацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностногосамосовершен-ствования | Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Формиро-вание способ-ности к саморазви-тию и самообра-зованию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
53-54 | Творческий проект «Разделоч-ная доска» | | | Обоснование темы проекта. Выбор лучшего варианта. Разработка эскизов деталей изделия. Расчёт условной стоимости материалов | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. Развитие умений применять технологии представления, преобразова-ния и использования информации. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и техноло-гического творчества. | Проявление познава-тельной активности, умственных и физических способ-ностей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
55-56 | Творческий проект «Разделоч-ная доска» | | | Выполнение эскиза, модели изделия. Изготовление детали, сборка и отделка изделия. Оформление проектных материалов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов. Презентация проекта | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. | Организация учебного сотрудни-чества совместной деятельности с учителем и сверстниками Комбиниро-вание известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Проявление познава-тельной активности. Формирова-ние способности к самораз-витию и самообразо-ванию. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. Выполнять отделку изделий из металла, проволоки и искусст-венных мате-риалов. Соблюдать технику безопас-ности | |
| «Технологии домашнего хозяйства» - 8 часов. | | | | учебно-познавательная, информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. | Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа | |
57-58 | Интерьер жилого помещения. | | | Интерьер жилых помещений. Требования к интерьеру. Предметы интерьера. Рациональное размещение мебели и оборудования в комнатах различного назначения | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества. Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности.Комбини-рование известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Проявление познава-тельной активности. Самооценка умственных и физических способнос-тей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. Разрабаты-вать эскизы изделий для дома. | |
59-60 | Технологии ухода за жилым помещением, одеждой, обувью. | | | Правила уборки помещений. Осваивание технологии удаления пятен с обивки мебели, чистки зеркальных и стеклян-ных поверхностей. | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Оценивание своей способности к труду. Осознание ответствен-ности за качество результатов труда. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. | Проявление познава-тельной активности. | Програм-мное обучение, рассказ. Находить информа-цию с помощью сети Интернет | |
61-62 | Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей. | | | Разработка технологии изготовления полезных для дома вещей. | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручным инструментом. | Алгоритми-зированное планирование процесса познава-тельно-трудовой деятельности. | Проявление познава-тельной активности. | Выполнять мелкий ремонт одежды, чистку обуви, ремонт мебели. | |
63-64 | «Изготовле-ние полезных для дома вещей» | | | Осваивание технологии ухода за обувью, правил хранения, чистки и стирки одежды. | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Планирование технологи-ческого процесса и процесса труда. | Комбини-рование известных алгоритмов технического и технологи-ческого творчества. | Формирова-ние способности к саморазви-тию и самообразо-ванию | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. | |
| Исследо-вательская и созидатель-ная деятель-ность (заключи-тельная часть) (6)ч | | | | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Овладение методами учебно-исследова-тельской и проектной деятельности. | Выявление потребностей, проектирова-ние и создание объектов, имеющих потреби-тельскую стоимость, само-стоятельная организация и выполнение различных творческих работ. | Самооценка умственных и физических способнос-тей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. Обосновы-вать выбор изделия на основе личных потребнос-тей. | |
65-66 | Защита проекта. | | | Оформление проектных материалов. Использо-вание ПК при выполнении и презентации проектов. | учебно-познавательная информацион-ная, коммуникатив-ная, социально-трудовая, компетенция личностного самосовершен-ствования | Овладение методами учебно-исследова-тельской и проектной деятельности. | Выявление потребностей, проектирова-ние и создание объектов, имеющих потреби-тельскую стоимость, самостоя-тельная организация и выполнение различных творческих работ. | Самооценка умственных и физических способнос-тей. | Програм-мное обучение, рассказ, беседа. Обосновы-вать выбор изделия на основе личных потребнос-тей. | |