№ | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование урока |
план | факт |
1 четверть | 9 | | | | |
Введение | 1 | | | | |
1 Символика района (города), в котором я живу | 1 | 04.09 | | Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «малая родина», характеризовать понятия «гимн», «флаг», «герб». Анализировать символику своего района. Рисовать, делать аппликацию или иным способом изображать флаг и герб своего района. Демонстрировать знание правил поведения во время слушания гимна. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников.. | презентация |
Природа моей местности | 13 | | | | |
2 | Времена года на Кубани | 1 | 11.09 | | Анализировать сезонные изменения в природе и жизни человека. Перечислять дары осени, классифицировать их и описывать. Анализировать картины художников, составлять натюрморт из фруктов и овощей, рисовать его. Совместно с учителем и одноклассниками составлять план экскурсии. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Характеризовать понятие «физическая карта Краснодарского края», знать условные обозначения на карте, показывать на ней горную и равнинную части Краснодарского края. Перечислять названия известных водоёмов, описывать занятия людей у водоёмов. Описывать Чёрное и Азовское моря, сравнивать их основные характеристики. Показывать моря на карте. Узнавать по описанию реку Кубань, находить и называть города, расположенные на её берегах. Называть водоёмы своей местности, составлять о них рассказ по плану. Анализировать правила поведения у водоёмов. Перечислять названия растений своей местности. Классифицировать растения на группы. Характеризовать культурные и дикорастущие растения. Описывать растения различными способами (фактографическое описание, поэтическое). Иллюстрировать свой рассказ фотографиями или рисунками. Характеризовать понятия «лекарственные растения». Перечислять лекарственные растения, произрастающие на Кубани, анализировать правила их сбора. Описывать способы применения лекарственных растений. Характеризовать понятие «ядовитые растения». Определять их основные признаки. Перечислять действия при оказании первой помощи при отравлении растениями. | презентация, карта края |
3 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. | 1 | 18.09 | | |
4 | Водоёмы моей местности и их обитатели. | 1 | 25.09 | | презентация |
5 | Правила поведения у водоёмов. | 1 | 02.10 | | презентация |
6 | Растительный мир моей местности. | 1 | 09.10 | | |
7 | Урок – кроссворд по теме « Растительный мир моей местности» | 1 | 16.10 | | презентация |
8 | Лекарственные растения. Правила сбора и использования лекарственных растений. | 1 | 23.10 | | презентация |
9 | Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. | 1 | 30.10 | | презентация |
| 2 четверть | 7 | | | |
10 | Животный мир моей местности. | 1 | 13.11 | | Назвать животных своей местности. Классифицировать их. Составлять рассказы о диких и домашних животных, искать в энциклопедической литературе необходимые сведения о них. Анализировать внешний вид и повадки животных, опираясь на художественные произведения, картины художников, скульптурные произведения. Составлять рассказ о своём любимом животном, иллюстрируя рисунком или фотографией. Анализировать, какую пользу приносят животные человеку. Знать названия некоторых растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края. Слушать рассказ учителя об исчезающих животных и растениях своего района. Составлять сообщение об одном из них, иллюстрируя рассказ фотографиями и рисунками. Анализировать с одноклассниками правила защитников природы. Рисовать (делать аппликации, фотографии) условные обозначения к данным правилам в виде запрещающих и разрешающих знаков. Размещать данные знаки в районе своего дома и школы. Планировать и выполнять индивидуальный проект. Анализировать значение растений и животных в жизни человека. Создавать рекламу какому-либо изделию или продукту. Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки зимы, описывать особенности зимы в Краснодарском крае. Анализировать зимние занятия земляков. Изучать произведения художн6иков, писателей о зиме. Называть свой населённый пункт, перечислять названия улиц. Называть главную улицу. Классифицировать названия по различным признакам. Называть фамилии людей, в честь которых названы улицы. Рассказывать об одном их них. Определять месторасположение различных учреждений (образовательных, спортивных, культурных). Выстраивать вместе с учителем маршруты по улицам своего населённого пункта. | |
11 | Животный мир моей местности. | 1 | 20.11 | | презентация |
12 | Красная книга Краснодарского края | 1 | 27.11 | | презентация |
13 | Правила защитников природы | 1 | 04.12 | | презентация |
14 | Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей» | 1 | 11.12 | | |
| Населённые пункты | 7 | | | |
15 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка – зима, зима снежная была». | 1 | 18.12 | | |
16 | Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. | 1 | 25.12 | | презентация |
| 3 четверть | 9 | | | |
17 | История образования города (района). Глава города (района) | 1 | 15.01 | | Слушать рассказ об истории образования своего района, фиксировать связанные с этим даты. Называть главу района, описывать его деятельность. Характеризовать типы населённых пунктов: район, город, станица, село, хутор, аул. Классифицировать населённые пункты своего района. Находить населённые пункты различных типов на карте своего района, называть их. Участвовать в групповом проекте, знать, как называется учреждение – место проведения досуга (клуб, стадион, Дом культуры ), режим его работы, направленность. Характеризовать понятие «станица». «хата». Перечислять материалы для строительства хат на Кубани, объяснять их выбор. Составлять рассказ о строительстве турлучных и саманных хат. Называть храмы, культовые сооружения религиозных конфессий своей местности. Перечислять календарные православные праздники, составлять рассказ об одном из них. | презентация, карта города |
18 | Населённые пункты Краснодарского края. | 1 | 22.01 | | плакаты |
19 | Виртуальная экскурсия по населённым пунктам Краснодарского края. | 1 | 29.01 | | Карта района |
20 | Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время» | 1 | 05.02 | | |
21 | Защита исследовательского проекта «Где я могу проводить свободное время» | 1 | 19.02 | | Дидактический материал |
| Труд и быт моих земляков | 13 | | | |
22 | Казачья станица. | 1 | 26.02 | | презентация |
23 | Религиозные традиции моих земляков. | 1 | 05.03 | | |
24 | Особенности казачьего быта | 1 | 12.03 | | |
25 | Особенности казачьего быта
| 1 | 19.03 | | Перечислять и описывать предметы казачьего быта. Оценивать духовно-нравственный смысл понятия «кубанское гостеприимство». Исполнять народную песню. Составлять рецепт блюда кубанской кухни. | |
| 4 четверть | 8 | | | | |
26 | Уклад кубанской семьи | 1 | 02.04 | | Характеризовать понятие «кубанская семья». Рассказывать о её традициях и укладе. Составлять рассказ о своей семье по плану, иллюстрируя рисунком или фотографией. Перечислять ремёсла, распространённые в своей местности. Составлять рассказ об одном из предметов быта, выполненном кубанскими мастерами. Описывать виды деятельности жителей своего района. Перечислять основные производства, профессии своих земляков, характеризовать их деятельность. Перечислять имена знаменитых земляков. Определять понятие «Доска почёта» Фиксировать наблюдения за погодными условиями. Перечислять признаки весны, описывать особенности весны в Краснодарском крае. Анализировать задания экскурсионного листа. Фиксировать свои наблюдения, сопоставлять с наблюдениями одноклассников. Перечислять предприятия, на которых побывал во время экскурсии, профессии людей, работающих на этих предприятиях, описывать деятельность одного из них. Анализировать занятия земляков весной. Изучать произведения художников, писателей о весне. Слушать рассказы о Великой Отечественной войне. Составлять план беседы с родными и близкими. | |
27 | Ремёсла на Кубани. | 1 | 09.04 | | презентация |
28 | Труженики родной земли. | 1 | 16.04 | | |
29 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит» | 1 | 23.04 | | |
30 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Профессии и место работы членов семьи. | 1 | 30.04 | | Презентация фотографии |
31 | Мои земляки в годы Великой Отечественной войны | 1 | 07.05 | | Картины |
32 | Семья и семейные традиции | 1 | 14.05 | | Рассказывать о своей семье, используя план. Анализировать пословицы о семье. Находить стихотворения кубанских поэтов о семье. Выполнять индивидуальный проект. Планировать, корректировать, анализировать свои действия и оценивать свои достижения. | презентация |
33 | Творческий проект «Труд в моей семье». | 1 | 21.05 | | презентация |
34 | Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!» | 1 | | | Анализировать изученные темы, перечислять темы, особо заинтересовавшие , а также те, которые вызвали затруднение. Ставить цели изучения кубановедения на следующий учебный год. Планировать самостоятельную экскурсию, анализируя экскурсионный лист. | |