Возраст дошкольников: 5-6 лет
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цель: совершенствование знаний детей о значимости хлеба.
Задачи:
Формировать знания детей о последовательности выращивания хлеба.
Познакомить с различными видами хлеба и хлебобулочных изделий.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба.
Проблемный вопрос: Почему нужно беречь хлеб?
Варианты решения:
Хлеб нужен человеку, как продукт питания.
Хлеб выращивают люди многих профессий, нужно уважать их труд.
Хлеб вкусный, полезный, в нем наше здоровье и сила.
Оптимальный вариант: знание о том, как люди выращивают хлеб, сколько тратят времени и сил, учит тому, что нужно бережно к нему относиться.
Тезис: "Хлеб - всему голова"
Материал к занятию: Поговорки, стихи, иллюстрации, колосья пшеницы.
Ход занятия:
Вот он – хлебушко душистый,
С хрупкой корочкой витой,
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Хлеб… Трудно найти на Земле более популярное и распространённое слово.
Славится он первым на земле!
Славится он первым на столе!
Так говорит о хлебе народная мудрость.
Отношение к хлебу должно быть особое, как к святыне. Потому что нет труда, требующего большего терпения, ума, сердца, чем труд людей, творящих хлеб.
Хлеб- как часто мы думаем о нем, говорим и слышим о нем. Сколько сказано о хлебе добрых слов, стихотворений, пословиц, загадок. Хлеб является самым большим богатством страны, заботливое, бережное отношение к хлебу является обязанностью каждого из нас, ведь не с проста самых дорогих гостей мы встречаем с хлебом и солью.
Хлеб ржаной, батон и булки,
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
Вот сейчас мы и узнаем, как люди выращивают хлеб, чтобы мы все поняли и относились к хлебу бережно.
Воспитатель: Весной люди подготавливают почву. Как они это делают? (Ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода -
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Воспитатель: (дополняет) Правильно! Люди пашут землю. К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками.
Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?
(Ответы детей)
Воспитатель: Конечно, нет! Землю сначала надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной, а затем можно сеять в землю семена.
Как называют сельхозмашины, которые сеют зерно?
(Ответы детей - сеялки)
Воспитатель:
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
Воспитатель: Что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?
(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).
Воспитатель: Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает.
Физкультминутка.
В землю зернышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: Во что же превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей
Воспитатель: Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.
А когда, приходит осень, колосья наливаются, созревают. Пора убирать урожай, а то зерна могут осыпаться.
Скажите, пожалуйста, какие машины убирают урожай? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Хлеб созрел,
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли
Воспитатель: Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном
Кто знает, куда шофер увозит зерно? (ответы детей)
(ребенок читает стихотворение)
Слышен, летом до заката,
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Воспитатель: Зерно отвозят в большие зернохранилища, которые называются элеватором. Там его сушат и хранят
(ребенок читает стихотворение)
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима
Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, на мельницу, там зерно превращается в муку
Воспитатель: Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и пекарни
На заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб.(дети дополняют, какие еще хлебобулочные изделия выпекают из муки)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (ответы детей)
Воспитатель: Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы.
Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье.
Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о хлебе!!!
Рассказ воспитателя, о том, как голодали дети, в годы войны :
"Была война. Наша часть освободила деревню. У крайнего дома стояла женщина, а возле нее девочка лет 5 : худая, бледная, на тоненьких ножках, она качалась как былинка. Ребенок тянул руки к матери и повторял : "Мама, дай кусочек! Мама, дай!"
-Чего она просит?- спросил я.
-Хлеба. У нас немцы все отняли. Я вынул из мешка солдатские сухари и подал женщине. Девочка схватила сухари дрожащими ручонками и начала его грызть. На глазах женщины сверкнули слезы.
Показ детям кусочка хлеба, который выдавался в блокадном Ленинграде. 8 сентября 1941 года город Ленинград оказался со всех сторон окружен врагами- кольцо сомкнулось. Наш город оказался в очень тяжелом положении. Началась блокада! Немцам удалось разгромить склады с продуктами. Продовольствия осталось очень мало. Поэтому уже в ноябре, хлеб в Ленинграде выдавался только по карточкам. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на одного человека.
На тарелочках выносят хлеб, разрезанный на кусочки по 125 граммов. Хлеб раздают детям.
В этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок.
И все же блокадная пайка хлеба, та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Мама! Хлебушка дай-ка!
В глазах страданье и страх
Хлеба блокадного пайка
В худеньких детских руках
Пайка блокадного хлеба-
С жизнью тончайшая нить.
Пайку блокадного хлеба
Мы не должны забыть!
Все эти нечеловеческие лишения и тяготы переносили дети. Я хочу рассказать об одной девочке. Жила в Ленинграде на 2-ой линии Васильевского острова в доме №13, пионерка- Таня Савичева. Пионерке было 11 лет. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала сиротой. В те дни Таня вела страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм в семью Савичевых и другие ленинградские семьи.
9 страничек. Страшные строчки,
Нет запятых, только черные точки.
"Умерли все" Что поделать? Блокада..
Голод уносит детей ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку..
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. Нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Лениинград.
Пусто в квартире. В живых- только Таня.
В маленьком сердце столько страданья.
"Умерли все" никого больше нет
Девочке Тане- 11 лет...
Отношение к хлебу должно быть как к самому святому, дорогому, потому, что нет труда, требующего больше терпения, ума, сердца, чем труд людей, творящих хлеб. Ведь кем бы ты ни был: шофером, учителем, космонавтом...Ты не сможешь обойтись без хлеба!
-Не топчи хлеб!!!
-Не бросай хлеб!!!
-Не пренебрегай им!!!
-Не хвастай, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь!!!
-Живи так, чтобы хлеб о был всегда честным!!!
-Помни, чтобы хлеб был сегодня и завтра, и всегда, трудится вся страна!!!