СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характерные особенности детей с УО, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Основные принципы обучения детей с УО.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Характерные особенности детей с УО, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Основные принципы обучения детей с УО.»

Консультативная работа для педагогов по теме:

«Характерные особенности детей  с УО, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса. Основные принципы обучения детей с УО».



Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга. Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. В англоязычной литературе термину «олигофрения» соответствует «mental retardation» - «отставание в интеллектуальном развитии», «психическая отсталость», «психический дефицит», «психическая субнормальность», «умственная недостаточность», «умственный дефицит» и др. Из этический соображений данной категории детей используются определения: «особые», «особенные», «проблемные», «с особыми нуждами» и др. Понятие "умственно отсталый'" является более общим. Оно включает в себя олигофрению и другие состояния выраженного интеллектуального недоразвития. Правильное определение понятия "умственная отсталость" имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Теоретическое значение такого определения состоит в том, что оно способствует более глубокому пониманию сущности аномального психического развития детей. Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту интеллекта Векслера в условных единицах. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ - 10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному). Таблица 1 - Классификация умственной отсталости ( соотношение клинических и психометрических оценок тяжести умственной отсталости IQ, по тесту Векслера) IQ Определение степени умственной отсталости по МКБ-9 Определение степени умственной отсталости по МКБ10 Другие градации умственной отсталости 80 – 100 Норма (средняя) Норма Норма 70 – 80 Пограничные с нормой задержки развития Пограничные формы 50 – 70 Дебильность Легкая Мягкая форма 35-50 Имбецильность Умеренная Среднетяжелая 20-35 (40) Тяжелая Тяжелая Менее 20 Идиотия Глубокая Очень глубокая Дети с легкими степенями умственной отсталости (дебильность) составляют 75 - 80%. Их уровень интеллектуального развития составляет 50 - 70 условных единиц. После обучения в специальных школах или классах, находящихся при массовых школах, или после воспитания и обучения в домашних условиях многие из них социально адаптируются и трудоустраиваются. Дети со средней выраженностью отсталости (имбецильность) составляют примерно 15 % случаев. Их уровень интеллектуального развития составляет от 20 до 50 условных единиц. Некоторые из них (с умеренной умственной отсталостью, 35 - 49) посещают специальную школу для имбецилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено. Глубоко умственно отсталые дети (идиотия) в большинстве своем пожизненно находятся в интернатах Министерства социальной зашиты 8 населения. Некоторые, по желанию родителей, живут в семьях. Их общее количество - примерно 5 % от всех умственно отсталых детей. Мышление таких детей практически полностью неразвито, возможна избирательная эмоциональная привязанность таких детей к близким взрослым. Обычно они не овладевают даже элементарными навыками самообслуживания. Интеллектуальный коэффициент не является основанием для диагноза, но служит важным звеном в комплексной медико-психолого-педагогической диагностике, социальной реабилитации, определении инвалидности. Обучение и воспитание детей с легкой и умеренной умственной отсталостью осуществляется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях либо в специальных классах общеобразовательных школ, либо в виде надомного обучения. Дети-сироты и оставшиеся без попечительства родителей обучаются в специальных детских домах и школах-интернатах. Обучение и воспитание детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью осуществляется в учреждениях социальной защиты. Эти дети нуждаются в постоянной помощи и наблюдении и рассматриваются как инвалиды с детства. Умственно отсталые (слабоумные) дети – наиболее многочисленная категория аномальных детей. Они составляют примерно 1 – 3% от общей детской популяции. Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя достаточно разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга, имеющего широко распространенный характер. Преобладающее большинство всех умственно отсталых детей – учеников вспомогательной школы – составляют дети-олигофрены. При олигофрении органическая недостаточность мозга носит остаточный, не усугубляющийся характер, что дает основания для оптимистического прогноза. Такие дети составляют основной контингент вспомогательной школы. Умственная отсталость, возникшая позднее полного становления речи ребенка, встречается относительно редко. Она не входит в понятие олигофрения. Уже в дошкольный период жизни болезненные процессы, имевшие место в мозгу ребенка-олигофрена, прекращаются. Ребенок становится практически здоровым, способным к психическому развитию. Однако развитие это осуществляется аномально, поскольку биологическая его основа патологична. Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов. Причем имеет место не только отставание от нормы, но и глубокое своеобразие личностных проявлений, и познания. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по многим своим проявлениям. Дети-олигофрены способны к развитию, что по существу отличает их от слабоумных детей всех прогредиентных форм умственной отсталости, и, хотя развитие их осуществляется замедленно, атипично, со многими, подчас резкими отклонениями, тем не менее, оно представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в психическую деятельность детей, в их личностную сферу. Только правильный отбор детей во вспомогательные (и иные специальные школы) имеет очень большое значение.

Особенности психического развития детей с умственной отсталостью

Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями.

1. Стойкое нарушение познавательной деятельности выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения отличается бедностью и фрагментарностью.

2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Например, подводящие упражнения часто воспринимаются как самостоятельные, не имеющие логической связи с основным упражнением.

3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи — коммуникативную, познавательную, регулирующую. Причиной являются нарушения взаимосвязи между первой и второй сигнальными системами. В результате отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи, что снижает потребность в речевом общении. Установлено, что только 30% учащихся начальных классов с легкой умственной отсталостью имеют относительно сохранный уровень развития речи, у остальных 70% отмечается системное нарушение речи различной степени тяжести.

4. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. То, что удерживается механической памятью, тоже быстро забывается. Это касается как словесного материала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал — малоэффективно.

5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей они стараются их избежать и переключаются на что-то другое.

6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безынициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека.

7. Эмоциональная сфера также имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые. При разнице психофизических характеристик, свойственных детям с разной степенью умственной отсталости, имеются и общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение.

Особенности физического развития и двигательных способностей детей с умственной отсталостью

На физическое развитие, уровень развития двигательных способностей, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью (далее - УО). И простые, и сложные движения вызывают у детей затруднения: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом – зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем – соразмерить и выполнить прыжок, в четвертом – точно воспроизвести заданный ритм движения. Любое из них требует согласованного, последовательного и одновременного сочетания движений звеньев тела в пространстве и времени, определенного усилия, траектории, амплитуды, ритма и других характеристик движения. Однако в силу органического поражения различных уровней мозговых структур, рассогласования между регулирующими и исполняющими органами, слабой сенсорной афферентации, управлять всеми характеристиками одновременно умственно отсталый ребенок не способен. Психомоторное недоразвитие детей с УО проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика. Характеристика двигательных нарушений у детей начальной школы с УО: -нарушение двигательно-координационных способностей – точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия; - отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств – силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости на 20-40%; скоростно-силовых качеств в 15 прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10- 20%[1]. У 55% младших школьников нарушен акт ходьбы и бега, у 36% наблюдаются трудности выполнения изолированных движений пальцами (застегивание пуговиц, завязывание шнурков, бантов). Отмечено отсутствие ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Недостатками высших уровней регуляции проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции. Отставания в физическом развитии умственно отсталых детей, степень приспособления к физической нагрузке зависят не только от поражения центральной нервной системы, но и являются следствием вынужденной гипокинезии. Отсутствие или ограничение двигательной активности тормозит естественное развитие ребенка, вызывая цепь негативных реакций организма: ослабляется сопротивляемость к простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки для формирования слабого малотренированного сердца. Для умственно отсталых школьников характерно быстрое истощение нервной системы, особенно при монотонной работе, нарастающее утомление, характерно снижение работоспособности, меньшая выносливость. У многих учащихся встречаются нарушения сердечнососудистой, дыхательной, эндокринной систем, внутренних органов, зрения, слуха, врожденные структурные аномалии зубов и прикуса, готическое небо, врожденный вывих бедра, а также множественные сочетанные дефекты.

Специальные принципы в обучении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направленность принципов

№ п/п

Специальные принципы

Особенности реализации специальных принципов в обучении обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (направленность)*

Общедидактические принципы

 

Принцип коррекционно-развивающей направленности

образовательного процесса

Коррекция мышления, памяти и речи.

Коррекция физических недостатков, двигательной сферы, общесоматическое развитие организма.

Развитие фонематического слуха, ритмики, цветовосприятия, пространственного восприятия.

Принцип научного подхода

 

Принцип наглядности

 

Принцип практической направленности

Подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, возможность применять те или иные полученные знания в жизни, возможность самореализации за счёт полученных практических навыков, а не формальное усвоение определённого количества теоретических знаний.

Принцип взаимосвязи теории и практики

 

Принцип воспитывающего обучения

Любой урок активно содействует формированию положительных качеств личности. Образовательная и коррекционная сторона урока, его содержание, организация, методы создают определенную воспитывающую направленность учебной деятельности. Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание наблюдательности, если на уроке приходится анализировать процессы или объекты, формировать навыки самостоятельной работы; настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других - на уроках производственного и сельскохозяйственного труда, требующих совместной деятельности, и т. д.

Принцип творческого характера обучения

 

Принцип воспитывающего обучения

 

Онтогенетический принцип

Индивидуализация процесса обучения таких детей, учёт времени формирования дефекта, тяжесть дефекта, наличие вторичных нарушений, время начала коррекционной работы с каждым ребёнком и её систематичность, социальные условия.

Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

 

Принцип преемственности

Последовательное, системное усвоение информации детьми с УО. Каждый раздел учебного материала опирается на ранее изученный. В деятельности учителя принцип преемственности реализуется в планировании последовательности прохождения нового учебного материала и в повторении ранее изученного, в проверке полученных школьниками знаний и умений, в разработке системы индивидуальной работы с ними.

Принцип системности обучения

 

Принцип целостности содержания образования

Направлен на опору при изучении одних предметов на знания, полученные при изучении других предметов, на обнаружение внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав.

Принцип систематизации

 

Принцип учета возрастных особенностей обучающихся

Чёткое соотнесение содержания предметных областей с личностными достижениями ребёнка.

Принцип посильности и доступности

 

Принцип учета особенностей психического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Направлен на знание и учёт преподавателем при построении учебного процесса общих и индивидуальных особенностей психического развития: нестабильность поведения, сниженный мотивационный компонент, повышенную утомляемость, сниженный объём произвольного внимания, особенности восприятия и мышления и т. д.

Принцип личностно-ориентированной направленности обучения

 

Принцип направленности на формирование деятельности

Возможность овладения обучающимися с УО всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приёмами учебной и познавательной деятельности, коммуникативной деятельности.

Принцип связи теории с практикой

 

Принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные

жизненные ситуации

Обеспечение готовности обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; формирование умения ставить цели и достигать их, решать проблемы, добиваться желаемых результатов, самореализовываться в современном обществе.

Принцип сознательности обучения

 

Принцип сотрудничества с семьей

1. Информационное направление. Родители получают всю необходимую информацию об организации обучения и воспитания, жизни и быта детей в образовательном учреждении; о льготах и правах детей-инвалидов и их семей, предоставляемых государством и другими организациями, об обязанностях родителей.

2. Педагогическое направление. Родители узнают о правилах организации речевого режима дома, правилах организации домашних занятий, рекомендации по организации режима дня, приемы активизации, привлечения внимания, способы заполнения рабочих тетрадей и т.п.

3. Психологическое направление. Родителям предоставляется информация об особенностях психической деятельности детей, их поведения. Воспитатель и психолог знакомят родителей с приемами реагирования на поведенческие проблемы дома и с перспективами развития ребенка.

4. Медицинское направление. Родители узнают о причинах и профилактики психоневрологических заболеваний.

5. Социально-правовое направление. Ознакомление с юридическими обязанностями родителей перед ребенком, помощь в осуществлении контактов с органами опеки, правоохранительными, муниципальными, юридическими органами, а также сбор информации и составление «социального паспорта» семьи.

Принцип сознательности и активности





Учитель, обучающий ребенка с умеренной / тяжелой умственной отсталостью и/или тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР), должен иметь дефектологическое образование или профильное повышение квалификации не менее 72ч и владеть специальными методами и приемами работы.

Цели и задачи обучения и воспитания

Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для глубоко умственно отсталых детей эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приёмы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания.

Цель коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми, в конечном счете, – их социальная адаптация и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Дети с интеллектуальной недостаточностью с раннего возраста нуждаются в специальных условиях воспитания и обучения. Дефект умственного развития приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.

Основная задача школы– гармоничное развитие личности ребенка с отклонениями в развитии, воспитании человека, способного к социальной адаптации и интеграции в обществе.

Учебная деятельность, занимая значительное место в жизни младшего школьника, глубоко преобразует его как личность: существенно обогащает его познавательный опыт, формирует готовность и способность самостоятельно познавать окружающий мир, учит сотрудничеству и взаимодействию, умению общаться.

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса - это использование педагогических технологий.

На уроках с «особенными детьми» можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.

Из всех педагогических технологий, наиболее приемлемыми и эффективно используемыми при обучении детей с нарушением интеллекта могут быть:

- игровые технологии;

- информационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

При этом следует оговориться, что любая педагогическая технология подразумевает использование методики коллективных способов обучения, основанной на максимальной реализации возможностей учащихся.

Наибольший интерес, при обучении детей с нарушением интеллекта представляют игровые технологии.

Игровые технологии – это игровая форма взаимодействия педагога и учащихся через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакли, деловое общение). При этом образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном процессе используются занимательные, театрализованные, деловые, ролевые, компьютерные игры.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

- дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

- учебная деятельность подчиняется правилам игры;

- учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является – от игры к творчеству, к усвоению школьной программы.

Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике.

При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо внедрять информационные технологии. Кто-то скажет, что в младшем школьном возрасте это делать рано и вредно. Но дети сравнительно рано знакомятся с компьютером, поэтому дозированное использование на уроках компьютерных технологий будет способствовать их развитию. Практика показывает, что интерес детей к урокам значительно возрастает, повышается уровень познавательных возможностей. Если использовать мультимедийные презентации, развивающие компьютерные программы, то эффективность уроков, безусловно, возрастет. Для демонстрации окружающих предметов для детей, дающих определенные понятия, соотнесения слова и зрительного образа, создания зрительных ассоциаций, показа этапов работы, экран компьютера просто необходим.

Использование новых нестандартных приёмов объяснения и закрепления материала, с использованием компьютерных технологий, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактах, но и в ассоциациях в памяти детей. Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме этого, использование презентаций в процессе обучения позволяет: заинтересовать детей, усилить образовательные эффекты, повысить качество усвоения материала, осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем подготовленности, организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.

На уроках используются компьютерные презентации для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. Эти презентации доступные учащимся и соответствуют учебно-воспитательным целям и содержанию обучения. Составляются они с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, четкие по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, с крупным шрифтом, эстетически оформлены, но не перенасыщены цветовой гаммой. Презентации мы используем в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщениии закреплении материала. Управление сменой слайдов презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших уроках индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.

На них дети знакомятся с новыми знаниями. Например, когда берется новая тема и используется компьютерная презентация, восприятие происходит быстрее, т. к. весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Формируются психофизические процессы – память, внимание, восприятие, воображение.

На занятиях по математике материал дается в игровой форме, сопровождается мультипликацией. Дети очень любят решать элементарные математические задачи, с удовольствием учатся считать, сравнивать, вводятся понятия «широкий – узкий»«высокий – низкий»«длинный – короткий» и др.

Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья обучающихся. Это: пальчиковая гимнастика, физкультминутки, подвижные упражнения. Физкультминутки на уроках благотворно влияют на восстановление умственной работоспособности детей, препятствуют нарастанию утомления, повышают настроение воспитанников, снимают статистические мышечные нагрузки. Можно проводить их с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность. Время начала физкультминутки более уместна, когда значительная часть детей начинает утомляться. В течение урока проводится одна - две физкультминутки. На уроках используются компьютерные презентации для ознакомления с элементарными математическими представлениями, с предметами и явлениями окружающего мира. Эти презентации доступные учащимся и соответствуют учебно-воспитательным целям и содержанию обучения. Составляются они с учетом возрастных особенностей умственно отсталых школьников, четкие по структуре, с краткими, легко запоминающимися надписями, с крупным шрифтом, эстетически оформлены, но не перенасыщены цветовой гаммой. Презентации мы используем в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа, при обобщении закреплении материала. Управление сменой слайдов презентации осуществляется педагогом, поэтому темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями детей. Включение в презентацию заданий, тестов, вопросов, дидактических игр разного уровня сложности позволяет осуществить на наших уроках индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации затруднения есть возможность неоднократного возвращения к нужному слайду, для уточнения, получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа.