СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Календарно - тематическое планирование 10 класс по учебнику Сахарова А.Н., Загладина Н.В «История России с древнейших времён до конца XIX в.»
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования России от 07.07.2005 г. 3 03-1263), на основе приказа Министерства образования №39 от 24.01.2012 г. (по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России от 27 сентября 2011 г. № 4), а также в соответствии с авторскими программами Сахарова А.Н., Загладина Н.В «История России с древнейших времён до конца XIX в.» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца 19 века. "Русское слово-учебник». Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений отечественной и всеобщей истории, теоретически осмыслить исторический материал истории с древнейших времен до конца XIX века.
Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Программа составлена исходя из следующих ценностных ориентиров:
• помощь учащимся в осознании своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;
• формирование представлений учащихся о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов;
• закрепление умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
• формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
• формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;
• формирование у учащихся понимания важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;
• формирование у учащихся понимания роли социально активной личности в истории;
• формирование у учащихся понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;
• формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;
• выработка у учащихся восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;
• выработка у учащихся умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;
• гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.
Курс имеет межпредметные связи. Учет межпредметных связей в преподавании истории позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;
Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;
Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков;
Знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры;
Курс истории предполагает работу с информацией формирует общеучебные умения, такие как:
Способность сознательно организовывать и регулировать деятельность - учебную, общественную и др.;
Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
Проявлять коммуникативную компетентность: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;
Уметь определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценки.
Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.
Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование у учащихся целостной исторической картины мира в новейший период с выделением закономерностей развития стран и народов, их культурно-исторических и политических особенностей. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.
Формы организации образовательного процесса и технологии обучения:
Выбор форм занятий в каждом конкретном случае и на различных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития учащихся, образовательной целью и многими другими факторами.
Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность.
Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей.
Нормы оценок:
Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.
Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.
Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.
Планируемый результат подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии, проекта;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
критического восприятия получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Календарно-тематическое планирование
Раздел 1. Пути и методы познания истории (4 часа)
№ П/п | Тема, тип урока | Кол-во часов | Дата | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся |
1. | Введение. Вводный урок | 1 | 05.09 | История как наука, история в системе гуманитарных наук. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. | Понимать значение понятия «история»; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса, к исследованию истории; проводить сравнительный анализ истории как науки от других социальных дисциплин |
2. | Этапы развития исторического знания Комбинированный | 1 | 06.09 | Исторический процесс. Этапы становления истории как самостоятельной дисциплины. Периодизация истории. Историческая хронология.
| Знать основные положения урока: характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития; особенности исторического познания в античную эпоху; подходы к периодизации всемирной истории. Уметь: характеризовать источники исторического знания; давать определение понятий;
|
3. | Основы исторической науки. беседа | 1 | 12.09 | Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Вопрос движущих сил исторического развития, принципы периодизации истории. Общепринятое деление исторического пути
| определять особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс; движущие силы исторического процесса (стадиальная теория); давать определение понятий; объяснять сущность марксистских взглядов на историческое развитие; работать с историческими источниками; со схемами, таблицами. Понимать значение понятия «история»; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса, к исследованию истории; проводить сравнительный анализ истории как науки от других социальных дисциплин |
4. | Россия во всемирной истории Комбинир. | 1 | 13.09 | История России – часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России. Природно-климатическая специфика России, цивилизационные особенности периодизация отечественной истории. | Понимать историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, взаимосвязь и особенности истории России и мира.
|
Раздел 2.От первобытной эпохи к цивилизации (6 часов)
5. | У истоков рода человеческого Изучение нового материала | 1 | 19.09 | Проблема происхождения человека. Первичные формы социального объединения и зарождение культуры. Формы первобытного хозяйства. «Неолитическая революция». Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Антропогенез, Эволюция, палеолит, Неолит, Цивилизация, Неолитическая революция | Знать основные положения урока: факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы; регионы, являющиеся прародиной человека; этапы первобытной истории; зарождение наскальной живописи и религиозных верований; изменения в хозяйственной деятельности человека; проблемы в отношениях человека с природой; переход от присваивающего к производящему хозяйству. Уметь: указывать факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности; объяснять изменения в человеческом обществе с началом освоения металлов. Характеризовать природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи; знать процесс формирования рас и языковых семей; определять изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Объяснять суть родоплеменных отношений.
|
6. | Государства Древнего Востока Комбинир. | 1 | 20.09 | Цивилизации Древнего мира и традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Предпосылки формирования древних цивилизаций. Особенности государственного устройства (восточная деспотия). Особенности социальной структуры. Ирригационное земледелие, Деспотия, Социальная иерархия, Касты.
| знать основные положения урока: различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни, признаки государства; как климатические и природные условия влияли на становление древних государств; положение рабов; культурные достижения Древнего Египта. Уметь: указывать причины слабости деспотических государств древности; давать характеристику деспотиям; рассказывать об особенностях развития Древней Индии; определять особенности цивилизации Древнего Китая; делать выводы об отличиях новых религий от прежних верований. Называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований; характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности.
|
7. | Культура стран Древнего Востока беседа | 1 | 26.09 | Мифологическая картина мира. Культурное наследие древневосточных цивилизаций. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.
| Характеризовать древнейшие системы правовых норм; характеризовать религии (зороастризм, буддизм, конфуцианство, иудаизм). Коррупция в Древнем Египте и Шумере. Древнеиндийские трактаты.
|
8. | Цивилизация Древней Греции Комбинир. | 1 | 27.09 | Составление схемы «Образование и распад державы А. Македонского». Понятие «Античность», ее хронологические рамки. Особенности политического и социального устройства античного полиса. Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Полис, Демократия, Аристократия, Олигархия, Республика, Гражданская община, Диктатура, Империя, Классическое искусство, Философия.
| Знать основные положения урока: древнейшая цивилизация Греции; особенности хозяйственной деятельности греков; Уметь: рассказывать о вариантах развития древнегреческого полиса; определять общее в развитии полисов и отличие; представлять пирамиду социальной структуры общества; объяснять, почему в античную эпоху велись войны за господство над Средиземноморьем; делать сравнительный анализ причин кризиса полисного устройства и отличительные черты в развитии полисов; выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции; характеризовать варианты развития древнегреческого полиса; излагать ключевые события эпохи Античности.
|
9. | Древнеримская цивилизация Комбинир. | 1 | 03.10 | Рассмотрение ключевых вопросов темы, составление политического портрета деятелей эпохи, Появление бюрократии. Кризис Римской республики, становление Римской империи. «золотой век» Римской империи.
| определять общее в развитии римского общества и афинского полисов и отличие; представлять пирамиду социальной структуры римского общества; условия установления республики; объяснять, почему в античную эпоху велись войны за господство над Средиземноморьем; указывать факторы, обусловившие кризис Римской республики; высказывать оценочные суждения о характере завоеваний А. Македонского
|
10. | Культурно-религиозное наследие Античной цивилизации (Урок-практикум) | 1 | 04.10 | Дохристианские верования античности, возникновение христианства, культура Древней Греции, Древнего Рима. | Составление таблицы «Новый этап духовной жизни». Участие в обсуждении вопросов темы. указывать демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов; экономические и политические причины кризиса Римской империи; характеризовать общественный уклад племен, которые римляне называли варварами |
Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века 18 часов
11. | Европа в эпоху раннего Средневековья беседа | 1 | 10.10 | Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Понятие «Средние века». Проблемы периодизации Средневековья. Образование германских государств. Формирование феодального землевладения и его влияние на политическую систему и социальную структуру. Феод, Феодальные отношение, Феодальные повинности, феодальное право, Сословия, Вассальные отношение, Феодальная раздробленность, Крестовые походы.
| Знать основные положения урока: особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья; специфику землевладения и землепользования. причины обострения конфликтов между церковной и светской властью; Уметь: характеризовать положение зависимого населения; роль христианской церкви; объяснять, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях, указывать предпосылки усиления королевской власти в странах Западной Европы
|
12. | Рождение исламской цивилизации Урок-лекция | 1 | 11.10 | Участие в беседе, составление конспекта «Возникновение исламской цивилизации». Арабские завоевания. Арабский халифат. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья и их вклад в мировую культуру. Ислам, Халифат.
| Знать основные положения урока: природные условия Аравийского полуострова; какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов; достижения халифата. Знать последствия распространения ислама на Ближнем Востоке Уметь: рассказывать о возникновении ислама; объяснять, почему арабы легко покорили огромные территории и подчинили народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития.
|
13. | Славяне в раннем Средневековье Комбинир. | 1 | 17.10 | Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Восточные славяне в древности. Языковая общность (семья, группа), племя (племенной союз), | оказывать на карте места расселения индоевропейцев, славян и их соседей, маршруты переселения и наносить на контурную карту, называть причины складывания крупных племенных союзов; давать характеристику общественной организации славян и их соседей; представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта; показать в ответе своеобразие духовного и культурного развития Руси |
14. | Образование Древнерусского государства Урок-дискуссия | 1 | 18.10 | Участие в обсуждении вопросов темы: Происхождение государственности у восточных славян. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Возникновение государства восточных славян. государство, варяги, «норманнская теория».
| Характеризовать особенности российского Средневековья; устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и экономическими, социальными и политическими процессами на территории страны Выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические); характеризовать признаки Древнерусского государства, особенности княжеской власти; знать своеобразие военной организации Древнерусского государства– приводить разные точки зрения о создании государства у славян, давать им оценку |
15. | Расцвет Древней Руси, ее социально-экономическое развитие Комбинир. | 1 | 24.10 | Работа с документами, участие в беседе. Князья и дружина. Вечевые порядки Дань и подданство. Принятие христианства. Международные связи Древней Руси. Князь, Рюриковичи, бояре, вече, погосты, уроки, Русская правда, летопись, «Путь из варяг в греки». Категории населения древней Руси. «Русская правда». Князья, бояре, дружинники, градские люди, гости, крестьяне, смерды, закупы, рядовичи, холопы.
| раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; указывать основные направления внутренней и внешней политики русских князей; давать оценку завоеваниям русских князей и их значению для государства; характеризовать исторических деятелей, используя источники и дополнительную литературу. Знать: категории населения древней Руси, их имущественное и правовое положение, особенности землевладения в Древней Руси Уметь: использовать исторический документ («Русская правда») для описания правового и экономического положения категорий населения |
16. | Политическая раздробленность Руси Урок-лекция | 1 | 25.10 | Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Причины политической раздробленности. Уделы, Лествичная система, Междоусобные войны, Любечский съезд князей. Характеризовать предпосылки политической раздробленности на Руси; сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия; высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси; характеризовать крупные княжества | Знать: причины раздробленности Руси; причины междоусобной борьбы, восстаний в период раздробленности государства; экономические, социальные и политические причины феодальной раздробленности. Уметь: показывать на карте территории княжеств, места восстаний; давать сравнительную характеристику экономическому, социально-политическому и культурному развитию отдельных княжеств
|
17. | Культура Руси X-начала XIIIв. Зарождение русской цивилизации семинар | 1 | 07.11 | Христианская культура и языческие традиции. Православие и католицизм. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
| Знать: события и процессы, повлиявшие на развитие русской культуры X–XIII вв., влияние Византии на русскую культуру; Уметь: определять, что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта; раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни, показать в ответе своеобразие духовного и культурного развития Руси
|
18. | Католический мир на подъеме Комбинир. | 1 | 08.11 | Участие в обсуждении вопросов темы. Роль христианской церкви, взаимоотношения светской и церковной властей. Индульгенция. Продажность церкви. | определять роль христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной властей |
19. | Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. Комбинир. | 1 | 14.11 | Китай до монгольского завоевания, держава Чингисхана, образование Османской империи и падение Византии, империя Великих Монголов
| Участие в обсуждении вопросов темы. Арабский халифат. Византия. Государственное устройство. Определять особенности государственного устройства Арабского халифата, Византийской империи; проводить сравнительный анализ данных государств; |
20. | Монгольское нашествие на Русь Комбинир. | 1 | 15.11 | Монгольские завоевания. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Русь и Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Принятие Ордой ислама. Орда, ярлык, ясак, баскаки, иго (вторжение), | знать : своеобразие исторического развития, образа жизни кочевых народов Центральной Азии и причины их экспансии на Запад. три враждебные силы, сосредоточившиеся у северо-западных границ русских земель в XIII веке; борьба народа с завоевателями, сущность ига; причины победы над крестоносцами и причины поражения в борьбе с монголо-татарами; Уметь: доказывать или опровергать утверждение, что Руси противостоял очень сильный противник, превосходивший ее в политическом, экономическом и военном отношении; раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; излагать историю противостояния Руси монголо-татарскому нашествию |
21. | Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского Беседа | 1 | 21.11 | Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. тевтонский орден, крестовый поход Политика Александра Невского. | Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Определять характер взаимоотношений Руси с Западом, определить его влияние на весь ход русской истории; |
22. | Западная Европа в
XIV-XV вв. Комбинир. | 1 | 22.11 | Упадок феодального хозяйства. Столетняя война. Коммунальное движение. Формирование централизованных государств в Европе. | Знать: основные причины, участников Столетней войны, исторические личности. Уметь: показывать на карте и называть европейские государства эпохи |
23. | Европейская культура, наука и техника в средние века Урок-семинар | 1 | 28.11 | Христианская культура Европы. Романский стиль. Готика. Технические изобретения средневековья. Схоластика. Алхимия. Образование в средневековье. Средневековая поэзия. Шуты и менестрели. | Знать: основные достижения и отличительные черты средневековой культуры; называть деятелей культуры и науки; технические изобретения эпохи Уметь: характеризовать основные произведения средневековой культуры. |
24. | Мир за пределами Европы в Средние века беседа | 1 | 29.11 | Доколумбовы цивилизации Америки, древние цивилизации Африки, торговые пути средневековья | Составление таблицы |
25. | Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы Комбинир. | 1 | 05.12 | Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания. | Знать: специфику русских земель в составе Литовского княжества. Знать особенности геополитического положения Древнерусского государства, внешней политики Руси в период ордынского владычества; определять итоги русской внешней политики XV-XVI вв.; проводить сопоставительный анализ внешней политики России от западноевропейских стран.
|
26. | Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского Комбинир. | 1 | 06.12 | Куликовская битва. Взаимосвязь процессов объединения и освобождения от ордынского владычества. Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. | анализ исторической информации, причинно-следственные связи между игом Золотой Орды и последующим развитием российской государственности ;характеристика этнических процессов в русских землях, раскрыть ключевые события политической истории России в XIV–XV вв.; участвовать в дискуссиях по изучаемой проблеме, формировать собственную позицию, используя для аргументации исторические сведения; |
27. | Междоусобная война на Руси беседа | 1 | 12.12 | Война за московский престол, отношение Орды к междоусобной войне, превращение Московского княжества в Московское государство. Итоги феодальной распри | Анализ исторической информации, знание фактов. Аргументация своей позиции с опорой на фактический материал. |
28. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир от первобытности до Средневековья» | 1 | 13.12 | Урок контроля и коррекции знаний. Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщать и структурировать пройденный материал |
Раздел 4. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVIIIв.)11 часов
29. | На заре новой эпохи Урок-лекция | 1 | 19.12 | Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. | Знать: основные положения урока: точки зрения на периодизацию истории Нового времени; факторы и события, определяющие кризис традиционного общества в Европе; основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения; причины, побуждающие европейцев искать новые морские пути в Индию. – основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения; основные достижения науки Уметь: рассказывать о соперничестве Испании и Португалии в открытии новых земель; характеризовать доколумбовые цивилизации Америки; цели политики испанских завоевателей; последствия создания колониальных империй и открытие новых морских торговых путей. Характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию. |
30. | Западная Европа: новый этап развития Комбинир. | 1 | 20.12 | Черты капитализма в европейской экономике к концу 15 века. Капитализм, Частная собственность, Буржуазия, Пролетариат, Новое дворянство, Огораживания, Первоначальное накопление, «Революция цен», Колонизация. | Знать: основные положения урока: черты традиционного общества; факторы и события, определяющие кризис традиционного общества в Европе; признаки капитализма. Уметь: объяснять исторические явления эпохи; приводить аргументы; владеть исторической терминологией
|
31. | Тридцатилетняя война и первые революции в Европе
| 1 | 26.12 | Религиозные войны 16-17 вв. в Европе и их последствия. Особенности Реформации в разных странах Европы (Англия, Германия, Франция, Голландия). Протестанты, Лютеране, Кальвинисты, Пуритане, Гугеноты, Религиозные войны | Знать: основные положения урока: – значение Контрреформации; изменение политики Римско-католической церкви. Уметь: – перечислять факторы, содействовавшие ослаблению влияния Римско-католической церкви стран Европы |
32. | Образование Русского централизованного государства Урок-дискуссия | 1 | 27.12 | Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов. | Знать: – события XV в., способствовавшие изоляции русских земель от западной цивилизации; – особенности формирования многонационального государства. Уметь: – показывать изменения политической карты Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III; – высказывать суждения на основе исторических фактов и событий; – изображать в виде схемы органы центрального и местного управления Руси в XV в.; – характеризовать роль Судебника 1497 г.; – показывать на карте основные направления внешней политики Ивана III; – давать характеристику социально-экономической
|
33. | Правление Ивана IV Грозного Урок-практикум | 1 | 09.01 | Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в. Реформы «Избранной рады». Расширение территории России в 16 веке. Ливонская война. Приказы, Стоглавый собор, Земский собор, стрельцы, Земщина,
| Знать: сущность реформ и сравнивать с реформами предшествующего периода; основные задачи внутренней и внешней политики Ивана Грозного, причины введения опричнины, ее итоги и последствия для государства. основные направления и задачи внешней политики России в эпоху Ивана IV. причины складывания самодержавной формы государственности в России; характеризовать личность Ивана Грозного, Уметь: показывать по карте опричные земли и земщину; давать оценку опричнины современными историками; давать сравнительную характеристику двух исторических личностей |
34. | Культура и быт России в XIV-XVI вв. семинар | 1 | 10.01 | Исторические сочинения: летописи, жития, сказания, хождения. Грамотность и книгопечатание. Зодчество, живопись, фольклор. Быт | Знать: основные достижения и отличительные черты русской культуры и быта эпохи ХIV-ХVI в. в.; называть деятелей культуры и науки; технические изобретения эпохи Уметь:-характеризовать произведения культуры 16 в. |
35. | Смутное время на Руси Комбинир. | 1 | 16.01 | Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Причины смуты. Гражданская война в период смуты, иностранная интервенция в период смуты. Окончание и последствия смутного времени. Термины: Смута, династический кризис, гражданская война, самозванец, семибоярщина, интервенция, ополчение, династия Романовых.
| характеризовать положение страны в период Смуты; называть причины Смуты, народных восстаний, используя документы; показывать на карте районы восстаний, места сражений, интервенции; объяснять последствия самозванства и интервенции для страны; давать оценочную характеристику государственным и религиозным деятелям; рассказывать о народных героях и их роли в освобождении страны; объяснять происхождение названия «Смутное время»; характеризовать политику Бориса Годунова; объяснять появление самозванца Лжедмитрия; сравнивать политику и личности Бориса Годунова и Лжедмитрия; называть причины прихода к власти Василия Шуйского |
36. | Россия при первых Романовых беседа | 1 | 17.01 | восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в. Всероссийский рынок, мануфактура, Сословия, Соборное уложение, «Бунташный век» Реформа Никона, Основные направления и результаты внешней политики. Вечный мир, Переяславская рада, Запорожская сечь, острог, ясак
| Знать: имена крупнейших русских деятелей; характеристику их вклада в историю Уметь: характеризовать положение страны в период и после Смуты; показывать на карте районы восстаний, места сражений, интервенции; объяснять последствия самозванства и интервенции для страны; давать оценочную характеристику государственным и религиозным деятелям; рассказывать о народных героях и их роли в освобождении страны; сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчения, причины победы Второго ополчения; характеризовать положение России после Смуты; определять успехи России во внутренней жизни и внешней политике; давать оценку способам достижения и цене достигнутых успехов; характеризовать личность Михаила Романова; сравнивать причины крупнейших восстаний, происшедших в годы правления Алексея Михайловича;– характеризовать личность Алексея Михайловича; причины проведения церковной реформы; |
37. | Экономическое и общественное развитие России в XVIIв. Урок-практикум | 1 | 23.01 | Заполнение таблицы, работа по учебнику, в тетрадях. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Формирование российских сословий и этапы закрепощения крестьян крепостное право, феодальные повинности, тягло.
| Знать: формы землевладения в России ХVII в.; характеризовать особенности социальной структуры русского государства. Уметь: перечислять характерные черты развития сельского хозяйства России в XVII в.; объяснять смысл основных исторических терминов; объяснять, какие новые явления в торговле появились в XVII в.; охарактеризовать и сравнивать сословия России XVII в. делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и второй половины XVII в. |
38. | Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVIIв. семинар | 1 | 24.01 | Политическое и общественное устройство России в начале нового времен. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в. | Уметь: давать характеристику политического и общественного устройства России к. XVII в. Знать: произведения культуры народов России в XV – XVII вв. Уметь объяснять в чем выражалось обмирщение русской культуры в XVII в. |
39. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVIIв.) | 1 | 30.01 | Урок контроля и коррекции знаний. Урок обобщения и систематизации знаний | Обобщать и структурировать пройденный материал
|
Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (10 часов)
40. | Промышленный переворот в Англии и его последствия Комбинир. | 1 | 31.01 | Предпосылки промышленного переворота. Этапы промышленного переворота. Последствия промышленного переворота. Мануфактура, Фабрика, Разделение труда, Индустриальное производство, Монополии, Финансовый капитал, Капиталистическая эксплуатация
| Знать: основные положения урока: социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота; технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота; последствия промышленного переворота; значение промышленного переворота и модернизация общества; особенности промышленного развития отдельных регионов Европы; страны, ставшие лидерами промышленного развития; социальные последствия второй промышленной революции. Уметь характеризовать политику правящих кругов Англии |
41. | Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм беседа | 1 | 06.02 | От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. Кризис религиозного мировоззрения в Европе. Идеи Просвещения и их роль в политическом, социальном и культурном развитии стран Европы и мира. Теория естественных прав, Общественный договор, Разделение властей, Социальная революция, Просвещенный абсолютизм, Теория прогресса | Знать: - основных представителей эпохи Просвещения и их идеи Уметь: – характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию; – объяснять распространение идей просвещенного абсолютизма |
42. | Государства Азии в XVII-XVIIIвв. Комбинир. | 1 | 07.02 | Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. | Знать: как проходила европейская колониальная экспансия. уметь характеризовать Традиционные общества Востока в ХVII-ХVIII в.в. |
43. | Россия при Петре I | 1 | 13.02 | Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Северная война. Результаты и последствия преобразований. Абсолютизм, Сенат, Коллегии, Протекционизм, Меркантилизм, Секуляризация, Синод, Гвардия, Рекрутская повинность, Табель о рангах, Тайная канцелярия, Академия
| Знать: причины и итоги Северной войны (положительные и отрицательные). причины народных восстаний, состав участников, итоги. Уметь: выявить причины и истоки реформ Петра I; сопоставить процесс развития России и стран Западной Европы; анализировать основные изменения в различных сферах жизни общества в начале XVIII в.; дать характеристику основных направлений внешней политики России, соотнести их с национальными задачами страны; участвовать в дискуссиях по проблеме развития России в XVIII в.; формулировать собственную позицию по обсуждаемой проблеме; показывать на карте территории, вошедшие в состав России, рассказывать о значении открытий, выделять последствия петровских преобразований, используя документы; характеризовать положение разных слоев общества в период реформирования страны; давать оценку роли личности в историческом процессе; сравнивать развитие России с другими странами Западной Европы.
|
44. | Россия в период дворцовых переворотов Комбинир. | 1 | 14.02 | Причины и хронология дворцовых переворотов. Особенности внутренней и внешней политики в 1725-1762 гг. Фаворитизм, Тайный совет, Кондиции, Бироновщина, Иметь представление о политике просвещенного абсолютизма, личности монарха и жизни российского общества в данный период; об изменении геополитической ситуации в мире, в Европе, в России на протяжении XVIII в.
| анализировать явления разложения феодально-крепостнического хозяйства России; дать оценку территориальным и национальным проблемам во внешней политике России; выявлять типичные черты; особенности культурного процесса в России второй половины XVIII в., а также преемственности, связывающей этот этап с предшествующим, различия этих этапов; анализировать факторы, влиявшие на духовную и культурную жизнь российского общества. сравнивать периоды правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра III; внутреннее и международное положение России в конце правления Петра I и к 1762 г. -давать оценочную характеристику участникам дворцовых переворотов; |
45. | Расцвет дворянской империи беседа | 1 | 20.02 | Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Просвещение, Просвещенный абсолютизм, Жалованная грамота, Уложенная комиссия, Приписные и посессионные крестьяне
| Знать: последствия дворцовых переворотов для России. Уметь: анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; давать характеристику исторической личности, ее реформаторской деятельности; характеризовать политическую обстановку в России и в Европе в период правления Екатерины II; анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; показывать на карте восстаний, территории, вошедшие в состав России; сравнивать личность и политику Екатерины II с предшествовавшими ей правителями России после Петра Великого; |
46. | Могущая внешнеполитическая поступь империи Комбинир. | 1 | 21.02 | Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века. | Знать: внешнеполитические события, оказывающие решающее влияние на развитие экономики России во второй половине XVIII в. Уметь: характеризовать политическую обстановку в России и в Европе в период правления Екатерины II; анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; показывать на карте места военных событий, восстаний, территории, вошедшие в состав России; определять цели и направления внешней политики Екатерины II; оценивать итоги внешней политики Екатерины II |
47. | Экономика и население России во второй половине XVIIIв. Комбинир. | 1 | 27.02 | Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Экономическое развитие. Российские сословия и социальные движения второй половины 18 века. | Знать: факторы развития экономики во второй половине XVIII в; внешнеполитические события, оказывающие решающее влияние на развитие экономики России во второй половине XVIII в. Уметь: анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; составлять развернутый план исторических событий. |
48. | Культура и быт России XVIIIв. семинар | 1 | 28.02 | Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой. Официальная культура. Государственная идеология. | Знать: особенности развития культуры во второй половине XVIII в.; новые черты в развитии культуры. Уметь: определять роль зарубежного влияния на российскую культуру; сравнивать быт россиян XVIII в. с бытом в XVII веке |
49. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации» | 1 | 06.03 | Урок контроля и коррекции знаний. Урок обобщения и систематизации знаний | Работа в группах, выполнение творческих заданий |
Россия и мир в конце XVIII-XIXв. 18 часов
50. | Война за независимость в Северной Америке беседа | 1 | 07.03 | Американская революционная война (1775—1783). Лоялисты и революционеры. Независимость 13 английских колоний. 1-й и 2-й Континентальный конгресс | Знать: – причины и последствия войны; - участники событий; - исторические личности; - решения Континентального конгресса |
51. | Великая французская революция и ее последствия для Европы Комбинир. | 1 | 13.03 | Революционное движение во Франции. Либеральное движение в Англии Реставрация, Июльская революция, Вторая империя, Третья республика. | знать: причины и последствия революции во Франции; Уметь: рассказывать об особенностях освободительного движения в Европе; |
52. | Европа и наполеоновские войны Комбинир. | 1 | 14.03 | Причины и основные цели наполеоновских войн в Европе. Венский конгресс и его влияние на новую европейскую политику. Империя, Коалиция, Континентальная блокада, Ватерлоо, Битва народов, 100 дней Наполеона, Венский конгресс
| Знать: основные положения урока: основные события Наполеоновских войн, результаты Венского конгресса, содержание международных договоров. Уметь: объяснять причины и основные цели наполеоновских войн, показывать на карте места важнейших сражений, давать характеристику политическим деятелям, оценивать результаты и последствия войн. |
53. | Россия в начале XIXв. Отечественная война 1812 Комбинир. | 1 | 20.03 | Причины, цели и задачи либеральных реформ. Методы, темпы реформирования. Источники финансирования. Отношение власти и общества к реформам. Россия в общеевропейских наполеоновских войнах. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. | Знать основные направления политики Александра I, анализировать причины, результаты Отечественной войны 1812г., характеризовать основные решения Венского конгресса, заполнение таблицы. |
54. | Россия и Священный союз. Тайные общества. беседа | 1 | 21.03 | Формирование официальной идеологии. Либеральное движение. Революционное движение. Политический терроризм. Теория официальной народности, Цензура, Жандармерия, Западники, Славянофилы, Публицистика, «Хождение в народ»
| Знать: – предпосылки движения декабристов; – отличие движения декабристов от предшествующих ему выступлений против власти в России. Уметь: – давать характеристику лидерам общественного движения, их взглядам о развитии России, используя материал дополнительной литературы; – составлять и заполнять таблицу «Сравнительная характеристика теории официальной народности, взглядов славянофилов и западников»;
|
55. | Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг. Комбинир. | 1 | 03.04 | Кризис монархий. II республика. 2 империя. Наполеон III. Причины и итоги европейских революций 19 в. | Уметь: указывать даты, причины, задачи и ход революций 1820-1840-х г.г.в Европе. |
56. | Европа: облик и противоречия промышленной эпохи | 1 | 04.04 | Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени. | Знать: что такое промышленный переворот. Уметь: объяснять характеризовать достижения технического прогресса.
|
57. | Страны Западного полушария В XIX в. Гражданская война в США Комбинир. | 1 | 10.04 | Освободительные революции в странах Латинской Америки .США в первой половине XIX в. Причины и последствия гражданской войны. Программа реконструкции юга. | Знать: ход гражданской войны. Основные исторические факты. Уметь: указывать причины и последствия Гражданской войны в США.
|
58. | Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока | 1 | 11.04 | Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.
| Знать: что такое колония и метрополия. Уметь объяснить, в чем заключается Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв. |
59. | Россия при Николае I. Крымская война беседа | 1 | 17.04 | Имперская внешняя политика России. | Знать: - какие события в жизни Европы и Азии влияли на внешнюю политику России. - основные направления вешней политики России. Уметь: – характеризовать причины войн России с Персией и Турцией в 1820-е годы и их итоги; – объяснять трудности в реализации принципов Венской системы; – характеризовать причины Крымской войны и ее итоги; – проследить по исторической карте этапы вхождения в состав России народов Кавказа; – проводить поиск исторической информации в источниках разного типа об обычаях, традициях, культурных особенностях народов Кавказа; – составить тезисы «Россия и освободительное движение народов Балканского полуострова»; – показать соотношение военных сил, ход военных операций в Крымской войне, составить рассказ о героях войны и её результатах.
|
60. | Воссоединение Италии и объединение Германии Урок-лекция | 1 | 18.04 | Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. Сардинское королевство. К. Кавур. О. фон Бисмарк. Д. Гарибальди. Франко-прусская война и завершение объединения Германии. |
знать: причины, этапы и значение объединения Италии, Германии, уметь их сравнивать.
|
61. | Россия в эпоху реформ Александра II Комбинир. | 1 | 24.04 | Особенности перехода России к индустриальному обществу. Этапы российской индустриализации. Перемены в социальной структуре. Россия в системе мировой экономики. Промышленный переворот, индустриализация, капитализм, буржуазия, пролетариат
| Знать и понимать специфику исторического пути России в мировом сообществе; – имена государственных и общественных деятелей. Уметь: – анализировать и сравнивать государственных деятелей, их проекты, программы, давать им оценку на основе источника; – проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; – указывать социальные изменения, описывать уровень жизни разных социальных групп; – выделять характерные черты российского просвещения; – владеть навыками письменной речи; – рассказывать о территории и жителях России, используя карту; – выделять существенные черты социально-экономического и политического развития России; – объяснять сущность и итоги реформ; – указывать направления внутренней и внешней политики государства в первой половине ХIХ в.
|
62. | Правление Александра III беседа | 1 | 25.04 | Перемены во внутренней политике. Укрепление государственной власти. Политика в области просвещения и цензуры. Попечительская политика. Император Александр III. Наступление консерваторов. Контрреформы 1880 г.г..Модернизация экономики. Национальная политика. | анализировать социальную политику правительства и мероприятия в отношении земств и судов; рассказывать о национальной политике правительства Александра III; формулировать итоги царствования Александра III.
|
63. | Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIXв. | 1 | 08.05 | буржуазия, «средний класс», пролетариат. Шовинизм. Формирование идеологии либерализма, социализма консерватизма. Второй Интернационал. Лейбористская партия. Социальный реформизм во 2 половине 19 -н. 20 в. | Уметь: давать характеристику основным классам капиталистического общества. Знать: особенности их развития в к.19-н. 20в., сущность демократических реформ.
|
64. | Власть и оппозиция в России середины-конца XIXв. | 1 | 15.05 | Общественные движения 2 половины 19 в. Революционное народничество. Либеральное движение. Народовольцы. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова. | Знать: направления и сущность общественных движений 2-ой половины ХIХ в. Уметь: – сравнивать различные течения в народничестве; - называть исторические личности лидеров народнического движения - характеризовать основные направления проекта реформ М. Т. Лорис-Меликова.
|
65. | Наука и искусство в XVIII-XIXвв. семинар | 1 | 16.05 | Факторы, оказавшие влияние на русскую культуру. Научно-технический прогресс и развитие образования. Художественные стили и направления. Культура быта. Классицизм, Романтизм, Критический реализм, Эклектика, Модерн, Массовая культура, «Золотой век»
| Знать: какое влияние культура оказала на развитие русского общества и мировую культуру Уметь: – сравнивать развитие культуры России первой и второй половины XIX в.; – приводить примеры влияния развития культуры России на политическую и общественную жизнь страны второй половины столетия. |
66. | Золотой век русской культуры Урок-практикум | 1 | 22.05 | Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.
| Знать: достижения культуры народов России. Уметь: объяснять, в чем состоит ее связь русской культуры с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в. |
67. | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в конце XVIII-XIX» | 1 | 23.05 | Проверка и закрепление знаний по теме | Выполнение тестовых заданий |
68. | Итоговое повторение по курсу: «История с древнейших времен до конца XIXв» | 1 | 29.05 | Итоговое повторение курса истории. | Уметь: сравнивать исторические факты, делать выводы, выполнять задания
|