Каждый выбирает для себя
Мастерская о духовных ценностях в жизни каждого человека.
Для учащихся 11 классов
Учитель высшей категории:Пучнина Надежда Пантелеевна
Цель:
Усвоение учащимися сведений о необходимости продуманного, тщательного выбора жизненного пути;
Выстраивание в ходе проживания мастерской своей иерархии ценностей;
Формирование умений рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его;
Развитие навыков культуры общения.
Оборудование мастерской: компьютер, телевизор, видеосюжеты, музыкальное сопровождение, гитара, баян.
Оформление доски: тема «Каждый выбирает для себя», слова ВЫБОР и ЦЕННОСТИ, эпиграф мастерской, в центре доски – пирамида ценностей, на столах – конверты с заданиями, ножницы, клей, раздаточный материал, материалы СМИ.
Ход мастерской:
Звучит мелодия Булата Окуджавы «Грузинская песня». Все участники мастерской усаживаются в круг, чтобы быть лицом друг к другу. Мастер читает стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя».
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею!
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя!
Мастер: Выбор жизненного пути – задача сложная. Каким быть? Как прожить свою жизнь? Каждый выбирает для себя сам.
Тема очень актуальная, именно сегодня, когда так непросто «быть человеком» и чувствовать свою ответственность, сознавать, что, «кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить мир» (А. Сент-Экзюпери).
Эпиграф нашей мастерской – слова Н. Бердяева: «Личность-носитель вечных ценностей…».
Я приглашаю вас к разговору о духовных ценностях в жизни каждого человека и обращаю ваше внимание на ассоциативный натюрморт, в котором собраны разные ценности: и сиюминутные, ложные, и вечные ценности. В завершении мастерской вы должны будете сделать свой выбор: какие ценности приемлемы для вас, а какие вы отвергаете, что выбираете вы?
Вопросы к участникам мастерской:
1. Что не выбираем в этой жизни? (место жительства, национальность, родителей и т.д.).
Звучит стихотворение А. Елисова «От отчества и имени».
2. Что выбираем? примерные ответы: (друга, мировоззрение, спутника жизни, профессию и т.д.).
Мастер: Выбор профессии один из первых шагов в жизни человека на жизненном пути. Вы – одиннадцатиклассники, вам скоро выходить в большую жизнь, перед вами – выбор профессии, своего дела. Какие факторы влияют на выбор профессии? (идет разговор о важности выбора профессии).
Мастер:А бывает и так..
Просмотр видеосюжета «Смысл жизни за 2 минуты».
Мастер:Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза другому, попробуйте понять реакцию свою и своих друзей.
Вопросы мастера:
1. Какие чувства у вас вызвал этот сюжет?
2. Как вы можете его прокомментировать?
3. А что противопоставим? В чем для вас смысл жизни?
Нравственная пауза (тревожная музыка)
Мастер: Сегодня следует за основу взять три основных добродетели, три силы: силу ума, силу физического здоровья и силу духа, нравственную красоту. Мы много внимания уделяем первым двум силам, а главная – сила духовная, сила духа.А душу сегодня затоптали, душа находится в забвении. Нравственный выбор – вот задача номер один.
Вопросы участникам мастерской:
Что мешает сделать правильный выбор?
Какие трудности встречаются на жизненном пути?
Мастер выносит черный ящик и говорит, что здесь лежат предметы, которые убивают личность (метод ассоциативного мышления). Участники мастерской должны определить проблемы дня сегодняшнего и прокомментировать их ( в ящике «безликая» кукла, пластилин (поколение «пластилиновых людей»), сотовый телефон, одноразовая посуда как ассоциация потребительства и т.д.).
( видеосюжет о проблемах молодежи)
Вопрос: Как вы относитесь к этим негативным явлениям?
Вы это выбираете?
Что противопоставим?
( видеосюжет о положительных примерах деятельности молодежи сегодня)
Мастер: Что выбираем из этих сюжетов? Почему? Что бы вы взяли для себя?
Примерные ответы:
(познание мира, поиски смысла жизни, волонтерское движение, творческую деятельность и т.д.)
А что вы умеете? В чем находите себе применение?
Звучит музыкальная композиция на баяне. Исполняет ученик 11 класса.
Мастер обращается к участникам мастерской: Да, много проблем, тревожно… Где черпать силы? На что опереться? Как сохранить духовность?
Видеосюжет «Русские традиции».
Нравственная пауза (музыка Поль Мориа).
О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками, бесчисленными людьми великими… Чувство Родины – оно не измеряется одним днем, оно живет в творческом бытие народа. По справедливости именуют его священным чувством…
Это истоки, корни духовности. Наши прабабушки, прадедушки… Наши семьи. Они формируют код личности!
Мастер: Я предлагаю заглянуть в семейный альбом…
(звучит песня Э. Пьехи «Семейный альбом»).
(Рассказы учеников о прадедушке, прабабушке, семейной реликвии.)
Вопрос: Какие ценности черпаем из семьи? Какой выбор делали ваши предки? Какой опыт прошлых поколений усвоили?
Звучит стихотворение А. Елисова «Гимн семье»
Нравственная пауза
Русский национальный характер формируется столетиями. С неистребимой силой русский дух, русский характер высвечивался в самые трагические периоды Российской истории, проявляя свои безграничные созидательные возможности. История нашей страны – вот фундамент жизни человека, вот противоядие от всех бед.
Вопрос мастера: Какие исторические личности вызывают у вас уважение? Почему? Аргументируйте. Какой выбор делали они? Чему учимся у них?
(представление фрагмента исследовательской работы о судьбе Рыбиной Нины Николаевны, участницы Великой Отечественной войны).
Нравственная пауза
Великая Отечественная война…Она живет в каждом из нас. Она застряла осколками и в моем отце. Она заставляет и сегодня, когда ему уже 80 лет, со слезами на глазах вспоминать события тех далеких лет… А я трепетно слушаю его рассказы о войне, по крупицам собираю правдивые страницы трагедии и подлинного величия советского солдата.
Звучит песня «Здесь птицы не поют…» (из к\ф «Белорусский вокзал»).
(исполняют все участники мастерской, прикрепив георгиевские ленточки).
Мастер: Выбор человека делается не в одиночку, ведь «я» связано с «мы» - предков, современников, на опыт которых человек опирается.
Задание: Приведите аналогии в истории когда «мы - это сила!»Сегодня есть место подвигу? Обратимся к материалам СМИ.
Участники мастерской приводят примеры из газет, телевидения, интернета, радио о нравственном выборе, о нравственном подвиге дня сегодняшнего и их комментируют.
Вопрос мастера: Какие ценности берем из истории, из прошлого нашей страны?
Звучит музыка из к/ф «Бумер»
Мастер: Очень трудные были девяностые – нулевые, вакуум ценностей,расхожей была фраза «Не мы такие, время такое»…Давайте заглянем в то время? (инсценировка диалога из к/ф «Брат-2».)
Звучит песня под гитару В. Цоя «Звезда по имени солнце…»
Мастер: Есть люди, которые сделали свой выбор – честность, правда, горение, а не тление, короткая, но яркая жизнь.
Кто эти люди? Приведите примеры.
Ответы участников мастерской (А. Галич, В. Высоцкий, В. Цой, И. Тальков и другие).
Так в чем сила? (в своих способностях, правильной цели, в заботе о родителях, развитии личности и т.д.)
(ответы участников мастерской).
Мастер: Ценностям нельзя научить, их надо переживать… Главным в нашей мастерской является осознание ценностей человеческих отношений, связи поколений, сохранение культуры ценностей и создание новых.
Вы открываете разнообразие своих жизненных ролей: ребенка, ученика, студента, семьянин, друга и т.д. – и выстраиваете свой мир ценностей, строите свою пирамиду ценностей.
Этап рефлексии.
Мастер: Я предлагаю вам открыть конверты и смастерить свой мир ценностей, сделать свой выбор, расставить приоритеты!
3 вида заданий:
Первая группа участников выстраивает в иерархии пирамиду ценностей;
Вторая группа мастерит личность как носитель вечных ценностей;
Третья группа выстраивает свой натюрморт ценностей, который был заявлен в начале мастерской.
Заключительный этап:
Мастер просит участников взять друг друга за руки.
Слова мастера: Вы сделали выбор здесь и сейчас, вы выбрали здоровье, семью, честь, достоинство, знания, развитие. Это – правильный выбор!
Вы должны не только учиться, как приносить прибыль в дом, но и как сопереживать, сочувствовать, ценить стариков, уважать прошлое, чтить традиции и правильно сделать нравственный выбор. Вы – будущее нашей страны! На вас надежда! Вы – спасители Отечества! Все в ваших руках! За вами выбор! Я хочу чтобы вы сделали его осознанно и правильно. В этом на мой взгляд залог будущего нации!
Я сделала свой выбор: создавать атмосферу творчества, открытого общения, поддержки.
Есть только один способ воспитания других – это ежедневное самовоспитание, я учусь у вас, коллег, жизни, книг.
Я – человек свободный, выбирая свой собственный жизненный путь.
Я - человек ответственный за каждый совершаемый мной выбор.
Участники мастерской, взявшись за руки исполняют песню Булата Окуджавы «Возьмемся за руки друзья…».