СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Картотека игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка игр по развитию сенсорных способностей для детей 2-3лет. 

Просмотр содержимого документа
«Картотека игр на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.»

Дидактические игры для детей 1 и 2 младшей группы

Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам дидактические игры, которые я сделала для своих малышей.

" Спрячь зайку"

Цель: Закреплять знание основных цветов, геометрических фигур.

" Когда это бывает"

Цель: Закрепить представление о частях суток день, ночь.

" Внимание, дорога! "

Эту игру я увидела в интернете и она мне очень понравилась, моим деткам она тоже понравилась.

Цель: Закрепить представление о цветах светофора. Закреплять понятия " длинный", "короткий", " широкий", " узкий".

" Кто лишний"

Цель: Учить находить среди животных лишний предмет, объяснить почему он лишний.

" Найди свой домик"

Цель: Закреплять знание основных цветов и геометрических фигур.

" Угадай наощупь"

Цель:Развивать тактильные ощущения.

" Цветные домики"

Цель: Закрепить знание основных цветов.

Похожие записи:

«Логические блоки Дьенеша». Игры для детей 2–3 лет

«Логические блоки Дьенеша».

Цель:

способствовать ускорению процесса развития у детей простейших логических структур мышления и математических представлений; научить детей решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Материал:

блоки Дьенеша.

Ход занятий:

Для начала надо познакомить ребенка с блоками. Выложить перед ним набор и дать ему возможность изучить фигуры.

Игры:

• Найди все фигуры такого же цвета, как эта (показать например фигуру желтого цвета) ; затем можно попросить детей показать все блоки треугольной формы;

• Дай мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

• Составь плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

• Все фигуры складываются в мешок. Попросить детей на ощупь достать фигурку и характеризовать ее по одному или нескольким признакам. Либо назвать форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

























Развивающие игры с блоками Дьенеша для малышей

(дети 2-3 лет)















Воспитатель

Вайкок М.Х.





Майкоп 2015 г.

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладываются именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными.  Поэтому основная задача – накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а так же использовать их в разнообразных ситуациях.

Для детей 2-3 лет использую игры, с помощью которых малыши учатся различать предметы по свойствам, а так же осваивают понятия «такой же как», «не такой как» по таким признакам как форма, цвет, размер, толщина.

Игра «Найди меня» (классификация по одному признаку).

Нужно найти фигуры, которые соответствуют определенному признаку:

- найди все фигуры красного (желтого, синего) цвета; найди все фигуры как эта по цвету (показываю фигуру и спрашиваю, какого она цвета);

- найди все фигуры в форме круга (треугольника, квадрата, прямоугольника); найти все фигуры как эта по форме (показываю и спрашиваю, какая она по форме);

- найти все маленькие (большие фигуры); найти все фигуры как эта по размеру (показываю и спрашиваю, какая она по размеру – большая или маленькая);

- найти все тонкие (толстые) фигуры; найти все фигуры как эта по толщине (показываю и спрашиваю, какая она по толщине – тонкая или толстая).

Более сложный вариант – найти не такие фигуры: все не красные, не круглые, не тонкие и т.д.

Игра «Что изменилось».

Перед детьми выкладывают несколько фигур (начиная от 3-4 до 5-6), прошу внимательно рассмотреть и запомнить их. Потом считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» прошу закрыть глаза и убираю одну из фигур. Произношу считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» и прошу сказать, какой фигуры не стало. Когда дети уже хорошо справляются с заданием, усложняю его: фигурки не убираются, а меняются местами.

Серия игр «Выложи картинку».

Для этих игр использую как готовый альбом «Блоки Дьенеша для самых маленьких», так и свои разработанные карточки, при выкладывании которых используются все фигуры комплекта. Накладывая цветные блоки на изображения, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

Картотека игр с блоками

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

 

  1. 1.      «Чудесный мешочек»

  2. Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, умение предметы  угадать на ощупь.

  3. Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

  4. Ход игры:

  5. Все фигурки складываются в мешок. Попросить ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые). Затем все квадратные, прямоугольные, треугольные.

  1. «Что лишнее?»

  2. Программные задачи: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

  3. Материал:  Набор блоков Дьенеша.

  4. Ход игры: Выложит на стол  три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур  лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

 

«Чудесный мешочек» -2

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки  складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

 

«Найди не похожую фигуру»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

 

«Найди  похожую фигуру»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства  фигур по одному, двум, трем, четырем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

«Бусы»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Ход игры:

Выложите перед ребенком  ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине).  Предложите  сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

 

 

«Продолжи ряд»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем на столе  фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

 

«Продолжи ряд»

Программные задачи: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

 

  

«Найди пару»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Предложить детям каждой фигуре  найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом,  большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества  блоков. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.

 

 

 

 

 

 

 

«Разложи фигуры»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям  построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

 

 

 

«Что изменилось»

Программные задачи: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

 

 

 

 

 

 «Сколько?»

Программные задачи:  Развивать умение выделять свойства

 геометрических фигур  (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении  задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

 

Игра «Угощение для медвежат»

Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры: В  гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат.   Печенье в левой  и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной).  Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье»,  в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Игра «Угощение для медвежат»

Программные задачи: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры:

 

Вариант игры  с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств  кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

 

«Магазин»

Программные задачи: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Материал: Товар (карточки с изображением предметов ) Логические фигуры.
Ход игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

 

 

 

«УКРАСИМ ЕЛКУ БУСАМИ».
Программные задачи:
 Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему».  Закрепление навыков порядкового счета.
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур 
Ход игры:

Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Найди меня»

Программные задачи: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).

Ход игры:  Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.

Возможно использовать слова :

«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,

Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

 

 

 

«Волшебное дерево»

Программные задачи: Развитие  умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

 

«Улитка»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением спирали  или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

 

 

 

 

 

 

 

«Рассели жильцов» - 2

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане,  кодовые карточки.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жидьцов.

 

«Хоровод»

Программные задачи: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением круга   или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод  из волшебных фигур. Хоровод  получиться  красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком  по одному  какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

 

 

 

 

«Рассели жильцов» - 1

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы..

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

 

Игра «Художники»

Программные задачи: Развитие  умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.

 

Игра «Этажи»

Программные задачи: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков.

Ход игры:

 Предлагаем выложить  в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

 

Игра «Домино»

Программные задачи: Развивать умение выделять свойства

 геометрических фигур.

Материал: Блоки Дьенеша.

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

 

 

 

 

Развитие внимания 2-3 года

By Елена, педагог – психолог | 13.07.2014

1 Комментарий

Игры, способствующие развитию внимания у детей 2-3 лет

Внимание ребёнка 2-3 лет мало чем отличается от прошлого года. Оно все так же неустойчиво , носит эмоциональный и непродолжительный характер. Но в возрасте 2-3 лет начинает развиваться воля малыша и появляются задатки произвольного внимания ( когда малышу приходиться внимательно рассматривать что-то не отвлекаясь на другие вещи). И все таки, процесс достаточно неустойчив, а это требует дополнительных игр и упражнений.

К 3 годам у малыша активно развивается познавательный интерес к окружающему миру, и это время можно использовать для развитие внимания и других психических процессов.

Продолжайте играть в игры, в которые уже играли в прошлом году, усложняйте и разнообразьте задания, изучайте новые упражнения и развивайтесь.

«Найди»
Отличная игра, в которую можно играть в любом месте. Предлагайте малышу найти любую игрушку в доме (она может быть спрятана на половину) или играя на улице ищите жёлтую машину, большое ведёрко, где гуляет кошка и т.д. Рассматривайте прохожих, клумбы и т.д. На улице так много интересного.

«Найди такой же»
Теперь малышу предложите найти такую же картинку, как у вас. Усложнение этой игры в том, что предметы на картинках не сильно отличаются друг от друга и надо быть очень внимательным, чтобы найти такую же.

«Собери в коробку»
В коробку нужно собирать предметы только круглые, только красные или только большие. Вариантов очень много. Весело проведете время.

«Выложи картинку»
Эта игра развивает не только внимание, но и мышление и восприятие. Вам понадобятся картинки-шаблоны из геометрических фигур и сами геометрические фигуры такого же размера, как на шаблоне. При первом знакомстве с этой игрой вы с ребёнком рассмотрите, что нарисовано на картинке. Например, домик. Проговорите, что домик квадратный, у него есть крыша, она треугольная. Пусть малыш проведёт пальчиком по контуру, остановится на уголках и повторит за вами названия фигур. Затем рассмотрите геометрические фигуры: квадрат и треугольник и покажите ребёнку, как их выложить на шаблон. В следующий раз предложите ему выложить домик на картинке. В последствии ребёнок сможет выполнять задания (простые) с опорой на образец, выкладывать домик рядом с карточкой. К трём годам простые изображения он сможет воспроизводить по памяти, выбирая фигуры другого цвета или размера. Очень полезное упражнение.

«Разрезные картинки»
В этом возрасте можно начинать играть в интересную игру с разрезными картинками.
Предметные картинки в нашем случае разрезаются на 2 части по вертикали. Можно использовать картинки из знакомых игр. Начните с одной. Сначала положите перед ребёнком картинку так, как будто она целая. Рассмотрите, назовите её. После этого покажите малышу, что картинка «сломалась» и покажите, как её собрать. Затем оставьте малыша и понаблюдайте за его поведением. Постепенно добавляйте картинки и в конце года малыш будет складывать до 10 предметных картинок.

«Повторяй за мной»
В эту игру весело играть всей семьей. Все игроки должны повторять то, что делает ведущий. Можно вдвоём с малышом превратится в обезьянок и повторять друг за другом движения. Скоро это станет любимой игрой вашего сына или дочки.

«Что звучит»
У вас дома есть музыкальные игрушки и детские музыкальные инструменты. Спрячьте их за коробкой или ширмой. Позвените колокольчиком и предложите малышу сказать, что звенит (колокольчик звенит, погремушка звенит, неваляшка звенит, барабан стучит т.д.) Привлекайте внимание малыша такими звуками и вне игр, он обязательно откликнется. Развивающие игры не могут быть направлены на развитие какого-нибудь одного психического процесса. Всё взаимосвязано, так как играя в игры на внимание, мы развиваем восприятие и мышление, а тренируя память заставляем включать воображение и внимание. Поэтому играйте с ребёнком чаще, ведь развитость психических процессов – это залог успешного обучения в школе.