СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно - тематическое планирование

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно - тематическое планирование 10 класс по учебнику Сахарова А.Н., Загладина Н.В «История России с древнейших времён до конца XIX в.» 

Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование»

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по истории (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования России от 07.07.2005 г. 3 03-1263), на основе приказа Министерства образования №39 от 24.01.2012 г. (по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России от 27 сентября 2011 г. № 4), а также в соответствии с авторскими программами Сахарова А.Н., Загладина Н.В «История России с древнейших времён до конца XIX в.» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Программа обеспечена учебником: Сахаров А.Н., Загладин Н.В. История с древнейших времен до конца 19 века. "Русское слово-учебник». Используемый учебно-методический комплект позволяет учащимся получить глубокие и прочные базовые знания основных событий, фактов и явлений отечественной и всеобщей истории, теоретически осмыслить исторический материал истории с древнейших времен до конца XIX века.

Общая характеристика учебного предмета, курса, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.







Программа составлена исходя из следующих ценностных ориентиров:

• помощь учащимся в осознании своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

• формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторических эпох;

• формирование представлений учащихся о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого, знания об историческом опыте человечества важны для понимания школьниками современных общественных процессов;

• закрепление умения разделять процессы на этапы и звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять и классифицировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

• формирование умения находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов деятельности, комбинировать их в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

• формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;

• формирование у учащихся понимания важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;

• формирование у учащихся понимания роли социально активной личности в истории;

• формирование у учащихся понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;

• формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;

• выработка у учащихся восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

• выработка у учащихся умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

• гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут ему жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Курс имеет межпредметные связи. Учет межпредметных связей в преподавании истории позволит устранить дублирование между новым и уже знакомым учащимся содержанием. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Важны межпредметные связи с курсом обществознания. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществознания позволит учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном сообществе;

Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширит знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепит умение оперировать статистическим и картографическим материалом;

Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательной области «Филология» значительно повысит коммуникативный потенциал процесса обучения, позволит учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков;

Знание учащимися исторических основ процесса духовного творчества расширит их возможности при изучении курсов литературы, музыки и мировой художественной культуры, а также духовно-нравственной культуры;

Курс истории предполагает работу с информацией формирует общеучебные умения, такие как:

Способность сознательно организовывать и регулировать деятельность - учебную, общественную и др.;

Работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

Проявлять коммуникативную компетентность: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

Уметь определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценки.

Интегрирование учебного материала по отечественной и всеобщей истории создает у учащихся полноценные представления об основных этапах, закономерностях развития человечества в целом и нашей страны в частности, о многообразии форм экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни общества, о единстве всемирной истории.

Материал курса позволяет показать многообразие путей и форм исторического процесса, его неоднолинейность, многоаспектность, противоречивость. Должное внимание уделяется дискуссионным проблемам исторической науки. При этом акцент сделан на формирование у учащихся целостной исторической картины мира в новейший период с выделением закономерностей развития стран и народов, их культурно-исторических и политических особенностей. Особое внимание уделяется месту и роли России в мировых исторических и политических процессах. Предлагаемая рабочая программа предоставляет учащимся получить необходимый минимум исторических знаний. Курс основан на социокультурном подходе к рассмотрению исторического процесса, на выделении наиболее характерных тенденций в развитии различных народов. Происходит ознакомление с источниками и историографией. Первостепенное значение уделяется человеку и его духовному развитию в историческом процессе.

Формы организации образовательного процесса и технологии обучения:

Выбор форм занятий в каждом конкретном случае и на раз­личных этапах обучения определяется степенью сложности изучаемого материала, уровнем общего развития учащихся, образовательной це­лью и многими другими факторами.

Рабочая программа предусматривает индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую, проектную деятельность.

Предполагается проведение разных типов уроков: лекции, семинары, практикумы, уроки-презентации, зачеты, которые способствуют лучшему усвоению учащимися определенной суммы знаний, развитию личности познавательных и созидательных способностей.

Нормы оценок:

 Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Оцениваются ответы на вопросы, участие в беседе, исправление ответов товарищей, умение использовать различные источники знаний, текст учебного пособия, рассказ учителя, наглядный материал, научно-популярную и художественную литературу, различного рода источники и документы, кинофильмы и другую информацию, почерпнутую на уроках по другим предметам, умение правильно анализировать явления окружающей жизни и т.д.

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

Оценка «3» - в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

Планируемый результат подготовки учащихся на конец учебного года в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

периодизацию всемирной и отечественной истории;

современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

историческую обусловленность современных общественных процессов;

особенности исторического пути развития России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта, реферата, рецензии, проекта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

критического восприятия получаемой извне социальной информации;

соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

















Календарно-тематическое планирование

Раздел 1. Пути и методы познания истории (4 часа)

П/п

Тема, тип урока

Кол-во

часов

Дата

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

1.

Введение.

Вводный урок

1

05.09

История как наука, история в системе гуманитарных наук. Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний.

Понимать значение понятия «история»; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса, к исследованию истории; проводить сравнительный анализ истории как науки от других социальных дисциплин

2.

Этапы развития исторического знания

Комбинированный

1

06.09

Исторический процесс. Этапы становления истории как самостоятельной дисциплины. Периодизация истории. Историческая хронология.


Знать основные положения урока: характерные черты исторической науки на ранних стадиях ее развития; особенности исторического познания в античную эпоху; подходы к периодизации всемирной истории.

Уметь: характеризовать источники исторического знания; давать определение понятий;


3.

Основы исторической науки.

беседа

1

12.09

Проблема достоверности и фальсификации исторических знаний. Вопрос движущих сил исторического развития, принципы периодизации истории. Общепринятое деление исторического пути


определять особенности религиозно-мистических взглядов на исторический процесс; движущие силы исторического процесса (стадиальная теория); давать определение понятий; объяснять сущность марксистских взглядов на историческое развитие; работать с историческими источниками; со схемами, таблицами. Понимать значение понятия «история»; характеризовать основные подходы к периодизации исторического процесса, к исследованию истории; проводить сравнительный анализ истории как науки от других социальных дисциплин

4.

Россия во всемирной истории

Комбинир.

1

13.09

История России – часть всемирной истории. Народы и древнейшие государства на территории России. Природно-климатическая специфика России, цивилизационные особенности периодизация отечественной истории.

Понимать историческую обусловленность фор­мирования и эволюции общественных институ­тов, систем социального взаимодействия, взаи­мосвязь и особенности истории России и мира.







Раздел 2.От первобытной эпохи к цивилизации (6 часов)

5.

У истоков рода человеческого

Изучение нового материала

1

19.09

Проблема происхождения человека. Первичные формы социального объединения и зарождение культуры. Формы первобытного хозяйства. «Неолитическая революция». Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Антропогенез, Эволюция, палеолит, Неолит, Цивилизация, Неолитическая революция

Знать основные положения урока: факторы, способствовавшие выделению человека из мира природы; регионы, являющиеся прародиной человека; этапы первобытной истории; зарождение наскальной живописи и религиозных верований; изменения в хозяйственной деятельности человека; проблемы в отношениях человека с природой; переход от присваивающего к производящему хозяйству.

Уметь: указывать факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства и появлению частной собственности; объяснять изменения в человеческом обществе с началом освоения металлов. Характеризовать природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи; знать процесс формирования рас и языковых семей; определять изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Объяснять суть родоплеменных отношений.


6.

Государства Древнего Востока

Комбинир.

1

20.09

Цивилизации Древнего мира и традиционное общество: социальные связи, экономическая жизнь, политические отношения. Архаичные цивилизации Древности. Предпосылки формирования древних цивилизаций. Особенности государственного устройства (восточная деспотия).

Особенности социальной структуры. Ирригационное земледелие, Деспотия, Социальная иерархия, Касты.


знать основные положения урока: различия государственной и родоплеменной организации общественной жизни, признаки государства; как климатические и природные условия влияли на становление древних государств; положение рабов; культурные достижения Древнего Египта.

Уметь:

указывать причины слабости деспотических государств древности; давать характеристику деспотиям; рассказывать об особенностях развития Древней Индии; определять особенности цивилизации Древнего Китая; делать выводы об отличиях новых религий от прежних верований. Называть и показывать на карте регионы возникновения первых государственных образований; характеризовать социальную структуру, особенности политической власти, духовную жизнь цивилизаций древности.


7.

Культура стран Древнего Востока

беседа

1

26.09

Мифологическая картина мира. Культурное наследие древневосточных цивилизаций. Формирование индо-буддийской, китайско-конфуцианской, иудео-христианской духовных традиций. Возникновение религиозной картины мира. Социальные нормы, духовные ценности, философская мысль в древнем обществе.


Характеризовать древнейшие системы правовых норм; характеризовать религии (зороастризм, буддизм, конфуцианство, иудаизм). Коррупция в Древнем Египте и Шумере. Древнеиндийские трактаты.


8.

Цивилизация Древней Греции

Комбинир.

1

27.09

Составление схемы «Образование и распад державы А. Македонского». Понятие «Античность», ее хронологические рамки. Особенности политического и социального устройства античного полиса. Античные цивилизации Средиземноморья. Формирование научной формы мышления в античном обществе. Полис, Демократия, Аристократия, Олигархия, Республика, Гражданская община, Диктатура, Империя, Классическое искусство, Философия.


Знать основные положения урока: древнейшая цивилизация Греции; особенности хозяйственной деятельности греков;

Уметь: рассказывать о вариантах развития древнегреческого полиса; определять общее в развитии

полисов и отличие; представлять пирамиду социальной структуры общества; объяснять, почему в античную эпоху велись войны за господство над Средиземноморьем; делать сравнительный анализ причин кризиса полисного устройства и отличительные черты в развитии полисов; выявлять особенности хозяйственной деятельности Греции; характеризовать варианты развития древнегреческого полиса; излагать ключевые события эпохи Античности.


9.

Древнеримская цивилизация

Комбинир.

1

03.10

Рассмотрение ключевых вопросов темы, составление политического портрета деятелей эпохи, Появление бюрократии. Кризис Римской республики, становление Римской империи. «золотой век» Римской империи.


определять общее в развитии римского общества и афинского полисов и отличие; представлять пирамиду социальной структуры римского общества; условия установления республики; объяснять, почему в античную эпоху велись войны за господство над Средиземноморьем; указывать факторы, обусловившие кризис Римской республики; высказывать оценочные суждения о характере завоеваний А. Македонского


10.

Культурно-религиозное наследие Античной цивилизации (Урок-практикум)

1

04.10

Дохристианские верования античности, возникновение христианства, культура Древней Греции, Древнего Рима.

Составление таблицы «Новый этап духовной жизни». Участие в обсуждении вопросов темы. указывать демографические и климатические факторы, приведшие к Великому переселению народов; экономические и политические причины кризиса Римской империи; характеризовать общественный уклад племен, которые римляне называли варварами



Раздел 3. Русь, Европа и Азия в Средние века 18 часов

11.

Европа в эпоху раннего Средневековья

беседа

1

10.10

Христианская средневековая цивилизация в Европе, ее региональные особенности и динамика развития. Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV вв. Понятие «Средние века». Проблемы периодизации Средневековья. Образование германских государств. Формирование феодального землевладения и его влияние на политическую систему и социальную структуру. Феод, Феодальные отношение, Феодальные повинности, феодальное право, Сословия, Вассальные отношение, Феодальная раздробленность, Крестовые походы.


Знать основные положения урока: особенности социально-экономических отношений, складывавшихся в Европе в период раннего Средневековья; специфику землевладения и землепользования. причины обострения конфликтов между церковной и светской властью;

Уметь: характеризовать положение зависимого населения; роль христианской церкви; объяснять, почему норманнские завоевания привели к усилению королевской власти на германских землях, указывать предпосылки усиления королевской власти в странах Западной Европы


12.

Рождение исламской цивилизации

Урок-лекция

1

11.10

Участие в беседе, составление конспекта

«Возникновение исламской цивилизации». Арабские завоевания. Арабский халифат. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья и их вклад в мировую культуру. Ислам, Халифат.


Знать основные положения урока: природные условия Аравийского полуострова; какую политику проводили арабские завоеватели в отношении покоренных народов; достижения халифата. Знать последствия распространения ислама на Ближнем Востоке

Уметь: рассказывать о возникновении ислама; объяснять, почему арабы легко покорили огромные территории и подчинили народы, стоявшие на более высоком уровне общественного развития.


13.

Славяне в раннем Средневековье

Комбинир.

1

17.10

Праславяне. Восточнославянские племенные союзы и соседи. Занятия, общественный строй и верования восточных славян.

Восточные славяне в древности.

Языковая общность (семья, группа), племя (племенной союз),

оказывать на карте места расселения индоевропейцев, славян и их соседей, маршруты переселения и наносить на контурную карту, называть причины складывания крупных племенных союзов; давать характеристику общественной организации славян и их соседей; представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта; показать в ответе своеобразие духовного и культурного развития Руси

14.

Образование Древнерусского государства

Урок-дискуссия

1

18.10

Участие в обсуждении вопросов темы: Происхождение государственности у восточных славян. Право на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Возникновение государства восточных славян. государство, варяги, «норманнская теория».


Характеризовать особенности российского Средневековья; устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и экономическими, социальными и политическими процессами на территории страны Выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические); характеризовать признаки Древнерусского государства, особенности княжеской власти; знать своеобразие военной организации Древнерусского государства– приводить разные точки зрения о создании государства у славян, давать им оценку

15.

Расцвет Древней Руси, ее социально-экономическое развитие

Комбинир.

1

24.10

Работа с документами, участие в беседе. Князья и дружина. Вечевые порядки Дань и подданство. Принятие христианства. Международные связи Древней Руси. Князь, Рюриковичи, бояре, вече, погосты, уроки, Русская правда, летопись, «Путь из варяг в греки». Категории населения древней Руси. «Русская правда». Князья, бояре, дружинники, градские люди, гости, крестьяне, смерды, закупы, рядовичи, холопы.



раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни;

проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; указывать основные направления внутренней и внешней политики русских князей; давать оценку завоеваниям русских князей и их значению для государства; характеризовать исторических деятелей, используя источники и дополнительную литературу. Знать: категории населения древней Руси, их имущественное и правовое положение, особенности землевладения в Древней Руси

Уметь: использовать исторический документ («Русская правда») для описания правового и экономического положения категорий населения

16.

Политическая раздробленность Руси

Урок-лекция

1

25.10

Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества. Монархии и республики. Русь и Степь. Идея единства Русской земли. Причины политической раздробленности. Уделы, Лествичная система, Междоусобные войны, Любечский съезд князей. Характеризовать предпосылки политической раздробленности на Руси; сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия; высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси; характеризовать крупные княжества

Знать: причины раздробленности Руси; причины междоусобной борьбы, восстаний в период раздробленности государства; экономические, социальные и политические причины феодальной раздробленности.

Уметь: показывать на карте территории княжеств, места восстаний; давать сравнительную характеристику экономическому, социально-политическому и культурному развитию отдельных княжеств


17.

Культура Руси X-начала XIIIв. Зарождение русской цивилизации

семинар

1

07.11

Христианская культура и языческие традиции. Православие и католицизм. Христианская культура и языческие традиции. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.


Знать: события и процессы, повлиявшие на развитие русской культуры X–XIII вв., влияние Византии на русскую культуру;

Уметь:

определять, что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; представлять результаты изучения исторического материала в форме конспекта; раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни, показать в ответе своеобразие духовного и культурного развития Руси


18.

Католический мир на подъеме

Комбинир.

1

08.11

Участие в обсуждении вопросов темы. Роль христианской церкви, взаимоотношения светской и церковной властей. Индульгенция. Продажность церкви.

определять роль христианской церкви, характер взаимоотношений светской и церковной властей

19.

Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии.

Комбинир.

1

14.11

Китай до монгольского завоевания, держава Чингисхана, образование Османской империи и падение Византии, империя Великих Монголов


Участие в обсуждении вопросов темы.

Арабский халифат. Византия. Государственное устройство. Определять особенности государственного устройства Арабского халифата, Византийской империи; проводить сравнительный анализ данных государств;

20.

Монгольское нашествие на Русь

Комбинир.

1

15.11

Монгольские завоевания. Образование Монгольского государства. Монгольское нашествие. Включение русских земель в систему управления Монгольской империи. Золотая Орда. Русь и Орда. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Принятие Ордой ислама. Орда, ярлык, ясак, баскаки, иго (вторжение),

знать : своеобразие исторического развития, образа жизни кочевых народов Центральной Азии и причины их экспансии на Запад. три враждебные силы, сосредоточившиеся у северо-западных границ русских земель в XIII веке; борьба народа с завоевателями, сущность ига; причины победы над крестоносцами и причины поражения в борьбе с монголо-татарами;

Уметь: доказывать или опровергать утверждение, что Руси противостоял очень сильный противник, превосходивший ее в политическом, экономическом и военном отношении;

раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений общественной жизни; проводить поиск исторической информации в источниках различного типа; излагать историю противостояния Руси монголо-татарскому нашествию

21.

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского

Беседа

1

21.11

Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией: итоги и значение. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. тевтонский орден, крестовый поход Политика Александра Невского.

Беседа, работа с картой по ходу изучения материала, участие в дискуссии. Определять характер взаимоотношений Руси с Западом, определить его влияние на весь ход русской истории;

22.

Западная Европа в


XIV-XV вв.

Комбинир.

1

22.11

Упадок феодального хозяйства. Столетняя война. Коммунальное движение. Формирование централизованных государств в Европе.

Знать: основные причины, участников Столетней войны, исторические личности.

Уметь: показывать на карте и называть европейские государства эпохи

23.

Европейская культура, наука и техника в средние века

Урок-семинар

1

28.11

Христианская культура Европы. Романский стиль. Готика. Технические изобретения средневековья. Схоластика. Алхимия. Образование в средневековье. Средневековая поэзия. Шуты и менестрели.

Знать: основные достижения и отличительные черты средневековой культуры; называть деятелей культуры и науки; технические изобретения эпохи

Уметь: характеризовать основные произведения средневековой культуры.

24.

Мир за пределами Европы в Средние века

беседа

1

29.11

Доколумбовы цивилизации Америки, древние цивилизации Африки, торговые пути средневековья

Составление таблицы

25.

Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы

Комбинир.

1

05.12

Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения. Роль городов в объединительном процессе. Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Москва как центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества. Зарождение национального самосознания.

Знать: специфику русских земель в составе Литовского княжества. Знать особенности геополитического положения Древнерусского государства, внешней политики Руси в период ордынского владычества; определять итоги русской внешней политики XV-XVI вв.; проводить сопоставительный анализ внешней политики России от западноевропейских стран.


26.

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского

Комбинир.

1

06.12

Куликовская битва. Взаимосвязь процессов объединения и освобождения от ордынского владычества.  Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры.

анализ исторической информации, причинно-следственные связи между игом Золотой Орды и последующим развитием российской государственности ;характеристика этнических процессов в русских землях, раскрыть ключевые события политической истории России в XIV–XV вв.; участвовать в дискуссиях по изучаемой проблеме, формировать собственную позицию, используя для аргументации исторические сведения;

27.

Междоусобная война на Руси

беседа

1

12.12

Война за московский престол, отношение Орды к междоусобной войне, превращение Московского княжества в Московское государство. Итоги феодальной распри

Анализ исторической информации, знание фактов. Аргументация своей позиции с опорой на фактический материал.

28.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Мир от первобытности до Средневековья»

1

13.12

Урок контроля и коррекции знаний. Урок

обобщения и системати­зации знаний

Обобщать и структуриро­вать пройденный мате­риал



Раздел 4. Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVIIIв.)11 часов

29.

На заре новой эпохи

Урок-лекция

1

19.12

Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии. Формирование нового пространственного восприятия мира. Изменение роли техногенных и экономических факторов общественного развития в ходе модернизации. Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации.

Знать: основные положения урока: точки зрения на периодизацию истории Нового времени; факторы и события, определяющие кризис традиционного общества в Европе; основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения; причины, побуждающие европейцев искать новые морские пути в Индию. – основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения; основные достижения науки

Уметь: рассказывать о соперничестве Испании

и Португалии в открытии новых земель; характеризовать доколумбовые цивилизации Америки; цели политики испанских завоевателей; последствия создания колониальных империй и открытие новых морских торговых путей. Характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию.

30.

Западная Европа: новый этап развития

Комбинир.

1

20.12

Черты капитализма в европейской экономике к концу 15 века. Капитализм, Частная собственность, Буржуазия, Пролетариат, Новое дворянство, Огораживания, Первоначальное накопление, «Революция цен», Колонизация.

Знать: основные положения урока: черты традиционного общества; факторы и события, определяющие кризис традиционного общества в Европе; признаки капитализма. Уметь: объяснять исторические явления эпохи; приводить аргументы; владеть исторической терминологией


31.

Тридцатилетняя война и первые революции в Европе


1

26.12

Религиозные войны 16-17 вв. в Европе и их последствия.

Особенности Реформации в разных странах Европы (Англия, Германия, Франция, Голландия).

Протестанты, Лютеране, Кальвинисты, Пуритане, Гугеноты, Религиозные войны

Знать: основные положения урока:

– значение Контрреформации; изменение политики Римско-католической церкви.

Уметь:

– перечислять факторы, содействовавшие ослаблению влияния Римско-католической церкви стран Европы

32.

Образование Русского централизованного государства

Урок-дискуссия

1

27.12

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. «Москва – третий Рим». Роль церкви в государственном строительстве. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Особенности образования централизованного государства в России. Рост международного авторитета Российского государства. Формирование русского, украинского и белорусского народов.

Знать:

– события XV в., способствовавшие изоляции русских земель от западной цивилизации;

– особенности формирования многонационального государства.

Уметь:

– показывать изменения политической карты Северо-Восточной и Северо-Западной Руси за годы правления Ивана III;

– высказывать суждения на основе исторических фактов и событий;

– изображать в виде схемы органы центрального и местного управления Руси в XV в.;

– характеризовать роль Судебника 1497 г.;

– показывать на карте основные направления внешней политики Ивана III;

– давать характеристику социально-экономической


33.

Правление Ивана IV Грозного

Урок-практикум

1

09.01

Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Опричнина. Закрепощение крестьян. Учреждение патриаршества. Расширение государственной территории в XVI в. Реформы «Избранной рады». Расширение территории России в 16 веке. Ливонская война. Приказы, Стоглавый собор, Земский собор, стрельцы, Земщина,


Знать: сущность реформ и сравнивать с реформами предшествующего периода; основные задачи внутренней и внешней политики Ивана Грозного, причины введения опричнины, ее итоги и последствия для государства. основные направления и задачи внешней политики России в эпоху Ивана IV. причины складывания самодержавной формы государственности в России; характеризовать личность Ивана Грозного,

Уметь: показывать по карте опричные земли и земщину;

давать оценку опричнины современными историками; давать сравнительную характеристику двух исторических личностей

34.

Культура и быт России в XIV-XVI вв.

семинар

1

10.01

Исторические сочинения: летописи, жития, сказания, хождения. Грамотность и книгопечатание. Зодчество, живопись, фольклор. Быт

Знать: основные достижения и отличительные черты русской культуры и быта эпохи ХIV-ХVI в. в.; называть деятелей культуры и науки; технические изобретения эпохи

Уметь:-характеризовать произведения культуры 16 в.

35.

Смутное время на Руси

Комбинир.

1

16.01

Смута. Пресечение правящей династии. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Причины смуты. Гражданская война в период смуты, иностранная интервенция в период смуты. Окончание и последствия смутного времени. Термины: Смута, династический кризис, гражданская война, самозванец, семибоярщина, интервенция, ополчение, династия Романовых.


характеризовать положение страны в период Смуты; называть причины Смуты, народных восстаний, используя документы; показывать на карте районы восстаний, места сражений, интервенции; объяснять последствия самозванства и интервенции для страны; давать оценочную характеристику государственным и религиозным деятелям; рассказывать о народных героях и их роли в освобождении страны; объяснять происхождение названия «Смутное время»; характеризовать политику Бориса Годунова; объяснять появление самозванца Лжедмитрия; сравнивать политику и личности Бориса Годунова и Лжедмитрия; называть причины прихода к власти Василия Шуйского

36.

Россия при первых Романовых

беседа

1

17.01

восстановление самодержавия. Первые Романовы. Рост территории государства. Юридическое оформление крепостного права. Церковный раскол. Старообрядчество. Социальные движения XVII в. Всероссийский рынок, мануфактура, Сословия, Соборное уложение, «Бунташный век» Реформа Никона, Основные направления и результаты внешней политики. Вечный мир, Переяславская рада, Запорожская сечь, острог, ясак


Знать: имена крупнейших русских деятелей; характеристику их вклада в историю

Уметь: характеризовать положение страны в период и после Смуты; показывать на карте районы восстаний, места сражений, интервенции; объяснять последствия самозванства и интервенции для страны; давать оценочную характеристику государственным и религиозным деятелям; рассказывать о народных героях и их роли в освобождении страны; сравнивать состав, программы и характер деятельности Первого и Второго ополчения, причины победы Второго ополчения; характеризовать положение России после Смуты; определять успехи России во внутренней жизни и внешней политике; давать оценку способам достижения и цене достигнутых успехов; характеризовать личность Михаила Романова; сравнивать причины крупнейших восстаний, происшедших в годы правления Алексея Михайловича;– характеризовать личность Алексея Михайловича; причины проведения церковной реформы;



37.

Экономическое и общественное развитие России в XVIIв.

Урок-практикум

1

23.01

Заполнение таблицы, работа по учебнику, в тетрадях. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Формирование российских сословий и этапы закрепощения крестьян крепостное право, феодальные повинности, тягло.


Знать: формы землевладения в России ХVII в.; характеризовать особенности социальной структуры русского государства. Уметь: перечислять характерные черты развития сельского хозяйства России в XVII в.; объяснять смысл основных исторических терминов; объяснять, какие новые явления в торговле появились в XVII в.; охарактеризовать и сравнивать сословия России XVII в. делать выводы о состоянии и характере развития российского общества середины и второй половины XVII в.

38.

Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVIIв.

семинар

1

24.01

Политическое и общественное устройство России в начале нового времен. Формирование национального самосознания. Развитие культуры народов России в XV – XVII вв. Усиление светских элементов в русской культуре XVII в.

Уметь: давать характеристику политического и общественного устройства России к. XVII в.

Знать: произведения культуры народов России в XV – XVII вв. Уметь объяснять в чем выражалось обмирщение русской культуры в XVII в.

39.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир на рубеже Нового времени (конец XV-XVIIв.)

1

30.01

Урок контроля и коррекции знаний. Урок

обобщения и системати­зации знаний

Обобщать и структуриро­вать пройденный мате­риал


Раздел 5. Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации (10 часов)

40.

Промышленный переворот в Англии и его последствия

Комбинир.

1

31.01

Предпосылки промышленного переворота. Этапы промышленного переворота. Последствия промышленного переворота. Мануфактура, Фабрика, Разделение труда, Индустриальное производство, Монополии, Финансовый капитал, Капиталистическая эксплуатация


Знать: основные положения урока: социально-экономические и политические предпосылки промышленного переворота; технические изобретения, ознаменовавшие начало промышленного переворота; последствия промышленного переворота; значение промышленного переворота и модернизация общества; особенности промышленного развития отдельных регионов Европы; страны, ставшие лидерами промышленного развития; социальные последствия второй промышленной революции.

Уметь характеризовать политику правящих кругов Англии

41.

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм

беседа

1

06.02

От сословно-представительных монархий к абсолютизму. Изменение в идеологических и правовых основах государственности. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Возникновение идейно-политических течений. Становление гражданского общества. Кризис религиозного мировоззрения в Европе. Идеи Просвещения и их роль в политическом, социальном и культурном развитии стран Европы и мира. Теория естественных прав, Общественный договор, Разделение властей, Социальная революция, Просвещенный абсолютизм, Теория прогресса

Знать:

- основных представителей эпохи Просвещения и их идеи

Уметь:

– характеризовать происходящие в обществе перемены как революцию;

– объяснять распространение идей просвещенного абсолютизма

42.

Государства Азии в XVII-XVIIIвв.

Комбинир.

1

07.02

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии.

Знать: как проходила европейская колониальная экспансия.

уметь характеризовать Традиционные общества Востока в ХVII-ХVIII в.в.

43.

Россия при Петре I

1

13.02

Петровские преобразования. Провозглашение империи. Абсолютизм. Превращение дворянства в господствующее сословие. Сохранение крепостничества в условиях модернизации. Россия в период дворцовых переворотов. Упрочение сословного общества. Реформы государственной системы в первой половине XIX в. Северная война. Результаты и последствия преобразований. Абсолютизм, Сенат, Коллегии, Протекционизм, Меркантилизм, Секуляризация, Синод, Гвардия, Рекрутская повинность, Табель о рангах, Тайная канцелярия, Академия


Знать: причины и итоги Северной войны (положительные и отрицательные). причины народных восстаний, состав участников, итоги.

Уметь: выявить причины и истоки реформ Петра I;

сопоставить процесс развития России и стран Западной Европы; анализировать основные изменения в различных сферах жизни общества в начале XVIII в.; дать характеристику основных направлений внешней политики России, соотнести их с национальными задачами страны; участвовать в дискуссиях по проблеме развития России в XVIII в.; формулировать собственную позицию по обсуждаемой проблеме; показывать на карте территории, вошедшие в состав России, рассказывать о значении открытий, выделять последствия петровских преобразований, используя документы; характеризовать положение разных слоев общества в период реформирования страны; давать оценку роли личности в историческом процессе; сравнивать развитие России с другими странами Западной Европы.


44.

Россия в период дворцовых переворотов

Комбинир.

1

14.02

Причины и хронология дворцовых переворотов. Особенности внутренней и внешней политики в 1725-1762 гг. Фаворитизм, Тайный совет, Кондиции, Бироновщина, Иметь представление о политике просвещенного абсолютизма, личности монарха и жизни российского общества в данный период; об изменении геополитической ситуации в мире, в Европе, в России на протяжении XVIII в.


анализировать явления разложения феодально-крепостнического хозяйства России; дать оценку территориальным и национальным проблемам во внешней политике России; выявлять типичные черты; особенности культурного процесса в России второй половины XVIII в., а также преемственности, связывающей этот этап с предшествующим, различия этих этапов; анализировать факторы, влиявшие на духовную и культурную жизнь российского общества. сравнивать периоды правления Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Петра III; внутреннее и международное положение России в конце правления Петра I и к 1762 г. -давать оценочную характеристику участникам дворцовых переворотов;

45.

Расцвет дворянской империи

беседа

1

20.02

Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Просвещение, Просвещенный абсолютизм, Жалованная грамота, Уложенная комиссия, Приписные и посессионные крестьяне


Знать: последствия дворцовых переворотов для России.

Уметь: анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; давать характеристику исторической личности, ее реформаторской деятельности; характеризовать политическую обстановку в России и в Европе в период правления Екатерины II;

анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; показывать на карте восстаний, территории, вошедшие в состав России; сравнивать личность и политику Екатерины II с предшествовавшими ей правителями России после Петра Великого;

46.

Могущая внешнеполитическая поступь империи

Комбинир.

1

21.02

Внешняя политика Российской империи во второй половине 18 века.

Знать: внешнеполитические события, оказывающие решающее влияние на развитие экономики России во второй половине XVIII в.

Уметь: характеризовать политическую обстановку в России и в Европе в период правления Екатерины II; анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; показывать на карте места военных событий, восстаний, территории, вошедшие в состав России; определять цели и направления внешней политики Екатерины II; оценивать итоги внешней политики Екатерины II

47.

Экономика и население России во второй половине XVIIIв.

Комбинир.

1

27.02

Особенности экономики России в XVIII – первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Экономическое развитие. Российские сословия и социальные движения второй половины 18 века.

Знать: факторы развития экономики во второй половине XVIII в; внешнеполитические события, оказывающие решающее влияние на развитие экономики России во второй половине XVIII в.

Уметь: анализировать источники, документы, на их основе делать выводы; составлять развернутый план исторических событий.

48.

Культура и быт России XVIIIв.

семинар

1

28.02

Культура народов России и ее связь с европейской и мировой культурой. Официальная культура. Государственная идеология.

Знать: особенности развития культуры во второй половине XVIII в.; новые черты в развитии культуры. Уметь: определять роль зарубежного влияния на российскую культуру; сравнивать быт россиян XVIII в. с бытом в XVII веке

49.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в эпоху зарождения индустриальной цивилизации»

1

06.03

Урок контроля и коррекции знаний. Урок

обобщения и системати­зации знаний

Работа в группах, выполнение творческих заданий

Россия и мир в конце XVIII-XIXв. 18 часов

50.

Война за независимость в Северной Америке

беседа

1

07.03

Американская революционная война (1775—1783). Лоялисты и революционеры. Независимость 13 английских колоний. 1-й и 2-й Континентальный конгресс

Знать:

– причины и последствия войны;

- участники событий;

- исторические личности;

- решения Континентального конгресса

51.

Великая французская революция и ее последствия для Европы

Комбинир.

1

13.03

Революционное движение во Франции. Либеральное движение в Англии Реставрация, Июльская революция, Вторая империя, Третья республика.

знать: причины и последствия революции во Франции;

Уметь: рассказывать об особенностях освободительного движения в Европе;

52.

Европа и наполеоновские войны

Комбинир.

1

14.03

Причины и основные цели наполеоновских войн в Европе. Венский конгресс и его влияние на новую европейскую политику. Империя, Коалиция, Континентальная блокада, Ватерлоо, Битва народов, 100 дней Наполеона, Венский конгресс


Знать: основные положения урока: основные события Наполеоновских войн, результаты Венского конгресса, содержание международных договоров.

Уметь: объяснять причины и основные цели наполеоновских войн, показывать на карте места важнейших сражений, давать характеристику политическим деятелям, оценивать результаты и последствия войн.

53.

Россия в начале XIXв. Отечественная война 1812

Комбинир.

1

20.03

Причины, цели и задачи либеральных реформ. Методы, темпы реформирования. Источники финансирования. Отношение власти и общества к реформам. Россия в общеевропейских наполеоновских войнах. Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г.

Знать основные направления политики Александра I, анализировать причины, результаты Отечественной войны 1812г., характеризовать основные решения Венского конгресса, заполнение таблицы.

54.

Россия и Священный союз. Тайные общества.

беседа

1

21.03

Формирование официальной идеологии. Либеральное движение. Революционное движение. Политический терроризм. Теория официальной народности, Цензура, Жандармерия, Западники, Славянофилы, Публицистика, «Хождение в народ»


Знать:

– предпосылки движения декабристов;

– отличие движения декабристов от предшествующих ему выступлений против власти в России.

Уметь:

– давать характеристику лидерам общественного движения, их взглядам о развитии России, используя материал дополнительной литературы;

– составлять и заполнять таблицу «Сравнительная характеристика теории официальной народности, взглядов славянофилов и западников»;


55.

Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.

Комбинир.

1

03.04

Кризис монархий. II республика. 2 империя. Наполеон III. Причины и итоги европейских революций 19 в.

Уметь: указывать даты, причины, задачи и ход революций 1820-1840-х г.г.в Европе.

56.

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи

1

04.04

Технический прогресс в XVIII – середине XIX вв. Промышленный переворот. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Различные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу в европейских странах. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. Особенности духовной жизни Нового времени.

Знать: что такое промышленный переворот.

Уметь: объяснять характеризовать достижения технического прогресса.






57.

Страны Западного полушария В XIX в. Гражданская война в США

Комбинир.

1

10.04

Освободительные революции в странах Латинской Америки .США в первой половине XIX в. Причины и последствия гражданской войны.

Программа реконструкции юга.

Знать: ход гражданской войны. Основные исторические факты.

Уметь: указывать причины и последствия Гражданской войны в США.


58.

Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Востока

1

11.04

Традиционные общества Востока в условиях европейской колониальной экспансии. Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.


Знать: что такое колония и метрополия.

Уметь объяснить, в чем заключается Эволюция системы международных отношений в конце XV – середине XIX вв.

59.

Россия при

Николае I. Крымская война

беседа

1

17.04

Имперская внешняя политика России. 

Знать:

- какие события в жизни Европы и Азии влияли на внешнюю политику России.

- основные направления вешней политики России.

Уметь:

– характеризовать причины войн России с Персией и Турцией в 1820-е годы и их итоги;

– объяснять трудности в реализации принципов Венской системы;

– характеризовать причины Крымской войны и ее итоги;

– проследить по исторической карте этапы вхождения в состав России народов Кавказа;

– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа об обычаях, традициях, культурных особенностях народов Кавказа;

– составить тезисы «Россия и освободительное движение народов Балканского полуострова»;

– показать соотношение военных сил, ход военных операций в Крымской войне, составить рассказ о героях войны и её результатах.


60.

Воссоединение Италии и объединение Германии

Урок-лекция

1

18.04

Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. Сардинское королевство. К. Кавур. О. фон Бисмарк. Д. Гарибальди. Франко-прусская война и завершение объединения Германии.


знать: причины, этапы и значение объединения Италии, Германии, уметь их сравнивать.




61.

Россия в эпоху реформ Александра II

Комбинир.

1

24.04

Особенности перехода России к индустриальному обществу.

Этапы российской индустриализации.

Перемены в социальной структуре.

Россия в системе мировой экономики.

Промышленный переворот, индустриализация, капитализм, буржуазия, пролетариат


Знать и понимать специфику исторического пути России в мировом сообществе;

– имена государственных и общественных деятелей.

Уметь:

– анализировать и сравнивать государственных деятелей, их проекты, программы, давать им оценку на основе источника;

– проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

– указывать социальные изменения, описывать уровень жизни разных социальных групп;

– выделять характерные черты российского просвещения;

– владеть навыками письменной речи;

– рассказывать о территории и жителях России, используя карту;

– выделять существенные черты социально-экономического и политического развития России;

– объяснять сущность и итоги реформ;

– указывать направления внутренней и внешней политики государства в первой половине ХIХ в.


62.

Правление Александра III

беседа

1

25.04

Перемены во внутренней политике. Укрепление государственной власти. Политика в области просвещения и цензуры. Попечительская политика. Император Александр III. Наступление консерваторов. Контрреформы 1880 г.г..Модернизация экономики. Национальная политика.

анализировать социальную политику правительства и мероприятия в отношении земств и судов; рассказывать о национальной политике правительства Александра III; формулировать итоги царствования Александра III.




63.

Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIXв.

1

08.05

буржуазия, «средний класс», пролетариат. Шовинизм. Формирование идеологии либерализма, социализма консерватизма. Второй Интернационал. Лейбористская партия. Социальный реформизм во 2 половине 19 -н. 20 в.

Уметь: давать характеристику основным классам капиталистического общества.

Знать: особенности их развития в к.19-н. 20в., сущность демократических реформ.



64.

Власть и оппозиция в России середины-конца XIXв.

1

15.05

Общественные движения 2 половины 19 в. Революционное народничество. Либеральное движение. Народовольцы. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова.

Знать: направления и сущность общественных движений 2-ой половины ХIХ в. Уметь: – сравнивать различные течения в народничестве;

- называть исторические личности лидеров народнического движения

- характеризовать основные направления проекта реформ М. Т. Лорис-Меликова.


65.

Наука и искусство в XVIII-XIXвв.

семинар

1

16.05

Факторы, оказавшие влияние на русскую культуру.

Научно-технический прогресс и развитие образования.

Художественные стили и направления.

Культура быта.

Классицизм, Романтизм, Критический реализм, Эклектика, Модерн, Массовая культура, «Золотой век»


Знать: какое влияние культура оказала на развитие русского общества и мировую культуру

Уметь:

– сравнивать развитие культуры России первой и второй половины XIX в.;

– приводить примеры влияния развития культуры России на политическую

и общественную жизнь страны второй половины столетия.

66.

Золотой век русской культуры

Урок-практикум

1

22.05

Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.


Знать: достижения культуры народов России. Уметь: объяснять, в чем состоит ее связь русской культуры с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX в.

67.

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия и мир в конце XVIII-XIX»

1

23.05

Проверка и закрепление знаний по теме

Выполнение тестовых заданий

68.

Итоговое повторение по курсу: «История с древнейших времен до конца XIXв»

1

29.05

Итоговое повторение курса истории.

Уметь: сравнивать исторические

факты, делать выводы, выполнять задания