СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Характеристика алалии у детей

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Алалии относятся к числу наиболее тяжелых расстройств развития речи. Алалия — системное недоразвитие речи центрального генеза. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может являться врожденным или приобретенным на ранних этапах онтогенеза, в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалий.

Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями речевых зон коры головного мозга, называется афазией. Афазия — распад уже сформированных речевых функций, поэтому такой диагноз ставят только детям старше 3–4 лет. При афазиях наблюдается полная или частичная утрата способности понимать обращенную речь либо говорить, т. е. пользоваться словами и фразами для выражения своих мыслей. Афазии обусловлены поражением речевых центров в коре доминантного полушария (у правшей — левого, у левшей — правого) при отсутствии нарушений со стороны артикуляционного аппарата и слуха.

В случаях поражений речевых центров у детей в возрасте до 3–4 лет речь обычно развивается, но с выраженным отставанием. Это состояние отечественные специалисты обозначают как алалия. Более точным является международный термин «дисфазия» или «дисфазия развития». Аналогично афазиям у взрослых, различают моторную и сенсорную алалии (дисфазии).

Просмотр содержимого документа
«Характеристика алалии у детей»

хАРАКТЕРИСТИКА АЛАЛИИ У ДЕТЕЙ

Алалия (греч. Отрицательная частица a + lalia речь) – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе. Причиной алалии является поражение или нарушение структурного развития речевых зон мозга, перенесенных внутриутробно или после рождения ребенка в возрасте до года, то есть до появления речи. Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, имевших нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.

Различают моторную и сенсорную алалию.

При моторной алалии не только отстает развитие моторики артикуляционного аппарата, когда ребенку трудно воспроизвести артикулярные движения (поднять язык вверх и удержать в таком положении, облизать губы и т.д.), но и нарушена общая моторика (дети неловко двигаются, плохо одеваются сами, не могут прыгать на одной ножке и т.п.). Кроме того, у таких детей часто ослаблена память, им трудно концентрировать внимание, они быстро утомляются.

Особенностью моторной алалии является относительное полное понимание речи, но низкая способность самостоятельных связных высказываний, ограниченность словарного запаса, затруднения в овладении звукопроизношением и слоговой структурой слова. Речь детей-алаликов обычно малопонятна даже родителям, которые к ней привыкли. В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Нужны очень длительные регулярные занятия со специалистом, без помощи которого этот дефект не преодолевается.

Поскольку дети адекватно реагируют на обращения взрослых, выполняют простые поручения, родители очень часто запускают заболевание, мотивируя это тем, что ребенок все понимает, только не хочет говорить. Только специалист может определить, почему произошла задержка речи и какие меры необходимо предпринять, чтобы помочь ребенку.

При сенсорной алалии ребенок или совсем не понимает обращенной к нему речи, или понимает ее очень ограниченно, при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия – крайне редкое заболевание. Основным дефектом у детей является нарушение фонематического слуха, они не воспринимают фонем родного языка.  часто повторяет слоги, звуки, слова, иногда даже фразы из одного-двух слов, но какой-то системности при этом не прослеживается.

Можно заметить, что понимает такой малыш меньше, чем пытается говорить. К примеру, слово «кукла» ребенок может говорить достаточно часто, а вот понимать, что взрослый говорит именно о кукле (просит достать куклу, подать ее с пола, поставить на полку, рассказывает сказку о кукле), у него получается не всегда.

Это означает, что пассивный (то, что он понимает) словарь малыша меньше, чем активный (то, что он говорит). У детей с нормальным уровнем развития речи пассивный словарь в возрасте 2-4 лет, наоборот, больше активного.

Характерной особенностью детей с сенсорной алалией является эхолалия, когда ребенок, не задумываясь о смысле, эхом повторяет чужие слова, например на вопрос «Ты был в парке?» отвечает «В парке» вместо «Я был в парке» или просто «Да».

Необходимо комплексное обследование у психоневролога и логопеда.