Карточки по русскому языку 2 класс
Копыльцова С.И., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 3» г. Новый Оскол Белгородской области
Для развития интереса и познавательной активности детей, их творческой самостоятельности и проведения учащимися языковых наблюдений и исследований, обобщений и выводов, оценки выполнения некоторых заданий можно предложить карточки с заданиями. Это способствует формированию самоконтроля и самооценки у учащихся.
Дети могут выполнять задания в отдельной тетради. Самостоятельно или с помощью родителей оценивают уровень усвоенности того или иного понятия. Затем в классе проводится взаимопроверка или совместная с учителем проверка выполненных заданий.
Данные карточки можно использовать для коллективной и индивидуальной работы учащихся в классе или дома и по усмотрению учителя - в любой образовательной системе.
Тема: Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова.
1. «Напиши проверочное слово»:
----- - тр_па ----- - б_бры
----- - д_рить ----- - в_лил
----- - см_треть ----- - _куней
----- - н_гами ----- - с_сна
----- - л_пата ----- - с_стра
----- - х_теть ----- - х_л_да
2.«Раздели в два столбика». (Запиши слова в два столбика так, чтобы в 1 столбике орфограмму слабой позиции можно было проверить путём изменения слова, а во 2 столбике – по словарю):
Х_лмы, л_са, д_ревня, ц_на, в_рона, к_р_вай, _вца, б_лото, в_тра, с_рока, м_л_ко, дв_ры, св_рил, к_стрюля, х_дить, м_сты, бер_г, кр_пива, зм_я, в_зы, к_р_ндаш, р_бина.
3.«Запиши в две группы». (Запиши слова в две группы: с глухим согласным в слабой позиции и со звонким согласным в слабой позиции)
Шу_ка, ша_ка, сне_, оши_ка, пуго_ка, шка_, кре_кий, гу_ка, ла_ки, гря_ка, пала_ка, кру_, язы_, дру_, жира_, дере_це, улы_ка, шу_ники, хирур_, ле_ка, попла_ки, ночле_, червя_.
Тема: Состав слова.
1. Найди в словах значимые части слова:
Рассказать, осенний, ягодка, сахарница, огородник, петушок, записал, осиный, ученик, поднял, рыбак, переписка.
2. «Разбери матрёшку» (Отнимая по одной части – приставку, суффикс, окончание -– разобрать слово как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово. Записать все слова под данным.)
? Без какой части слово не может «жить»?
подносчики перевозчики обходчики
привозите уходите занесите
3. «Найди такое слово» (Подбери подходящие к схеме слова) :
Приставка + корень + суффикс + окончание
Корень + суффикс + суффикс + окончание
Корень + суффикс
Тема: Разделительный Ь и Ъ.
1. Игра «Один – много». (Допиши слова, обозначающие много предметов).
брат -… сук - … стул - …
колос - … перо - … крыло - …
звено - … друг - … клок - …
клин - … прут - … полено - …
2.Запиши новые слова, вставив разделительный Ь или Ъ:
Обедать - …, полёт - …, Сёмка - …, Уля - …, сел - …, Коля - … .
3.«Разделительный Ь или Ъ?» Докажи:
Б…ётся, сынов…я, об…явление, в…ехали, овеч…и, сер…ёзный, солов…и, под…ехать, с…ёжился, крыл…цо, плат…е, об…яснить, в…юга, с…есть, обез…яна, нес…едобный.
Тема: Правописание приставок и предлогов.
1.«Где приставка, где предлог?» Запиши слова с предлогами и приставками, раскрыв скобки, докажи:
(за)горой, (по)бежать, (под)сосной, (за)кричать, (из)учить, (по)мчался,
(под)нять, (с)танция, (с)катился, (на)дворе, (с)тропинки, (по)тревожил, (по)тревоге, (при)лепить.
2.«Подбери пару». К слову с приставкой подбери слово с таким же предлогом:
Образец: свалиться – с дерева
(с)бежать, (от)дома, (про)зверей, (по)ходить, (с)речки, (по)дороге, (из)готовить, (от)резать, (в)комнату, (до)конца, (за)ехать, (до)бежать, (из)резины, (под)ложить, (за)подругой, (под)тетрадь, (с)дерева, (про)читать, (в)лез.
3. «Вставь букву»:
П…днялся ветер, з…шумели деревья, н…бежали тучи, п..лил дождь,
п…бежали ручьи.
З…пусти змея п…выше, н…тяни нитку и не давай ей …слабевать.