Карты Проппа - помощник воспитателю в обучении дошкольников пересказу и сочинению сказок.
Гаврычева Е.П,
МАДОУ «Детский сад № 38 «РАДУГА»
Сказки — это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.
Но не все так просто! Обычное прочтение произведения, кроме как хорошего времяпрепровождения, может ничего не дать. Задача родителей, попытаться заинтересовать ребенка книгой, помочь понять прочитанное, ну и конечно же запомнить это.
Помогут нам в этом карты Проппа. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Пазлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки (схематичные изображения структурных элементов сказки). Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, но не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, не противоречат основному ходу сказки. Благодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.
Как же работать с картами Проппа?
Для начала вам необходимо подготовить карточки Проппа. Вы можете распечатать их из приложения к данной статье. Далее, читайте с ребенком сказку и сопровождайте чтение выкладыванием карт Проппа согласно сюжету. После этого, покажите своему ребенку пример пересказа прочитанного, ориентируясь на карты Проппа.
Закрепите пройденное самостоятельной работой: пусть ребенок при чтении выкладывает карты Проппа, а затем, ориентируясь на них, — пересказывает.
Для примера рассмотрим сказку "Красная Шапочка":
К
арта - Жили - были.
Ж
ила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.
Карта - Герой покидает дом.
Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.
К
арта - Запрет.
“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. "Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно".
К
арта - Нарушение запрета.
Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке, которая живет на краю
деревни.
К
арта - Враг начинает действовать.
Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку и съел бабушку.
Карта - Появляется Ложный Герой.
Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.
К
арта - Разоблачение Ложного Героя.
Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на последний вопрос "почему у тебя такие большие зубы" — «чтобы съесть», волк проглотил девочку.
К
арта - Появление друга - помощника.
Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.
Карта -Враг оказывается поверженным.
Охотник вбежал в дом и убил волка.
К
арта - Счастливый конец.
Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.
К
арта - Мораль.
А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.
На следующем этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя карты Проппа. Для этого отберите вместе с ребенком 5-8 карт, продумайте героев, выберите кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.
Для того, чтобы получить максимальный эффект от составления сказки рекомендуется соблюдать ряд простых правил:
1. Необходимо при построении сказки для главного героя создать безопасное волшебное пространство. Поэтому используются слова: "Давным-давно", "Жили - были", "В некотором царстве - в некотором государстве"…
2. Хорошо, когда в сказке у главного героя оказывается друг- помощник.
3. В ходе сказки необходимо решить какую-то задачу. Главный герой решает задачку, приобретает определенный навык и преображается.
4. В сказку вводится антигерой (враг) – персонаж, которого надо победить (или может быть изменить его).
5. Финал сказки должен быть позитивный. Проблема решена, после чего герой возвращается домой.
Приложение: "Карты Проппа"
ЛИТЕРАТУРА
1. Большёва Т. В. « Учимся по сказке», библиотека программы « Детство», 2005г.
2. Михайлова А. Попробуем сочинять сказки. // Дошкольное воспитание, 1993 №6
3. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки, Изд. «Лабиринт», М., 1988г.
4. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй, Прогресс, М., 1990г.
5. Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г.
6. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. – Владос, 2001г.
7. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996г.