II Актуализация знаний (5мин) | - Ребята, помните, что вы делали на прошлом уроке? - Верно. Молодцы! - А кто помнит, что такое линия? - Конечно! Умницы. - А что такое ритм линий? - Действительно. А где еще встречается нам понятие «ритм»? - Да, молодцы! А что ритм означает в музыке? - Умницы! - А чем же вы еще занимались на прошлом уроке? - А зачем? - Молодцы. Вы совершенно правы. - Напомните мне, какие это были картины? - Вы молодцы. Запомнили все картины известных художников. | - Изучали ритм линий. - Рисовали весенние ручейки. - Линия – это средство выражения. - Ритм линий – это когда несколько разных линий сочетаются вместе. - В музыке. - Повторение и чередование. - Смотрели картины разных художников. - Чтобы узнать, как разные художники изображают ритм линий на своих картинах. - «Весна в лесу». - «Весна. Большая вода». | Фронтальная |
III Постановка темы, цели урока (3 мин) | - Вы уже знаете, что в рисунке настроение можно выразить цветом. А также вы знаете, что линия тоже является средством выражения. Что же можно передать с помощью линий? -Скажите, что означает «характер»? -К кому применимо это слово? -А можно ли говорить о характере линий? -Сегодня на уроке мы это и узнаем. - Мы продолжим узнавать о линии, как о средстве выражения. На прошлом уроке вы говорили о ритме линий. Кто догадался, о каком свойстве линий мы будем узнавать сегодня? - А чтобы узнать тему урока, прочитайте слова наоборот. Записывает на доске: реткарахйинил - Как звучит тема урока сегодня? - Правильно. Молодцы! | - Характер, настроение. - Характер – это какие-либо черты, особенности. - К человеку. Предполагают. - Мы будем говорить о характере линий. - Тема урока: «Характер линий». | Фронтальная |
IV Открытие новых знаний (10 мин) | - А теперь давайте подробнее поговорим о линиях. Линии бывают совершенно разные по характеру. У всего на свете есть характер. Например, у одних людей – спокойный и тихий характер, а у других – вздорный, вспыльчивый или тревожный. И у линии так же. Рассказывает и изображает некоторые линии на доске. - Например, ленивая линия – любит подолгу спать. Прыгучая линия, наоборот, все время скачет и прыгает по листу бумаги. - Чтобы нарисовать такие линии, нужно на секунду представить себя линией, превратиться в нее, почувствовать ее характер. - Давайте мы с вами потренируемся в изображении линий. Возьмите лист с заданием №1 и цветные карандаши. Я буду вам описывать линию, а вы попробуйте угадать, что это за линии по ее характеру и нарисовать ее. - Есть у кого-то вопросы по заданию? Замедляет голос, делая его более тихим. Ходит по рядам и смотрит, что получается у детей, корректируя и помогая в рисовании. - Невозмутимая, сдержанная, безмятежная, тихая линия. Она медленно тащится по листу бумаги, еле-еле слышно. Настройтесь сейчас и подберите подходящий цвет к этой линии. Рука сама нарисует эту линию на вашем листе. Говорит бодрым и быстрым голосом. - Бодрая, игрива, беззаботная линия. Какой цвет вы выбрали, покажите свои карандашики. - Следующая линия – коварная, тонкая, изворотливая. Давайте представим эту линию, подумаем, как она будет выглядеть на бумаге, какой цвет надо к ней подобрать. Цвет лукавый, и найти его очень сложно, особенно когда негде подсмотреть и некому подсказать. - А сейчас мы подошли к самой интересной линии. Она напоминает острый забор, а, может, зубы самого опасного зверя? Передайте это цветом. - Следующая линия простая. Она как большая кучеряшка, как волна, приятная и легкая. - Очень важно почувствовать следующую линию, она двигается с большим трудом, нехотя, еле дышит. - И, наконец, последняя линия. Какая линия у вас осталась? Спрашивает несколько обучающихся. - Нарисуйте эту линию самостоятельно. А я посмотрю. - Кто хочет описать эту линию? - Замечательно, вижу, вы все прекрасно справились. Молодцы! Вешает картинки на доску. - Ребята, посмотрите на картинки. Какие деревья изображены? - Опишите мне их. Какие они по характеру? - Конечно. Молодцы! - Разным характером линий можно создать разные образы. - Давайте с вами попробуем изобразить веточки разного характера. - Положите перед собой лист бумаги горизонтально, разделите его пополам. Рисовать будем кистью. В верхней части листа мы изобразим нежную веточку березы. - Рассмотрите веточку березы. Какой она толщины? - Куда идет линия? - Как будем рисовать ствол? -Рассмотрите ветку дуба, какая она? - Куда идет линия ветки дуба? - Мы изобразим ветку дуба в нижней части листа. Каким приемом мы будем рисовать ее? Физкультминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле! Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, Даже толстые стволы Наклонились до земли. Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. | Слушают. Слушают и выполняют задание на листах. Задают вопросы при необходимости. Радостная | | Спокойная | | Хитрая | | Зубастая | | Волнистая | | Прыгучая | | Ленивая | | Поднимают руки. - Прыгучая. Несколько детей описывают линию, показывая рисунки. - Береза и дуб. - У березы ветки нежные, струящиеся, легкие, изящные, немного вздрагивающие в своем движении. - У дуба – мощные, загадочные, грубые, толстые. - Ветка березы у ствола толстая, а к концу очень-очень тоненькая. - Вниз. - Сначала будем вести кисть плашмя, а концу будем вести только кончиком. - Ветка дуба толстая, почти одинаковой толщины по своей длине. - В стороны и вверх. - Будем рисовать кистью плашмя, чуть-чуть тоньше нарисуем в конце ветки. Выполняют упражнения. Выполняют потягивания – руки в стороны. Выполняют потягивания – руки вверх. Машут руками. Делают наклоны вперед. Делают наклоны вправо-влево, вперед-назад. Выполняют вращение туловищем. Садятся на места. | Фронтальная Индивидуальная |
VТворческая практическая деятельность (16 мин) | - Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним технику безопасности при работе с кистями. - Что нельзя делать? - Прекрасно, теперь вы можете начать работу. - И помните, что вы всегда можете обратиться за помощью и спросить, что вас интересует. Во время практической работы оказывает индивидуальную помощь обучающимся, помогая справиться с затруднениями, поддерживает творческие решения детей, демонстрирует классу наиболее удачные и интересные идеи отдельных детей. Анализирует затруднения, возникающие у ряда детей. | - Брать кисти в рот. - Засовывать в ухо, нос, глаза себе или соседу. - Размахивать кисточками. - Ломать, выщипывать ворсинки из кисточки. - Класть в непредназначенное для них место. - Рисовать на теле или одежде как своей, так и соседа. - Бросаться ими. Начинают работу. | Индивидуальная Фронтальная |
VIРефлексия деятельности (5мин) | Выставка работ обучающихся Поощряет работы. Анализирует замечания и комментарии детей. Оценивает работы. -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Достигли ли мы ее? - Ребята, закончите предложения, написанные на доске. Кто хочет начать? - Мне было трудно… - Мне было легко… - Теперь я умею… - Я знал… - Мне понравилось… - Теперь я хочу попробовать… - У вас на столах лежат смайлики, поднимите смайлик, если вам было легко работать (улыбающийся смайлик), у вас возникли затруднения, с которыми вы справились (нейтральный смайлик), мне было трудно (грустный смайлик). | Комментирую работы одноклассников. Отвечают. Дополняют предложения, анализируя собственную деятельность. Поднимают нужный смайлик. | Фронтальная |
VIIПостановка домашнего задания (2 мин) | - Ребята, послушайте домашнее задание. - Дома дорисуйте ваши работы. - Вы можете придумать свой лес, может быть он у вас будет волшебным, а может это будет лес, в котором вы когда-то были. Это должен быть весенний лес. Чем весенний лес отличается от леса в другое время года? | Слушают домашнее задание. - Весной на ветках деревьях появляются маленькие зеленые листочки. - Листья не желтые или красные, как осенью. - И деревья не покрыты снегом, как зимой. - И листья еще недостаточно большие, почки до конца не распустились, плодов на деревьях нет, как летом. | Фронтальная |