Кейсы по читательской грамотности
Учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ», с. Волконское, Козельского района Калужской области
Сергушкиной Любови Дмитриевны
Цель обучения чтению в школе заключается в том, чтобы научить школьников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера в зависимости от содержания и коммуникативной задачи. Наиболее существенными чертами хорошего (зрелого) чтения являются следующие: высокая скорость чтения (про себя) и гибкость чтения, то есть умение читать с различной скоростью в зависимости от речевой ситуации
Формирование функциональной грамотности является актуальной задачей, стоящей перед современной школой. Умение работать с информацией, выявлять в учебном материале детали, существенные для понимания смысла, умение читать таблицы, схемы, карты, извлекая из них полезную и нужную информацию, способность составлять алгоритмы решения поставленной задачи – все это входит в понятие профессионально успешной личности.
Кейс № 1.
Композиционная структура текста
Тема: Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей тексте.
Аннотация Данный кейс предназначен для обучающихся 5 класса, изучающих понятие «текст». Материалы кейса могут быть использованы для аналогичной работы в 6–7 классах.
Методическая проблема Как сочетать изучение обучающимися лингвистического понятия и формирование компетенций читательской грамотности на уроке русского языка. Современный урок русского языка строится на компетентностной основе и включает в себя формирование не только языковой,
лингвистической и коммуникативной компетенций, но и развитие у обучающихся способностей находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать её, осмысливать и оценивать содержание и форму текста, а также использовать информацию из текста для решения практических задач
Дотекстовый этап
Прочитайте название сказки.
Предположите по названию, о чём пойдёт речь в этом тексте.
Кто автор этой сказки?
Какие ещё сказки этого автора вы знаете?.
Текстовый этап
Прочитайте текст
. Ханс Кристиан Андерсен3 Принцесса на горошине
1. Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только самой настоящей принцессе. 2. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашёл. 3. Принцесс-то было сколько угодно, да были ли они настоящие? 4. Так и вернулся принц домой ни с чем и загоревал – уж очень ему хотелось достать настоящую принцессу. 5. Раз вечером разыгралась непогода: молнии так и сверкали, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас что такое! 6. Вдруг кто-то постучался в городские ворота, и старый король пошёл отворять. 7. У ворот стояла принцесса. 8. Боже мой, на что она была похожа! 9. Вода бежала с её волос и платья прямо в носки туфель и вытекала из-под каблуков, а она всё-таки уверяла, что она настоящая
принцесса! 10. «Ну уж мы это проверим!» – подумала старая королева, но не сказала, а пошла в спальную. 11. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а поверх тюфяков набросала ещё двадцать перинок их гагачьего пуха. 12. На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь. 13. Утром её спросили, как она почивала. 14.
– Ах, очень дурно! – вздохнула принцесса.
15. – Я почти глаз не сомкнула! 16. Бог знает, что у меня была за постель! 17. Я лежала на чём-то таком твердом, что у меня всё тело теперь в синяках! 18. Просто ужасно!
19. Тут-то все и увидали, что она была настоящею принцессой. 20. Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и перинок – такою деликатною особой могла быть только настоящая принцесса. 21. И принц женился на ней – наконец-то он не сомневался, что нашёл настоящую принцессу! 22. А горошину отправили в кунсткамеру; там она и лежит, если только никто её не украл. 23. Знай, что это истинная история.
Задание 1.
Определите тему текста по заголовку
1) история принцессы,2) рассказ о принцессе3) рассказ о горошине
Задание 2
. Выберите правильный ответ из списка
и восстановите правильную последовательность частей текста
. Выберите правильный ответ
. 1– непогода – стук в дверь – принц – принцесса – ночь принцессы – утро – решение старой королевы – настоящая принцесса – истинная история – женитьба;
2 – принц – непогода – стук в дверь – принцесса – решение старой королевы – ночь принцессы – утро – настоящая принцесса – женитьба – истинная история;
3 – стук в дверь – принц – непогода – принцесса – ночь принцессы – утро – решение старой королевы – настоящая принцесса – женитьба – истинная история.
. Задание 3
Определите композиционное строение текста. Выберите правильный ответ.
А. Начало текста
1) узнаём о принцессе;
2) рассказ о короле и королеве;
3) узнаём о принце.
Б. Основная часть текста
1) история принца;
2) случай с принцессой;
3) история горошины
. В. Заключение
1) принц женился;
2) принцесса уехала домой;
3) король и королева выгнали принцессу.
Задание 4
Нацелено на проверку умения обобщать полученную информацию. Установите соответствия : верно - неверно
Задание 5
Определите средства связи предложений в тексте. Выберите один или несколько правильных ответов. Следующие предложения связаны между собой формами одного и того же слова:
- 7. У ворот стояла принцесса. 8. Боже мой, на что она была похожа!
- 3. Принцесс-то было сколько угодно, да были ли они настоящие? 4. Так и вернулся принц домой ни с чем и загоревал – уж очень ему хотелось достать настоящую принцессу.
3) 6. Вдруг кто-то постучался в городские ворота, и старый король пошёл отворять. 7. У ворот стояла принцесса.
4). 16. Бог знает, что у меня была за постель! 17. Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках!
Задание 6.
Определите средства связи предложений в тексте. Выберите один или несколько правильных ответов. Следующие предложения связаны между собой синонимической связью:
1) 2. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашёл. 3. Принцесс-то было сколько угодно, да были ли они настоящие?
2) 11. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а поверх тюфяков набросала ещё двадцать перинок их гагачьего пуха. 12. На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь
3) 14. – Ах, очень дурно! – вздохнула принцесса. 15. – Я почти глаз не сомкнула! 4) 10. «Ну уж мы это проверим!» – подумала старая королева, но не сказала, а пошла в спальную. 11. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину…
Задание 7
Определите средства связи предложений в тексте. Выберите один или несколько правильных ответов. Одно предложение связано с другим с помощью местоименной связи (существительное первого предложения – местоимение второго предложения):
1) 1. Жил-был принц, и захотелось ему жениться на принцессе, но только самой настоящей принцессе. 2. Он объездил весь свет, чтобы найти себе невесту, да так и не нашёл.
2) 3. Принцесс-то было сколько угодно, да были ли они настоящие? 4. Так и вернулся принц домой ни с чем и загоревал…
3) 7. У ворот стояла принцесса. 8. Боже мой, на что она была похожа!
4) 8. Боже мой, на что она была похожа! 9. Вода бежала с её волос и платья…
5) 10. «Ну уж мы это проверим!» – подумала старая королева, но не сказала, а пошла в спальную. 11. Там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину…
6) 12. На эту кровать уложили принцессу, и там она пролежала всю ночь. 13. Утром её спросили, как она почивала.
7) 14. – Ах, очень дурно! – вздохнула принцесса. 15. – Я почти глаз не сомкнула!
8) 17. Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! 18. Просто ужасно!
9) 19. Тут-то все и увидали, что она была настоящею принцессой. 20. Она почувствовала горошину через сорок тюфяков и перинок – такою деликатною особой могла быть только настоящая принцесса.
Следующее задание предполагает выбор из списка верного утверждения.
Задание 8.
Определите, как связаны между собой предложения 8 и 9. Выберите верный ответ из списка.
Боже мой, на что она была похожа! 9. Вода бежала с её волос и платья прямо в носки туфель и вытекала из-под каблуков, а она всё-таки уверяла, что она настоящая принцесса!
Предложения связаны между собой с помощью
- повтора слов; однокоренных слов; личных местоимений; антонимов.
- повтора слов;
- однокоренных слов;
- личных местоимений;
- антонимов.
Задание 9. Обобщение полученных данных. Задание с множественным выбором.
Выделите правильные ответы.
Предложения данного текста могут быть связаны между собой при помощи:
- разных форм одного и того же слова;
- однокоренных слов;
- синонимов;
- антонимов;
- существительного и местоимения;
- повтора слов;
- личных местоимений.
кста?
1.
ЗУтверждение
2.
Верно
Текст состоит из введения, основной части и
Неверно
3.
В названии текста (заголовке) или в первом
заключения.
4.
Автор разделяет текст на абзацы просто так.
предложении называется тема текста
5.
Каждый абзац раскрывает одну микротему.
6.
Предложения текста не связаны между собой.
Предложения текста могут быть связаны между собой
различными способами.
Задание 10
Обобщение теоретических сведений, заполните таблицу. Верны ли утверждения?. Отметьте верные и неверные утверждения.
.
Методический комментарий к заданиям:
рассмотрим спецификацию заданий по читательской грамотности. Содержательная область оценки: чтение для личных целей Компетентностная область оценки: оценивать содержание и форму текста Контекст: личный
Тип текста: сплошной
Уровень сложности заданий: средний, сложный
Формат ответа: описан в каждом задании
Объект оценки: оценивать форму и содержание текста
КЛЮЧИ
1.
2
2.
2
3.
А–3, Б–2, В–1
4.
1 – верно, 2 – неверно, 3 – верно, 4 – неверно, 5 – неверно, 6 – верно
5.
6.
2, 3
1, 2
7.
1, 3, 5, 6, 7, 9
8.
3
9.
1, 3, 5, 7
10.
1 – верно, 2 – верно, 3 – неверно, 4 – верно, 5 – неверно, 6 – верно
:
КЕЙС №2
Композиционная структура текста
Тема: Текст. Виды чтения
Аннотация Данный кейс предназначен для обучающихся 9 класса, изучающих понятие «текст». Материалы кейса могут быть использованы для аналогичной работы в 6–7 классах.
Дотекстовая работа: Попытайтесь определить, о чём пойдёт речь в тексте под названием «БУКЕТ»
БУКЕТ
Я пошел в дом и застыл на пороге. Но полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки.
– Кто тут?! Кто тут, черт подери?!
В комнате все было вверх дном. Только букет стоял на столе, целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.
Показалось, что это букет во всем виноват.
Заглянул под печку, заглянул на печку – ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.
Вдруг показалось: кто-то смотрит!
И тут я понял, что это на меня смотрит букет. Букет – подсолнухи, пижма, васильки – смотрел на меня наглыми зелеными глазами.
Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то черный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку. Ю.Коваль
Прочитайте внимательно текст. Оправдались ли ваши предположения?
Задание 1
Определите тему текста:
Ф) букет; б) кот в) проделки кота
Задание 2
Какова главная мысль текста?
А) Какое-то неведомое существо перевернуло всё в доме и убежало.
Б) Милый соседский кот часто заходил к нам в гости.
В) Букеты украшают интерьер в доме.
Задание 3 Почему автор не назвал виновника событий?
А) Он не видел кота из-за огромного букета.
Б)Для интриги, чтобы читатель догадался сам в конце истории.
В) Автор не любил котов и даже не хотел называть это слово.
Задание 4 . Определите стиль текста:
А) научный Б) публицистический В) художественный Г) официально- деловой
Задание 5 . Какие признаки подтверждают вашу мысль о принадлежности текста?
А) есть речевые штампы Б) присутствуют средства художественной выразительности
В) преобладают научные термины Г) встречаем побудительные предложения.
Задание 6.Каким средством выразительности является фраза: «По полу разливалось молочное озеро. »
А) сравнение Б) Эпитет В)метафора Г) олицетворение
Задание 7
Дайте верную характеристику предложению: « . А под кроватью я нашел бидон, из которого вытекал
белоснежный ручеек, превратившийся в озеро.
А)СПП с придаточным определительным Б) Сложносочинённое В) простое с причастным оборотом.
Задание 8
Про какой невиданный цветок рассказывает автор?
А) про пижму Б) про подсолнухи В) про спрятавшегося за букетом кота
Задание 9
В предложении: «Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми
зелёными глазами»
А) олицетворение Б) метафора. В)эпитет Г) сравнение
Выберите верные ответы.
Задание 10
Каково отношение автора к коту?
А) Автор возненавидел кота Б) Автор любит природу и животных В) автор безразличен к животным
и природе
Задание 11. Ответьте на вопрос.
– Как Вы думаете, почему Ю. Коваль выбрал такое название своему рассказу?
Работа с предложенным кейсом способствует достижению следующих
предметных результатов :
понимание прочитанного художественного текста, формулирование в устной и письменной
форме темы и главной мысли текста;
формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них;
проведение анализа текста с точки зрения его соответствия основным
признакам (наличие темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности
и относительной законченности);
проведение смыслового анализа текста;
проведение анализа текста с точки зрения его композиционных особенностей,
нахождение средств художественной выразительности, определение строения предложений и их видов.
КЛЮЧИ:
- В 11.Автор умеет находить необычное в самых обыкновенных вещах. У
- А него оживают даже неодушевлённые предметы. Ю. Коваль наделён
- А живым воображением. История про букет вызывает улыбку у читателя
- А