СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Хлеб -всему голова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Хлеб -всему голова»


Возраст дошкольников: 5-6 лет
Тема: «Хлеб – всему голова»

Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.

Задачи:

  1. Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.

  2. Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.

  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.

  4. Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?

Варианты решения:

  1. Хлеб нужен человеку, как продукт питания.

  2. Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.

  3. Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.

Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.

Тезис: "Хлеб - всему голова"

Материал к занятию: Поговорки, стихи, иллюстрации, колосья пшеницы.



Ход занятия:

Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой, 
Вот он теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой. 
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел. 
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Хлеб… Трудно найти на Земле более популярное и распространённое слово.

Славится он первым на земле!

Славится он первым на столе!

Так говорит о хлебе народная мудрость.

Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд людей, творящих хлеб.

Хлеб- как часто мы думаем о нем, говорим и слышим о нем. Сколько сказано о хлебе добрых слов, стихотворений, пословиц, загадок. Хлеб является самым большим богатством страны, заботливое, бережное отношение к хлебу является обязанностью каждого из нас, ведь не с проста самых дорогих гостей мы встречаем с хлебом и солью.

Хлеб ржаной, батон и булки,

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Вот сейчас мы и узнаем, как люди выращивают хлеб, чтобы мы все поняли и относились к хлебу бережно.

Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода - 
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.

Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.

Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.

Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?

(Ответы детей - сеялки)

Воспитатель:

Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.

Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детейнужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей

Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.

Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры 
Полевые корабли

Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном

Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)

(ребенок читает стихотворение)

Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор 
Урожай грузовики.

Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят

(ребенок читает стихотворение)

Убран хлеб и тише стало, 
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?

(ответы детей)

Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку 

Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни

На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.(дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)

Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.

Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.

Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе!!!

Рассказ воспитателя, о том, как голодали дети, в годы войны :

"Была война. Наша часть освободила деревню. У крайнего дома стояла женщина, а возле нее девочка лет 5 : худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял : "Мама, дай кусочек! Мама, дай!"

-Чего она просит?- спросил я.

-Хлеба. У нас немцы все отняли. Я вынул из мешка солдатские сухари и подал женщине. Девочка схватила сухари дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы.

Показ детям кусочка хлеба, который выдавался в блокадном Ленинграде. 8 сентября 1941 года город Ленинград оказался со всех сторон окружен врагами- кольцо сомкнулось. Наш город оказался в очень тяжелом положении. Началась блокада! Немцам удалось разгромить склады с продуктами. Продовольствия осталось очень мало. Поэтому уже в ноябре, хлеб в Ленинграде выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.

На тарелочках выносят хлеб, разрезанный на кусочки по 125 граммов. Хлеб раздают детям.

В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.

И все же блокадная пайка хлеба, та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!

Мама! Хлебушка дай-ка!

В глазах страданье и страх

Хлеба блокадного пайка

В худеньких детских руках

Пайка блокадного хлеба-

С жизнью тончайшая нить.

Пайку блокадного хлеба

Мы не должны забыть!

Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Я хочу рассказать об одной девочке. Жила в Ленинграде на 2-ой линии Васильевского острова в доме №13, пионерка- Таня Савичева. Пионерке было 11 лет. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала сиротой. В те дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм в семью Савичевых и другие ленинградские семьи.

9 страничек. Страшные строчки,

Нет запятых, только черные точки.

"Умерли все" Что поделать? Блокада..

Голод уносит детей ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире.

Кажется, радости нет больше в мире.


Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, короче дневник был на строчку..

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. Нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Лениинград.

Пусто в квартире. В живых- только Таня.

В маленьком сердце столько страданья.

"Умерли все" никого больше нет

Девочке Тане- 11 лет...

Отношение к хлебу должно быть как к самому святому, дорогому, потому, что нет труда, требующего больше терпения, ума, сердца, чем труд людей, творящих хлеб. Ведь кем бы ты ни был: шофером, учителем, космонавтом...Ты не сможешь обойтись без хлеба!

-Не топчи хлеб!!!

-Не бросай хлеб!!!

-Не пренебрегай им!!!

-Не хвастай, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь!!!

-Живи так, чтобы хлеб о был всегда честным!!!

-Помни, чтобы хлеб был сегодня и завтра, и всегда, трудится вся страна!!!