Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа-интернат № 22 г. Томска
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА !
Провелf:
Ковшова М.Е.
г. Томск
2018 г.
Цель:
Расширить представление детей о значимости хлеба для всех людей.
Задачи:
воспитывать бережное отношение к хлебу, к людям, вырастившим хлеб;
развивать интерес обучающихся к историческому прошлому нашей страны,
воспитывать у младших школьников патриотические чувства: уважение к старшему поколению, чувство гордости за свой народ, свою Родину;
расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне;
развивать познавательный интерес у детей.
Ход занятия:
- Ребята, угадайте, о чем идет речь?
Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Кто-то любит белый,
Кто-то любит черный,
Кто-то любит с маком
Или запеченный.
Он бывает длинным,
Но бывает узким.
Кто-то любит с тмином
Или же французский.
Он зерно, он колос,
Он мука и тесто.
За праздничным столом
Он знает свое место.
(Ответы детей.)
-Правильно, о хлебе. Издревле на Руси существовал обычай дорогих гостей встречать хлебом-солью. Как вы думаете, почему?
(Дети высказывают предположения.)
- Вы правы: хлеб для дорогого гостя - это знак уважения к нему, так как хлеб на Руси был самым значимым продуктом.
-Чтение стихотворения В. Бакалдина.
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим...
Сейчас нет ничего сложного в том, чтобы купить хлеб. Но так было не всегда. В старину люди ели только тот хлеб, который пекли сами, купить его было невозможно. Дом, где был хлеб, считался богатым, зажиточным. Мы едим хлеб и не задумываемся, что его путь к нам на стол очень долог.
Просмотр презентации «Как хлеб на стол пришел» - Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели.
Это - хлеб. Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны.
Это - хлеб. Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Это - хлеб. Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Это - хлеб. Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб!
Дети читают стихи:
Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное - работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
потрудились на земле.
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа «Хлеб - всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Слава, слава!
Физ-минутка:
- Давайте представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются) .
- Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил. Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх) .
-Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .
-Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски. (дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище) .
-И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку. В поле выросли замечательные колоски. Улыбнитесь друг другу.
- А теперь замесим тесто:
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замешиваем тесто,
А тесту в миске тесно
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
- Все вы знаете, что давно , когда вас и ваших родителей ещё не было на свете, а ваши бабушки и дедушки были младше вас, на нашей земле была война: Великая Отечественная война. Очень трудно приходилось всем людям: и стареньким, и маленьким, и бойцам на фронте. Еды не хватало, иногда даже не было хлеба – просто кусочка хлеба… Люди умирали от голода.
Показать детям кусочек хлеба весом 125грамм.
- Ребята! А вы бы могли сказать, сколько весит этот кусочек хлеба.
125 грамм – это был паек на весь день для каждого жителя, осажденного фашистами Ленинграда в период Великой Отечественной войны. Именно в военное время слова «хлеб» и «жизнь» были равнозначны.
- Никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба. «Священным даром» называли обычный хлеб во время Великой Отечественной войны. Чтобы получить эти желанные 125 грамм хлеба, необходимо было на морозе отстоять большие очереди, держа в руках вот такую (показ) хлебную карточку. Не смотря на то, что хлеб был с примесью сена, соломы, желудей, семян лебеды и других суррогатов, люди понимали, что этот хлеб – это их жизнь. В блокадном Ленинграде от голода погибли более 641 тысячи человек.
Показ слайдов.
- Ребята , объясните смысл пословицы. «Хлеб – всему голова».
- Какие еще пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? Объясните их смысл.
Хлеб – наше богатство.
И обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
Без соли и без хлеба худая беседа.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Буханки хлеба нет, так и корочке честь.
Даже каша с хлебом краше.
Звучит песенка о хлебе.
1.Сеют в поле зерна раннею весною
А над ними светит солнышко родное.
На ветру веселом зашумят колосья.
Будет урожайной золотая осень.
2.И зерно в амбары потечет рекою,
И его машины сделают мукою.
На заводе пекарь хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»
Загадки:
Давайте-ка, ребятки,
Отгадывать загадки!
Загадки всевозможные:
И легкие, и сложные.
Посмотрим, кто из вас
Покажет высший класс?
1. На сметане мешон,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок!
Покатился ... (колобок)
2. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (лапша)
3. Столбики точеные, головки золоченые. (колосья)
4. С неба солнце золотое
Золотые льет лучи,
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшеница)
5. Лежит мужик в золотом кафтане
Подпоясан, да не поясом,
Сам встать не может -
Люди поднимают. (сноп)
6. Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)
7. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосил,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
8. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на заглядение...
Ну и объединение! (бублик)
9. Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Жгут меня огнем,
Режут меня ножом.
А за то меня так губят,
Что все меня любят. (хлеб)
- Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Их также можно есть и с первыми блюдами.
- Для того чтобы хлеб всегда был на наших столах, мы должны его беречь. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда
Хлеба к обеду в меру бери.
Хлеб - драгоценность. Им не сори!
- В заключение нашего занятия хочется сказать:
Так повелось на родной земле:
Из года в год, из рода в род – веками.
Родной наш хлеб и булки все
Согреты человечьими руками.
Запомните как дважды два
Народной мудрости слова:
«Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит».
И если каждый из вас не глух, не слеп.
Цените родной народный хлеб!